Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Л о г и к а






Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Брянская государственная инженерно-технологическая академия»

 

 

Л О Г И К А

Часть I

 

Учебное пособие для студентов очной формы обучения по направлению подготовки бакалавров 080100 «Экономика предприятий и организаций

 

БРЯНСК 2010


 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянская государственная инженерно-технологическая академия»

 

 

Кафедра философии, истории и социологии

 

 

Утверждены научно-методическим советом БГИТА

протокол № ____ от «____________» 2010г.

 

 

Л О Г И К А

Часть I

 

Учебное пособие для студентов очной формы обучения по направлению подготовки бакалавров 080100 «Экономика предприятий и организаций

 

БРЯНСК 2010


УДК 1 (072)

Логика. Часть I. Учебное пособие для студентов.

Брянск. гос. инж.-технол. акад.

Молчанов С.Ю. – Брянск: БГИТА, 2010. – 62 с.

 

Учебное пособие ориентировано на программу преподавания логики студентам, обучающимся по специальности «Государственное и муниципальное управление». Пособие соответствует образовательному стандарту высшей школы по курсу «Логика». Для развития навыков логического мышления студентов к основным темам курса прилагаются упражнения.

 

Рецензент:

Профессор кафедры гуманитарных дисциплин БФ МосУ МВД РФ,

кандидат философских наук Петрова Н.Г.

 

Рекомендованы редакционно-издательской и методической комиссиями экономического факультета БГИТА

 

Протокол № ____ от __________________ 2010г.

 


 

Оглавление

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 6

Глава 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ КАК НАУКИ.. 7

§1. Чувственное и рациональное познание 7

§2. Форма мысли 7

§3. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений 8

§4. Теоретическое и практическое значение логики 8

Глава 2. ЛОГИКА И ЯЗЫК. 10

§1. Функции и виды языков 10

§2. Понятие знака и виды знаков 11

§3. Имя. Смысл и значение имени. Именные и пропозициональные функции 11

Глава 3. ПОНЯТИЕ.. 14

§1. Общая характеристика понятий 14

§2. Понятия простые, сложные и описательные 14

§3. Содержание и объем понятия 14

§4. Виды понятий 15

§5. Отношения между понятиями 19

Глава 4. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ.. 26

§1. Обобщение и ограничение понятий 26

§2. Деление понятий 26

§3. Определение понятий 27

Глава 5. СУЖДЕНИЯ. ПРОСТЫЕ СУЖДЕНИЯ.. 34

§1. Общая характеристика суждения 34

§2. Суждение и предложение 34

§3. Виды простых суждений 35

§4. Структура суждения 36

§5. Категорические суждения (деление суждений по количеству и качеству) 36

§6. Объединенная классификация простых категорических суждений 39

§7. Распределенность терминов в категорических суждениях 39

§8. Логические отношения между суждениями 42

Глава 6. СУЖДЕНИЯ. СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ.. 48

§1. Характеристика сложных суждений 48

§2. Виды сложных суждений 48

§3. Отрицание суждений 55

§4. Отношения между сложными суждениями 57

Глава 7. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ.. 62

§1. Закон тождества 62

§2. Закон непротиворечия 63

§3. Закон исключенного третьего 64

§4. Закон достаточного основания 65

Глава 8. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ВЫВОДЫ ИЗ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ.. 68

§1. Умозаключение и его виды. 68

§2. Непосредственные умозаключения 69

Глава 9. ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ... 80

§1. Структура категорического силлогизма 80

§2. Фигуры и модусы категорического силлогизма 80

§3. Правила категорического силлогизма 81

§2. Сокращенные и сложные силлогизмы. 84

Глава 10. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ВЫВОДЫ ИЗ СЛОЖНЫХ СУЖДЕНИЙ. 88

§1. Специфика выводов из сложных суждений 88

§2. Выводы из сложных суждений 88

Глава 11. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ И АНАЛОГИЯ.. 98

§1. Индуктивные умозаключения 98

§2. Аналогия 103

Глава 12. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ. 105

§1. Доказательство как логическая процедура 105

§2. Структура доказательства 105

§3. Способы доказательства 108

§3. Опровержение 109

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В значительной степени современное высшее образование связано с логико-методологической подготовкой будущих специалистов. Как практическая проблема образования, повышение культуры аналитического мышления не может быть реализовано лишь в рамках предметного обучения профилирующим дисциплинам. Необходим специальный учебный цикл, обращенный к изучению теории, методов и средств логической науки, а также ее приложений в социальной практике. Логико-методологическая образованность специалиста не просто дополняет его профессиональную культуру и компетентность, но и демонстрирует качественный уровень профессионализма. Изучение логики в качестве основной цели предполагает развитие аналитического стиля интеллектуальной деятельности, укрепление навыков эффективного применения логических знаний в практике профессионального, делового и повседневного общения.

Подобно тому, как умение говорить существовало еще до грамматики, так и искусство правильно мыслить существовало задолго до логики. Подавляющее большинство людей и сейчас размышляют и рассуждают, не обращаясь за помощью к особой науке. Некоторые даже склонны считать собственное мышление естественным процессом, требующим анализа и контроля не больше, чем, скажем, дыхание или ходьба. Разумеется, это заблуждение. Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно развивать различными способами. Изучение науки логики — один из наиболее эффективных способов развития логического абстрактного мышления. Специфическим приемом, как развития мышления, так и закрепления теоретического материала является решение задач. К каждой главе учебного пособия прилагаются вопросы и упражнения.

Логика учит мыслить определенно, лаконично, правильно. Студентам логика поможет в процессе овладения ими многообразной информацией, с которыми они встречаются при изучении различных наук и в практической деятельности. Логика поможет им отделять главное от второстепенного, критически воспринимать различные определения, подбирать формы доказательства истинных суждений и опровержения ложных.

Авторы старых книг по логике обычно считали своим долгом предостеречь читателя от торопливости при чтении: «В водах логики не следует плыть с полными парусами». С тех пор логика сделала гигантский шаг вперед. Ее содержание и расширилось и углубилось. Но этот старый совет не потерял своей актуальности. Освоение курса логики требует серьезной и вдумчивой работы. Студенту, приступающему к изучению логики, можно порекомендовать следующее:

· Изучив соответствующий параграф, выписать определения, раскрывающие значение ключевых слов, которые выделены курсивом.

· Выписать основные положения (тезисы) прочитанного параграфа и проследить, как они обосновываются и как соотносятся с положениями, изложенными ранее.

· Выполнить упражнения, помещенные в конце соответствующей главы.

Следование указанным рекомендациям будет способствовать оптимальному усвоению курса логики.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.