Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 15. Государственные и муниципальные финансы

Государственные финансы - экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами, с другой стороны, по поводу формирования и использования государственных фондов денежных средств.

Общая характеристика государственных финансов:

1. Непосредственное участие государства в процессе перераспределения национального дохода страны

2. Концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства

3. Финансирование общегосударственных нужд

4. Формирование за счет налогов, сборов, государственных пошлин, сумм, полученных от выкупа госпредприятий, доходов от госпредприятий и т.п.

Государственные финансы многообразны и включают в себя такие финансовые отношения как государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды и государственный кредит. Ведущая роль принадлежит государственному бюджету. Выделение его в отдельное звено государственных финансов связано со следующей его спецификой:

1. Бюджетные отношения возникают в распределительном процессе, где непременным участником является государства;

2. Бюджетные отношения связаны с формированием и ис­пользованием централизованного денежного фонда, который предназначаются для удовлетворения общегосударственных потребностей.

3. Пропорции распределения определяются потребностями расширенного производства (в большей степени)

4. Бюджетное распределение определяет центральное место в составе государственных финансов.

Территориальные (муниципальные, местные) финансы выделяются в самостоятельный структурный уровень, т.к. местное самоуправление отделено от государственной системы управления по Конституции РФ.

Права собственника в отношении муниципальных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления (Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», сентябрь 1997 года).

В целом же, говоря о структуре государственных финансов, подразумевают три их уровня:

- Федеральные финансы

- Финансы субъектов РФ

- Местные (или муниципальные) финансы.

Цель функционирования государственных финансов ресурсная поддержка для реализации государственных функций по обслуживанию определенных общественных потребностей.

Функции государственных финансов:

Аккумулирующая – по мобилизации необходимых финансовых ресурсов для удовлетворения соответствующих целевых потребностей.

Распределительная – связанная с использованием ранее мобилизованных денежных средств.

Регулирующая – реализуемая в процессе целевого государственного контроля за финансовой деятельностью собственных органов управления и процессами макроэкономического развития общества в целом.

Государственные финансовые ресурсы (фонды) – это находящиеся в распоряжении государственных органов власти и государственных предприятий (учреждений) целевые Фонды денежных средств, формируемых и используемых в порядке, определенном действующим финансовым законодательством.

К ним относятся:

· Бюджеты (федеральный, субъектов Федерации, местные и муниципальные)

· Внебюджетные специальные фонды

· Резервы Центрального банка

· Фонды унитарных государственных предприятий

· Фонды бюджетных организаций

Состав общегосударственных финансов:

- Бюджетная система РФ (бюджеты всех уровней)

- Государственные внебюджетные фонды

- Государственный кредит

- Государственный фонд страхования

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций и задач государства и местного самоуправления.

Сущность государственного бюджета

Государственный бюджет как социально-экономическая категория – основной инструмент перераспределения национального дохода страны.

Государственный бюджет как организационно экономическая категория – форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет как правовая категория – основной финансовый план страны, утверждается законодательными органами власти, имеет силу закона.

Государственный бюджет в материальном смысле - Общегосударственный фонд денежных средств, которые по мере поступления используются в соответствии с расходными статьями.

Бюджетные отношения воплощаются в бюджетном фонде страны, кото­рый имеет разветвленную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда зависит от централизации ресурсов в руках государства и методов ведения хозяйства. Как у любого фонда у государственного бюджета есть доходная и расходная части.

Доходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, учреждениями, гражданами в процессе формирования бюджетного дохода страны. Формой проявления доходов как экономической категории, являются различные виды платежей, а материальным воплоще­нием - финансовые средства, поступающие в бюджетный фонд.

Расходы государственного бюджета - экономические отношения, возникающие у государства в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому и территориальному назначению для удовлетворения общегосударственных потребностей. Государственные расходы можно охарактеризовать и качественно, и количественно. Характеризуя качественно, мы можем установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов. Количественная характеристика позволяет оценить величину расходов. Конкретные виды бюджетных расходов многочисленны и связаны с природой и формами государства. Расходы ГБ РФ и их распределение зафиксированы в структуре и составе бюджетной классификации.

Бюджет имеет определенную систему организации экономических отношений (бюджетное устройство и бюджетная система).

Бюджетное устройство – организация бюджетной системы и принципы ее построения. Определяет правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Бюджетная система – совокупность бюджетов государства и административно-территориальных образований.

Основные цели государственного бюджета:

1. Регулирование экономики путем перераспределения НД и ВВП (бюджетное регулирование). Бюджет позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве. Посредством бюджета происходит территориальное и межотраслевое перераспределение ВВП и НД

2. Ресурсное обеспечение иных, присущих государству функций (финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства, контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств и др.)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глоссарий по дисциплине теория государства и права | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.