Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансовые проблемы малого и среднего бизнеса. Банкротство компаний.






Цыганкова Анна

Группа Ф-155-З

Финансовые проблемы малого и среднего бизнеса. Банкротство компаний.

Законодательно установлено понятие малого и среднего предпринимательства, к которому в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся:

  • зарегистрированные в установленном порядке граждане (в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) или в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ);
  • зарегистрированные в установленном порядке потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий).

Актуальность темы исследования определяется той ролью малого бизнеса и предпринимательства в условиях рыночной экономики. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играют весьма важную роль в экономике, их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, то есть эти виды предпринимательства решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Однако роль малого бизнеса в российской экономике по-прежнему остается весьма незначительной. Доля малых предприятий в ВВП России, а также занятость населения на таких предприятиях чрезвычайно малы по сравнению с аналогичными показателями экономически развитых стран.

Большинство развитых стран всячески поощряют и поддерживают деятельность малого бизнеса. В целях содействия развитию малых и средних форм хозяйствования в России в 2007 году был принят Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». В настоящее время – это основополагающий документ, регулирующий отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяющий понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры их поддержки, виды и формы такой поддержки.

В соответствии с ним к малыми средним предприятиям относятся:

В зависимости от средней численности работников за календарный год предприятия подразделяются на

  • микропредприятия — до 15 работников;
  • малые предприятия — до 100 работников включительно;
  • средние предприятия — от 101 до 250 работников включительно.

С 13 июля 2015 г. согласно Постановлению Правительства РФ от 13 июля 2015 г. N 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» за предшествующий год без учёта налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия — 120 млн рублей;
  • малые предприятия — 800 млн рублей;
  • средние предприятия — 2 млрд рублей.

В последние годы в российской политике и экономике наметились положительные тенденции, внушающие надежду на улучшение общей среды деятельности субъектов малого предпринимательства. Однако имеют место и отрицательные явления, тормозящие позитивные процессы и даже создающие новые трудности. К их числу следует отнести, прежде всего, недостаточную эффективность государственной политики в отношении малого предпринимательства, продолжающуюся – под флагом «облегчение налоговой нагрузки» на малый бизнес – политики фискального удушения малого предприятия, недоступность финансово-кредитных и имущественных ресурсов.

Проблемы малого бизнеса можно разделить на следующие группы:
- Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке;
- материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности;
– факторы внешней среды и конъюнктуры рынка

Экономическая политика государства

Недостатки налоговой системы
Низкий платежеспособный спрос населения

Слабое развитие внутреннего рынка

- финансовые (инвестиционные) проблемы

Отсутствие финансовой поддержки со стороны банковского сектора –важная финансовая проблема для малого и среднего бизнеса в Р.Ф. После увеличения ставки рефинансирования Центральным банком процентные ставки по кредитам стали неподъемными для большинства предпринимателей. В свою очередь сами банки очень часто отказывают в выдаче кредита, объясняя это высокими рисками. В большинстве случаев у малых предприятий нет залогового обеспечения или в качестве залогового обеспечения выступает товар. А банки отказываются принимать товар в качестве ликвидного обеспечения. Финансовая отчетность малых предприятий не дает четкого представления о платежеспособности, так как спецификой развития малых предприятий является повышенный риск функционирования, невысокая рентабельность за счет невозможности реализации эффекта масштаба, короткий жизненный цикл и узкая специализация. Для банков это служит объективной предпосылкой отнесения малого предприятия к категории наиболее рискованных заемщиков. Поэтому для банков проще отказать в кредитовании, чем брать на себя риски, связанные с неуплатой кредитов.

Проблема инвестиций в малый и средний бизнес также является важной финансовой проблемой малого и среднего предрпринемательства.

Актуальность инвестирования в малый бизнес.

Малый бизнес не требует больших вложений и обеспечивает высокую скорость оборота денежных средств. Он является оптимальным инструментом реструктуризации экономики, способен сформировать и насыщать рынок потребительских товаров. Инвесторы для малого бизнеса должны учесть, что принять меры для сохранения уже начатого бизнеса гораздо проще, чем развивать его с нуля после кризиса.

Кризис и санкции на импорт создали уникальные условия для развития мелкого предпринимательства. Однако множество перспективных идей и бизнес-планов остаются нереализованными в связи с отсутствием средств — недоступностью кредитов и отсутствием вложений, которыми называют инвестиции в малый бизнес.

Инвестирование в малый бизнес отличается от кредитования по следующим признакам:

· объект вложений: финансовые учреждения предоставляют кредиты только денежными средствами; инвестицией может быть имущество, ценные бумаги, имущественные права;

· степень риска: кредит и проценты необходимо вернуть независимо от прибыльности проекта; инвестированный капитал возвращается и приносит доход только в случае прибыльности проекта;

· доходность: доход банка установлен наперед; прибыль инвестора успешного проекта сопоставима с риском, который он несет.

Ст. 15 ФЗ «О развитии МСП в РФ» № 209 возложила обязательства по созданию инфраструктуры для его поддержки на правительство, муниципалитеты и корпорацию развития малого и среднего предпринимательства. Она должна включать, среди прочего, акционерные и закрытые паевые инвестиционные фонды.

Однако рынок инвестиций для малого бизнеса до сих пор не сформирован. Причиной неэффективности правительственных мер стала их направленность:

1. Государство побуждает бизнесменов разрабатывать новые продукты для рынка, спрос на котором недостаточен.

2. Формированию спроса не благоприятствует структура отечественной экономики, ее сырьевая направленность и необоснованная монополизация.

3. Промышленные гиганты и крупные корпорации не формируют вокруг себя среду для развития микробизнеса, как это происходит на Западе.

Поиск инвестора

Представители бизнес-среды часто задаются вопросом, где найти инвестора для малого бизнеса. Единого рецепта нет, однако существует несколько проверенных вариантов:

· использовать личные знакомства и связи;

· участвовать в тематических выставках и презентациях;

· изучить спрос на рынке и напрямую делать предложения крупным компаниям – потенциальным потребителям конечного продукта;

· обратиться в территориальный орган власти по поддержке некрупного бизнеса, например, в Москве это Департамент поддержки и развития МСП, в Санкт-Петербурге — Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли.

Инвестор для малого бизнеса готов вкладывать средства только в проект компании, работающей прозрачно. С целью самопрезентации необходимо разработать инвестиционное предложение — документ, наглядно демонстрирующий:

· доходность вложения;

· возможность выведения активов в оговоренные сроки.

Международная практика знает два основных способа привлечения инвестиций:

· долговое финансирование, когда инвестиция оформляется в качестве ссуды;

· инвестирование в уставный капитал.

Для России характерен только второй из них. Причем в силу особенностей менталитета и меньшей цивилизованности инвесторы:

· требуют контрольный пакет акций либо долю в уставном фонде 50%+;

· вмешиваются в решение текущих дел;

· навязывают предпринимателю как минимум одного специалиста, который будет изнутри отслеживать движение средств;

· желают получать регулярные (иногда даже помесячные) отчеты;

· заинтересованы в получении дивидендов, а не в капитализации годовой прибыли;

· часто имеют не долгосрочный, а спекулятивный интерес и перепродают свою долю капитала.

Несмотря на все трудности, инвестирование малого бизнеса в России развивается, и часто является единственной возможностью развития для субъектов некрупных субъектов хозяйствования. А в условиях кризиса тенденция оттягивания инвестиций сектором малого бизнеса от крупного будет только усиливаться.

Введение санкций, скачки цен на нефть, значительное повышение курса европейской валюты и доллара, введение товарного эмбарго – все это не могло не сказаться на падении курса национальной валюты. Данные причины повлекли за собой рост цен на разного рода продукцию, в том числе и оборудование, что отразилось на развитии малого бизнеса. Но именно малый бизнес может занять те сектора экономики, которые наиболее пострадали от наложенных санкций со стороны Евросоюза и США. Подводя итог вышеизложенного, можно сказать, что стратегия развития малого бизнеса на сегодняшний день является приоритетным направлением развития экономики. Особую роль в поддержке малого бизнеса играет государство, так как развитие малого бизнеса позволит решить проблемы безработицы, повысить производительность труда, насытить рынок инновационными нововведениями, решить вопросы, связанные с инфляционной неустойчивостью российской экономики. Термин " банкротство " в широком смысле слова используется синоним термина «несостоятельность». В Российской Федерации эти термины совпадают.

Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 года определяет несостоятельность как: «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

Неплатежеспособность - это невозможность предприятия расплатиться по своим обязательствам «...более трех месяцев с момента наступления даты их исполнения», которая вызывается отсутствием или нехваткой денежных средств.

Если должник при нормальном ведении дел не может выполнить свои обязательства на протяжении более трех месяцев, то относительная неплатежеспособность переходит в абсолютную неплатежеспособность.

Именно абсолютная неплатежеспособность и называется несостоятельностью того или иного субъекта хозяйственных отношений.

Таким образом, неплатежеспособность того или иного субъекта хозяйственных отношений является необходимым, но не единственным условием «несостоятельности (банкротства)».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.