Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛОССАРИЙ. Анализ фонда оплаты труда.Анализ использования средств на оплату труда в предплановом периоде ставит цель выявить нерациональные выплаты из фонда заработной






Анализ фонда оплаты труда. Анализ использования средств на оплату труда в предплановом периоде ставит цель выявить нерациональные выплаты из фонда заработной платы, разработать мероприятия по экономии за счет роста производительности труда и снижения трудоемкости выпускаемой продукции.Анализ фонда оплаты труда осуществляется с учетом определения абсолютного и относительного отклонения его фактической величины от плановой.Абсолютное отклонение определяется сравнением фактически использованных средств ФОТ с плановым фондом в целом по фирме, структурным подразделениям и категориям работников.Относительное отклонение рассчитывается как разность между фактически начисленной суммой зарплаты и плановым ФОТ, скорректированным на коэффициент выполнения плана по производству продукции (товарной, валовой, чистой).

Аукцион – способ продажи отдельных видов товаров в установленном месте и в определенное время с условием предварительного выставления товара для осмотра.

Баланс предприятия – основная форма бухгалтерской отчетности промышленных предприятий.

Баланс рабочего времени обычно составляется в расчете на одного рабочего по цеху, но при существенных различиях половозрастной структуры работающих, различиях в условиях труда на участках баланс рабочего времени может составляться по участкам. Баланс рабочего времени состоит из следующих элементов: - Календарный фонд рабочего времени – общее количество дней в год, в том числе рабочих. Выходные и праздничные дни определяются по календарю. - Номинальный фонд рабочего времени – это разница между календарным фондом рабочего времени и количеством выходных и праздничных дней. - Невыходы на работу в балансе рабочего времени (больничные, отпуска, невыходы по разрешению администрации и пр.) планируются на основе трудового законодательства. - Явочное время – время работы в часах без выходных, праздничных дней, дней невыходов на работу. - Внутрисменные потери рабочего времени определяются в часах и включают: сокращенные часы работы в предпраздничные дни, в ночное время, сокращенный рабочий день для определенных категорий работников. - Полезный (эффективный) фонд рабочего времени – количество часов фактической работы. Полезный фонд рабочего времени определяется путем вычитания из явочного времени (в часах) внутрисменных потерь рабочего времени.

Валовая прибыль – это разность между Выручкой от продажи продукции (работ, услуг) за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей и Себестоимости реализованной продукции (работ, услуг).

Валовая продукция предприятия определяется разностью между валовым и внутрифирменным оборотом. ВП = ВО – ВнО.

Валовой оборот продукции представляет суммарный объем производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, планируемых цехам и службам предприятия в стоимостном выражении.

Взаимосвязь производственной мощности и спроса при планировании выпуска продукции. При планировании выпуска изделий (N) учитываются два основных фактора: спрос на продукцию (С) и наличие производственных мощностей (ПМ). Возможны три ситуации взаимосвязи производственной мощности предприятия и спроса. 1) С = ПМ, тогда N = С = ПМ; 2) С меньше ПМ, тогда N = С; 3) С больше ПМ, тогда N = ПМ.

Взаимосвязь субъекта и объекта управления через основные функции. Первые три функции (планирование, регулирование, стимулирование) осуществляются по линии прямой связи между субъектом и объектом управления, а последующие три (учет, анализ, контроль) – через обратную связь. В рамках седьмой функции– «организация деятельности» реализуются все предыдущие функции.

Виды процессов на предприятии: - Производственный процесс; - Управленческий процесс; - Основные процессы (изготовление основной продукции); - Вспомогательные процессы (производство продукции, которая используется при производстве основной продукции); - Простые процессы – изготовление несложной продукции; - Сложные процессы – совокупность скоординированных по времени и месту простых процессов; - Обслуживающие процессы.

Внутрипроизводственное планирование – это комплексное обоснование экономических целей развития предприятия, эффективных форм и методов хозяйствования на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков производства товаров, выполнения работ и оказания услуг при рациональном использовании ограниченных ресурсов

Внутрифирменный оборот продукции характеризует часть суммарного оборота (объема) производства предприятия, обращающуюся между его цехами и подразделениями.

Демпинг – продажа товара по искусственно заниженным ценам, чаще всего – ниже средних розничных цен на данный товар или услугу, иногда – ниже себестоимости товара. Цель демпинга – проникновение на рынок и вытеснение конкурентов.

Диспетчирование представляет собой централизованный контроль и непрерывное оперативное руководство текущим ходом производства как в масштабе предприятия, так и в масштабе отдельных его структурных подразделений.

Длительность производственного цикла – один из важнейших календарно-плановых показателей, представляет собой промежуток времени от запуска исходного сырья и материалов в производство до выпуска готовой продукции из данных сырья и материалов.

Задача деятельности предприятия. Главной задачей деятельности предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов собственника и трудового коллектива.

Задачи плана по труду и заработной плате. Главными задачами при разработке плана по труду и заработной плате являются: - обеспечение постоянного роста производительности труда и ее опережающего роста по сравнению с заработной платой; - обеспечение рационального соотношения в численности персонала, занятого непосредственно в производстве, с численностью персонала, занятого в обслуживании и управлении; - установление правильных соотношений зарплаты отдельных категорий работающих в соответствии с количеством и качеством их труда; - стимулирование труда каждого члена коллектива, а также коллектива в целом для улучшения показателей работы предприятия; - обеспечение в кадрах необходимой квалификации.

Заделы – это заготовки, полуфабрикаты, детали, находящиеся на всех стадиях производственного процесса.

Запасы сырья, материалов, топлива и т.д. должны обеспечивать нормальный ход производственного процесса. Запасы материалов на складе принято делить на текущие (переходящие) и страховые (резервные).

Значение разработки плана реализации продукции. Обобщающим показателем деятельности предприятия является объем реализованной продукции. Разработка плана реализации продукции является завершающим этапом составления производственной программы предприятия.

Измерители, применяемые при формировании плана производства: - натуральные; - условно-натуральные; - трудовые; - стоимостные.

Календарное планирование связано с решением задач распределения объема работ каждой позиции плана НИОКР по календарным отрезкам времени и определения очередности и сроков выполнения отдельных работ.

Калькулирование – это расчет себестоимости единицы продукции (работ, услуг), а документ, в котором оформляется этот расчет называется калькуляцией. Цель калькулирования себестоимости: - обеспечить определение себестоимости изделий и всей произведенной продукции; - создать базу для установления цен; - способствовать вскрытию и использованию резервов производства. Различают нормативную, плановую и отчетную калькуляции.

Кассовый план – это план поступления и выплаты наличных денег через кассу предприятия.

Классификация видов планирования по времени действия.

По времени действия: - Краткосрочное или текущее планирование – в течение одного планового года, квартала, месяца, декады или недели; - Среднесрочное или годовое планирование – от 1 года до 3 лет; - Долгосрочное или перспективное планирование – на период от 3 до 10 лет.

Классификация видов планирования по содержанию планов. По содержанию планов следует выделять: - Технико-экономическое; - Оперативно-производственное; - Организационно-технологическое; - Социально-трудовое; - Снабженческо-сбытовое; - Финансово-инвестиционное; - Бизнес-планирование.

Классификация видов планирования на предприятии по уровню управления. По уровню управления принято различать следующие виды планирования: - Высший уровень управления (в целом по предприятию): фирменное, корпоративное, заводское; - Средний уровень управления: цеховая система планирования; - Нижний уровень управления: производственные системы планирования (участок, бригада).

Классификация норм и нормативов. В результате большого разнообразия норм и нормативов возникает необходимость в их классификации. На российских предприятиях в основном принята группировка норм и нормативов по масштабам применения и по объемам нормирования.

Классификация норм и нормативов по масштабам применения. По масштабам применения нормативная база делится на: - нормативы, установленные на основе государственных и отраслевых стандартов и требований; - общезаводские нормативы; - цеховые нормативы; - предметные, подетальные, операционные нормативы.

Классификация норм и нормативов по объектам нормирования. По объектам нормирования нормативная база классифицируется по трудовым, материальным и финансовым ресурсам.

Коммерческие расходы – это расходы предприятия, связанные с организацией сбыта продукции.

Максимальный запас материалов равен максимальной величине текущего запаса плюс страховой запас.

Массовое производство характеризуется ограниченной и стабильной номенклатурой, большими масштабами выпуска одноименной продукции, узкой специализацией рабочих мест, широким применением поточных форм организации производственных процессов, что упрощает процесс оперативно-календарного планирования.

Методы нормирования. Различают два основных метода нормирования:

Суммарный метод – когда нормы расходования тех или иных ресурсов устанавливаются на единицу продукции или работы в целом, без расчленения на составные части. Аналитический метод основывается на определении тех или иных затрат на единицу продукции или работы.

Методы планирования себестоимости продукции. При планировании себестоимости продукции применяются следующие методы:

Пофакторный метод. Основой метода является определение влияния технико-экономических факторов на издержки производства в плановом году по сравнению с предыдущим годом.

Сметный метод. Он предполагает обоснование каждой статьи себестоимости с помощью специальной сметы затрат. Смета может составляться как на отдельные комплексные статьи расходов, так и в целом на объем валовой, товарной и реализуемой продукции.

Метод калькуляций. С помощью этого метода обосновывается величина затрат на производство единицы продукции, работ, услуг или их структурных элементов. При использовании данного метода важно определить объекты калькуляции, а именно: отдельные изделия, заказы, марки, сорта.

Нормативный метод. Здесь уровень затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг рассчитывается на основе заранее составленных норм и нормативов. Этот метод широко применяется при составлении плановых калькуляций и смет затрат.

Минимальный запас материалов равен страховому запасу.

Норма – это предельно-допустимая (максимальная или минимальная) величина расхода каждого ресурса на производство единицы продукции или выполнение определенного объема работы установленного качества, на определенную дату или в соответствующем периоде времени.

Норма времени – это время, необходимое при данном уровне техники и организации производства на выполнение единицы объема работ.

Норма выработки – величина, обратная норме времени – количество продукции, которое должно быть произведено рабочим за единицу времени (час, смену).

Норма расхода инструмента – это количество инструментов, которые необходимы для выполнения определенного объема работ.

Норма расходов материала – это количество материалов, которое необходимо затратить на производство единицы продукции (изделие, узел, деталь, заготовка) при рациональной технологии и организации производства.

Норматив – это относительный показатель, отражающий не абсолютную величину, а установленную степень, соотношение однородных показателей использования производственных ресурсов или характеристику продукции. Нормативы устанавливаются и выражаются в коэффициентах или в процентах (коэффициент использования металла на машиностроительном заводе).

Нормативная база предприятия (фирмы) включает множество различных норм и нормативов, упорядочение и систематизация которых производится с помощью единых методов нормирования и группировки по различным признакам.

Нормативная калькуляция единицы продукции - это себестоимость единицы продукции, рассчитанная на основе действующих на начало каждого месяца норм и нормативов расхода живого и овеществленного труда, учтенных цен и утвержденных смет расходов по обслуживанию производства и управлению им. Эти расходы включаются в калькуляцию себестоимости в соответствии с принятой методикой их распределения. Нормативная калькуляция является основой для расчета плановой калькуляции.

Нормативы, заданные вышестоящими органами управления (используются при планировании и управлении предприятием в целом, их параметры заданы предприятию и не могут быть пересмотрены). К ним, например, относятся: - нормы (лимиты) использования различных ресурсов (трудовых, энергетических); - природоохранные нормы и нормативы (допустимые пределы выброса в атмосферу, сброса в водоемы вредных веществ, нормы потребления воды); - некоторые нормы и нормативы использования живого труда (продолжительность рабочей недели и рабочего дня, тарифная ставка 1 разряда, тарифные коэффициенты); - некоторые нормативы использования средств труда (нормы амортизации, категория ремонтной сложности, ремонтный цикл); - экономические нормы и нормативы (налоги, включенные в себестоимость и в цену, налог на прибыль, предельный уровень рентабельности).

Нормативы, разработанные на предприятии для планирования и управления различными подсистемами предприятия: - нормы и нормативы организации производственного процесса (длительность производственного цикла, размер партий выпуска деталей в производство, нормы запасов сырья, материалов, топлива); - нормы и нормативы для планирования основных технико-экономических показателей (нормы и нормативы использования средств труда; материальных затрат, затрат живого труда, оборотных средств); - нормы и нормативы оценки принятых управленческих решений и результатов работы предприятия или его структурных подразделений (уровень рентабельности, показатели качества продукции, нормативы по освоению новой продукции).

Норма расходов материала – это количество материалов, которое необходимо затратить на производство единицы продукции (изделие, узел, деталь, заготовка) при рациональной технологии и организации производства. Классификация норм расходов материалов: - расход вспомогательных материалов; - материалы, используемые на изготовление инструментов; - нормы расходов материалов на изготовление нестандартного оборудования; - расход материалов на ремонт оборудования; - материалы, используемые для эксплуатации оборудования.

Нормы и нормативы затрат живого труда. К нормам и нормативам затрат живого труда относятся: - нормы времени; - нормы выработки; - нормативы трудоемкости ремонтных работ; - нормы обслуживания; - нормативы численности; - нормы управляемости; - нормативы соотношений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.