Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объективные исследования влияния наследственности на способности






Известна история семьи немецких музыкантов Бахов: родоначальником семьи был булочник В. Бах, который " отводил душу" после работы музыкой и пением, у него было два сына, с которых начинается непрерывный ряд музыкантов, известных в Германии на протяжении двух веков. В семье Бахов было около 60 музыкантов, из них более 20 — выдающиеся.
У Л. Н. Толстого и А. С. Пушкина прабабушки были родными сёстрами (хотя, конечно, это слабое родство). У поэтов Шиллера и Гёльдерлина, философов Шеллинга и Гегеля, физика Макса Планка был общий предок — Иоганн Кант, живший в XV в.
Имеются и другие примеры " семейственности". В пользу наследственной природы способностей свидетельствуют многочисленные династии артистов, художников, военных, врачей, педагогов, учёных.
Однако критики возражали: если у способного родителя вырос способный ребёнок, то это не значит, что именно по наследству передались способности. Быть может и так, что особое воспитание, особые знания и умения, интересы и склонности передавались непосредственно, в процессе общения родителя и ребёнка. Передав " что-то особенное", родитель тем самым поспособствовал формированию способностей.
Другими словами, в таких биографических исследованиях не учитывается роль среды, в которой воспитывались дети. Как известно, в Индии было несколько случаев, когда детей воспитывала стая волков (" дети-маугли"). Ясно, что при таком воспитании не может быть и речи о раскрытии способностей к музыке, писательству, наукам и большинству других.
Наиболее объективно роль задатков в способностях можно оценить так называемым близнецовым методом. Суть этого метода заключается в целенаправленном изучении близнецов. В ряде исследований сравнивались между собой показатели способностей однояйцевых (гомозиготных) близнецов (то есть близнецов, имеющих полное совпадение в генетическом коде). Было установлено, что способности и уровень их развития совпадают в 70 - 80 % случаев. А в парах разнояйцевых (гетерозиготных) близнецов — в 40-50 %.
Эти исследования позволили утверждать, что способности - через задатки - самым тесным образом связаны с наследственностью. Однако в этих экспериментах опять присутствовал фактор среды (близнецы воспитывались в одной семье).

А. Басе и Р. Плоумин также изучали отдельные характеристики гомозиготных и гетерозиготных (имеющих различный генетический код) близнецов. При этом брались близнецы, которые жили и воспитывались в разных семьях. Учёные установили, что влияние среды оказалось минимальным. Психологические и поведенческие различия гомозиготных близнецов чаще всего остаются такими же, как у детей, выросших в одной и той же семье. Более того, в некоторых случаях индивидуальные различия между ними даже уменьшаются. Дети-близнецы, имеющие одинаковую наследственность, в результате раздельного воспитания становятся иногда более похожими друг на друга, чем в том случае, если их воспитывают вместе. Это было объяснено тем, что живущие вместе близнецы находятся между собой в определённых отношениях, делят между собой роли.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.