Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Благовещенский Собор






Благовещенский Собор, третий по значению, был построен в 1484-1489 годах. Он представлял собой домовой великокняжеский храм.
Ныне существующий собор был возведен в XV веке на древнем белокаменном подклете XIV века артелью псковских мастеров.

Первоначально небольшая четырехстолпная крестово-купольная постройка имела всего три главы, освещавшие центр и алтарную часть храма. Со всех сторон здание обходили крытые галереи-паперти. Нынешний облик собор приобрел в 1560-е годы, когда на всех четырех углах паперти поставили маленькие храмы-приделы, увенчанные золочеными куполами. С западной стороны к ним добавили еще две западные декоративные главы, в результате чего храм стал девятиглавым и приобрел красивый пирамидальный силуэт. Внутри Благовещенский собор кажется довольно тесным из-за расположенных в его западной части хор. Главный купол собора покоится на так называемых повышенных арках (конструктивная деталь, свойственная псковской архитектурной школе). Система крытых переходов связывала собор с жилым дворцовым комплексом.
Настоятель Благовещенского собора по традиции становился царским духовником. Духовник принимал исповедь государя, помогал составлять ему завещание – духовную грамоту, крестил и венчал царских детей. В Благовещенском соборе находилась также царская ризница, где хранились древние почитаемые иконы и другие реликвии. Среди наиболее ценных реликвий были частицы мощей более сотни святых Греческой и Русской церкви. Раз в году в пятницу Великого поста совершали обряд омовения мощей: серебряные ковчеги с заключенными в них реликвиями переносили из Благовещенского собора в Успенский и омывали святой водой.
Летопись сообщает, что Благовещенский собор был украшен росписью в начале XVII века, причем выполнил ее мастер Дионисий с сыновьями. Однако эта роспись погибла в большом пожаре 1547 года. После пожара, в 1550-1560-е годы собор был расписан заново мастерами эпохи Ивана Грозного. Сюжеты росписи основного объема храма достаточно традиционны. В куполах размещены образы Христа Вседержителя, Богоматери «Знамение» и Бога Отца. Своды и стены заняты евангельскими сценами. В западной части храма подробно иллюстрируется Апокалипсис. На столбах написаны греческие и русские святые, в том числе Иван Калита и Дмитрий Донской. К этому же периоду относятся и фрески паперти, своды которой украшает композиция «Древо Иессеево». Она начинается изображением фигуры Иессея над входом в собор и завершается образом Богоматери с Младенцем, как бы венчающим его крону. В ветвях древа изображены пророки, апостолы и философы, среди которых можно обнаружить даже «портреты» античных философов и поэтов Гомера и Вергилия.
С папертей в храм ведут прекрасные белокаменные резные порталы, выполненные в XV-XVI веках итальянскими резчиками. Мотивы резьбы – дельфины, светильники, цветы и плоды – типичны для эпохи Ренессанса. Порталы обрамляют двустворчатые медные врата начала XVI века. Створки врат украшены изображениями сивилл, пророков и мудрецов, выполненными в сложной технике золотой наводки (с использованием золотой амальгамы).
Пятиярусный иконостас Благовещенского собора относится к числу самых загадочных произведений древнерусского искусства. До недавнего времени считалось, что над этими иконами в 1405 году работали Феофан Грек, Андрей Рублев и Прохор с Городца. Однако надежные источники, обнаруженные исследователями, говорят о том, что, как и первоначальная роспись, древний иконостас погиб в огне пожара 1547 года. Стилистически благовещенские иконы относятся к рубежу XIV-XV веков. Высокое качество живописи и дата позволяют предполагать, что и иконы деисусного и праздничного рядов ныне существующего иконостаса написаны великими мастерами – Андреем Рублевым и Феофаном Греком. Два верхних ряда – пророческий и праотеческий – появились в соборе во второй половине XVI века, в эпоху Ивана Грозного. Сама же конструкция иконостаса была изготовлена взамен обветшавшей в 1894-1896 по эскизу архитектора-реставратора Н.В.Султанова. Все ее детали выполнены из бронзы, обиты позолоченной латунью и украшены эмалью.

 

Несомненно, Московский Кремль – это символ российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира, включающий памятники архитектуры XIV-XX веков, богатейшая сокровищница исторических реликвий, памятников культуры и искусства.
Кремль – это и крепость, мощные зубчатые стены и башни которой так хорошо знакомы по открыткам и телевизионным изображениям.
На территории Кремля находятся златоверхие храмы, древние терема и палаты, величественные дворцы и парадные административные здания.
Уникальный музейный комплекс включает Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, ансамбль звоницы Ивана Великого и другие исторические памятники, бесценные для истории Российского государства.
В советский период религия и церковь были подвергнуты гонению со стороны государства. Были разрушены многие храмы, осуществлена попытка навсегда искоренить веру в Бога у людей. Не прошла беда и мимо Московского Кремля, в котором уже нет многих церквей и вряд ли их когда-нибудь можно будет восстановить.
Как свидетельствует история, на протяжении всего периода существования Кремля его здания и сооружения страдали или от легкомыслия правителей, или от захватнических иноземных войн, или от пожаров.
И все же Кремль, несмотря ни на что, выстоял. И сегодня это и древний памятник культуры и зодчества, и место сосредоточия государственной власти, и просто одно из самых красивых мест города. А поэтому задача нашего и будущих поколений – сохранить этот выдающийся памятник истории России.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.