Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные экономические преобразования в странах Центральной и Восточной Европы и их последствия






Полномасштабные экономические реформы стартуют в Восточной Европе в 1989-91 гг. Основными элементами данных реформ становятся:

1. Макроэкономическая стабилизация и контроль ситуации в экономике. С этой целью вступают в действие стабилизационные программы: борьба с инфляцией (контроль денежной массы осуществляется по рецептам монетаризма), новая налоговая политика, предназначенная для увеличения доходной части государственного бюджета (в ее основе лежат постулаты экономики предложения), урегулирование внешних расчетов (снижение внешней задолженности путем ее реструктуризации и даже списание части долгов в обмен на продолжение рыночных реформ).

2. Реформа цен и внедрение рыночных механизмов. Здесь предполагался переход к конкурентным рыночным отношениям и рыночным ценам, для чего были осуществлены:

• либерализация цен и торговли;

• либерализация внешнеэкономической деятельности;

• изменение прежней системы поставок, отказ от административно-командной распределительной системы;

• либерализация рынка рабочей силы;

• реформирование финансов (становление на коммерческих принципах банковской системы, рыночный механизм определения уровня процентной ставки, развитие финансовых рынков).

Первоначально данные преобразования привели к хаотичному развитию экономики стран ЦВЕ, но через несколько лет с момента начала реформ ситуация стабилизировалась, и вышеназванные программы стали давать свои позитивные результаты.

3. Развитие частного сектора, приватизация, реформа производственной структуры. По сути это означало структурную перестройку экономики стран ЦВЕ, изменение отношений собственности, введение процедуры банкротства, ликвидацию монополий, отраслевую и производственную реформу.

4. Пересмотр роли государства в экономике. Государство от прежнего своего диктата в рамках административно-командной экономики перешло к принятому во всем цивилизованном мире косвенному регулированию. С этой целью была проведена реформа законодательства, законодательных институтов, под государственное регулирование попали естественные монополии. В настоящее время в компетенции государства находится налоговое и бюджетное регулирование экономики, кредитно-денежная политика. Были внесены и необходимые коррективы в социальные программы.

Логика у экономических преобразований в странах ЦВЕ была следующая:

• на первом этапе проводилась макроэкономическая стабилизация - предварительное

условие начала реформ: остановка спада производства, решение проблемы внешнего и внутреннего долга;

• далее осуществлялась реформа цен и торговли, вводилась конвертируемость национальной валюты, цены приводились в соответствие с издержками производства и уровнем мировых цен;

• затем проводилась реформа налоговой и социальной системы, предприниматели получали налоговые стимулы, а население защищалось от угрозы безработицы.

Однако последствия реформ оказались хуже, чем это предполагаюсь заранее.

Спад производства в первые годы реформ был весьма существенный, свобода ценообразования вызвала значительный рост цен при одновременном снижении доходов населения, возникла массовая безработица, рухнули все прежние связи в рамках СЭВ и пришлось в кратчайшие сроки приспосабливаться к новым условиям хозяйствования. Впрочем, изначально реформы предполагались как длительные, постепенные, их главной стратегической целью был переход к рынку эволюционным путем через смешанную экономику и поддержку Запада. У истоков создания программы реформ стояли и западные советники, главным образом специалисты МВФ, которые давали свои рекомендации странам ЦВЕ и контролировали ход реформ.

Фактически реформы оказались более динамичными, практически повсеместно был избран путь вхождения в рынок через т.н. «шоковую терапию».

Классическим примером «шоковой терапии» служит Польша, в которой реформы проводились наиболее радикальным способом. Программа польских реформ, осуществленная известным экономистом, премьер-министром в правительстве Леха Валенсы Лешиком Бальцеровичем предполагала определенные жертвы во имя реформ. План Бальцеровича включал в себя:

• резкое снижение инфляции через прекращение финансирования государственного

бюджета центральным банком страны (прекращение денежной эмиссии), установление реальной процентной ставки;

• привязку курса национальной денежной единицы к американскому доллару (введение конвертируемости злотого);

• либерализацию цен и внешней торговли;

• получение кредитов МВФ на стабилизацию экономики;

• быструю структурную перестройку экономики в результате проведения ускоренной приватизации;

• принятие нового экономического законодательства, отвечающего современным потребностям (закон о банкротстве, гарантии инвесторам и т.п.);

• открытие экономики для иностранных инвесторов.

Результатами же первых лет проведения «шоковой терапии» в странах ЦВЕ стали:

• глубокий спад производства, больший, чем ожидалось (спад промышленного производства достигал 20% в год;

• распад прежних экономических связей в рамках СЭВ, необходимость налаживания новых, переориентация рынка сбыта продукции стран ЦВЕ с Восточной на Западную Европу;

• структурная безработица вследствие ликвидации социалистической «избыточной

занятости»;

• устойчивая инфляция, темпы которой снизились, но все равно остаются высокими при сравнении с ведущими развитыми странами мира;

• поверхностная приватизация: приватизированные предприятия не смогли в быстрые сроки приспособиться к новым рыночным механизмам, не сыграли отводимую им роль и налоговые стимулы (напротив, была характерна налоговая инфляция издержек). Приватизация коренным образом не изменила и поведение новых собственников, которые не сразу смогли овладеть искусством управления своим бизнесом. По сути дела, в программе приватизации был осознанно сделан выбор в пользу широкой, но поверхностной приватизации вместо глубокой, но узкой;

• банковский кризис, разразившийся из-за того, что коммерческие банки не сразу приспособились к новым условиям хозяйствования, на первых порах выдавая необеспеченные кредиты, а также допуская различные злоупотребления и коррупцию;

• неоправдание надежд на массовый приток в ЦВЕ иностранных инвестиций, поскольку вместо ожидаемых прямых инвестиций в реальный сектор экономики в регионе наблюдался приток спекулятивного финансового капитала, который довольно быстро обрушил нарождающийся финансовый рынок восточноевропейских стран.

Самым же ощутимым негативным последствием социально-экономических преобразований в ЦВЕ оказался обман общественных ожиданий. Несмотря на то, что реформы - процесс длительный и постепенный, общество жаждало немедленных результатов и быстрого достижения уровня жизни по стандартам ведущих мировых держав. Фактически же жизненный уровень населения стран ЦВЕ снизился. Разочаровавшись в прежних иллюзиях относительно успешности рыночных преобразований, социалистические идеи и ностальгия по прежним временам вновь стали популярными у той части населения, которая оказалась обездоленной. Поэтому на смену антикоммунистическим правительствам первой волны в ряде государств ЦВЕ во второй половине 1990-х гг. к власти возвратились приверженцы социалистического пути развития. Этот процесс также совпал с падением популярности неоконсерваторов на Западе и победе социалистов в ряде стран Западной Европы. Однако общая стратегическая линия рыночных реформ в странах ЦВЕ оказалась непоколебимой.

Даже президент-коммунист Александр Квасневский, сменивший Валенсу в Польше, по-прежнему проводит курс, четко заданный своим предшественником. Речь, скорее, может идти только о большей социальной функции государства, больших гарантиях населению в условиях уже сложившейся рыночной экономики.

Реформы в странах ЦВЕ необратимы, а их негативные последствия послужили хорошим уроком, который позволил скорректировать процесс рыночных преобразований.

К положительным же результатам реформ следует отнести:

• ликвидацию дефицита товаров и услуг, их доступность населению;

• активизацию и либерализацию предпринимательской деятельности, восстановление частного сектора экономики;

• создание демократической системы управления экономикой, продолжение рыночного курса;

• невмешательство государства в процесс принятия бизнес-решений на микроуровне, концентрация государства на задачах по макроэкономическому регулированию;

• начало новой экономической интеграции региона в систему мирохозяйственных связей (развитие торговли, научно-технического обмена, взаимодействия в инвестиционной сфере с ведущими странами мира и государствами Западной Европы, пересмотр отношений с Россией и странами СНГ в пользу взаимовыгодного сотрудничества на рыночных принципах), налаживание новых экономических связей между странами ЦВЕ.

В 1994 г. реформы начинают давать свою отдачу, что отражается на благоприятной динамике макроэкономических показателей стран.

Оживление, а затем и экономический рост становятся характерными практически для всех стран региона. Быстрыми темпами развивается внешняя торговля. Одним из важнейших факторов роста становятся внутренний спрос и внутренние инвестиции (смена оборудования, технологическое перевооружение производств). Существенный вклад в этот рост вносит частный сектор, доля которого в сравнении с прежними временами заметно увеличилась.

Так, если во времена социализма частный сектор составлял в экономике Болгарии около 3%, то уже к середине 1990-х гг. он достиг 25%, в экономике Польши и Венгрии доля частного сектора увеличилась с 30% до двух третей.

Структура экономики стран ЦВЕ постепенно меняется с ориентации на сельское хозяйство, добычу сырья и производство невысокой степени наукоемкости на выпуск готовой конкурентоспособной промышленной продукции по самым высоким мировым технологическим стандартам. Так, если в экспорте России по-прежнему 90% приходится на сырье, то экспорт Чехии на 90% состоит из промышленной продукции, все большая часть которой является наукоемкой. Быстрыми темпами в странах региона развивается и сфера нематериального производства: туризм (Чехия, Венгрия, Болгария), финансы (Латвия). Таким образом, в ЦВЕ осуществляется переход к новой

модели интенсивного развития, в основе которой лежит рыночная экономика постиндустриального типа. Успехи в прогрессивности движения вперед не у всех стран рассматриваемой группы одинаковы, но процесс идет повсеместно.

Признание успехов стран ЦВЕ на пути проведения рыночных преобразований - это принятие в 1995-96 гг. ведущих стран региона (Чехии, Венгрии и Польши) в ОЭСР, своеобразный клуб экономически развитых стран мира, а также ассоциированное членство ряда стран ЦВЕ в ЕС.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.