Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2 социология предпринимательства






Общее понятие предпринимательства. Экономические трактовки предпринимательской функции. Исторические и социальные корни предпринимательского духа
(М. Вебер, В. Зомбарт). Предприниматель, мещанин и бюрократ — три составляю-
щие капиталистического духа. Средневековое и капиталистическое предпринима-
тельство. Историческая эволюция предпринимательских групп.

Социально-психологический портрет и мотивы предпринимателя (Й. Шум-
петер и др.). Прирожденное и вынужденное предпринимательство. Социальный ста-
тус групп предпринимателей. Социальные факторы предпринимательской деятель-
ности. Этническое предпринимательство. Предпринимательство как вид идеологии.
Социальный портрет предпринимателя в дореволюционной и современной России.

Основная литература

Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного эко-
номического человека. М.: Наука, 1994. С. 45—49, 82—103.

Радаев В.В. Экономическая социология. М.: ГУ ВШЭ, 2005. Гл. 9—10.

Уолдингер Р., Олдрич X., Уорд Р. Этнические предприниматели // Западная эко-
номическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и науч. ред.
В.В. Радаев; пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004. С. 340—365.

Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. С. 169—195.

Дополнительная литература

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные
произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 61—106, 136—207; или Вебер М. Протестант-
ская этика и дух капитализма. М: ИНИОН РАН, 1972 (https://www.warwick.ac.uk/
russia/books.html).

Заславская Т. И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, ста-
тус//Социологические исследования. 1995. № 3. С. 3—12.

Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под
ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. М: Фонд " Либеральная миссия", 2003.

Олдрич X. Предпринимательские стратегии в новых организационных попу-
ляциях// Западная экономическая социология: Хрестоматия современной класси-
ки / Сост. и науч. ред. В.В. Радаев; пер. М.С. Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004.
С. 211-225.

Радаев В.В. Два корня российского предпринимательства: фрагменты истории //
Мир России. 1995. Т. 4. № 1. С. 159-180.

Радаев В.В. Новое российское предпринимательство в оценках экспертов //
Мир России. 1994. Т. 3. № 1. С. 36-54.

Радаев В.В. Российский бизнес: структура трансакционных издержек // Об-
щественные науки и современность. 1999. № 6. С. 5—19 (https://ecsocman.edu.ru).


 

Радаев В. Этническое предпринимательство: Россия и мировой опыт // Полис.
1993. № 5. С. 79-87.

Burt R.S. Structural Holes: The Social Structure of Competition. Cambridge: Harvard
University Press, 1995.

Encyclopedia of Entrepreneurship / C.A. Kent et al. (eds.). Englewood Cliffs:
Prentice-Hall, 1982.

Enterpreneurship. An Interdisciplinary Perspective / R. Swedberg (ed.). Oxford:
Oxford University Press, 2000. Part II. P. 45—160.

Granovetter M. The Economic Sociology of Firms and Entrepreneurs // The Economic
Sociology of Immigration: Essays on Networks, Ethnicity, and Entrepreneurship /A.Portes
(ed.). N.Y.: Russell, 1995. P. 128-165.

Hebert R., Link A. The Entrepreneur: Mainstream Views and Radical Critique. N.Y.:
Praeger, 1988.

Martinelli A. Entrepreneurship and Management//The Handbook of Economic
Sociology / N. Smelser, R. Swedberg (eds.). Princeton: Princeton University Press, 1994.
P. 476-487.

Radaev V. The Development of Small Entrepreneurship in Russia// Small and
Medium Enterprises in Transitional Economies / R.J. Mclntyre, B. Dallago (eds.).
Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2003. P. 114—133.

Waldinger R., Aldrich H., Ward R. Ethnic Entrepreneurs: Immigrant Business in
Industrial Societies. L.: Sage Publications, 1990.

Контрольные вопросы

■ Каковы основные подходы к определению предпринимательства как эко-
номической функции?

■ Из чего складывается общее понятие предпринимательства?

■ Чем различаются фигуры предпринимателя, мещанина и бюрократа?

■ Чем различаются средневековый и современный предприниматель?

■ Каков психологический портрет современного предпринимателя и структу-
ра его мотивации?

■ Почему предпринимательские группы часто оказываются в маргинальной
статусной позиции?

■ Почему одни этнические группы успешнее других занимаются предприни-
мательской деятельностью?

■ Чем различаются предприниматели в дореволюционной и современной
России?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.