Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Икономия и акривия






Греческое слово " икономия" (oikonomia) - буквально означает " устроение", " домостроительство", " экономия", под чем принято сейчас понимать " снисхождение"; а " акривия" (akribia) - буквально " точность", что ныне принято обозначать как " строгость" (VI Всел. 3, 102). Поскольку в богословской литературе по этому вопросу возникла целая полемика, то мы, на основании святоотеческого наследия, считаем своим долгом твердо уяснить, в отношении каких именно вещей Церковь употребляет принцип " икономии", а в каких случаях применяет принцип " акривии".

Принцип икономии, несомненно, применяется только в отношении чина и способа присоединения еретиков или раскольников к Церкви, но не к их " таинствам" и зловерию. " Если ради икономии дел церковных вместе со зловерием уничтожается и спасительная вера, то подобного рода так называемая икономия есть совершенное отделение от Бога ", - говорит преп. Максим Исповедник.

Св. Василий Великий, в своем 1-м правиле выразив ту несомненную мысль, что все находящиеся вне Церкви лишены благодати св. Таинств, в вопросе о способе присоединения их к Церкви, однако, не дает никакого точного указания, предлагая в каждом случае " последовати обычаю каждыя страны". Причиной же употребления снисхождения при присоединении еретиков и схизматиков к Церкви, т.е. когда их не омывают истинным церковным крещением или клириков их не рукополагают истинным рукоположением, а принимают " паки в тот же чин", - св. Отец называет " назидание многих", " благосозидание", " благоусмотрение" и под., но никак - не признание их " таинств" действительными (или имеющими некоторую долю действительности) и благодатными, что отчетливо видно как из сего правила, так и из всех других правил Православной Церкви, в которых идет речь о чиноприеме еретиков и схизматиков.

В Кормчей Книге, в " ответах правильных Тимофея святейшего Архиепископа Александрийского", мы находим авторитетное разъяснение того, что принятие в общение без крещения не есть ни противоречие учению Церкви, ни признание Ею благодатности крещения, а следовательно и других " священнодействий" еретических, а лишь применяемый, в виде исключения, особый порядок присоединения к Христовой Церкви тех людей, которых перспектива повторения, как им кажется, над ними таинства крещения могла бы совсем оттолкнуть от Православия. На вопрос: " Почто обращающыяся еретики к Соборной Церкви не покрещаем", Святитель Тимофей дает ответ: " Аще бы се было, не бы ся человек скоро обращал от ереси, покрещения стыдяся, обаче и возложением руку пресвитерску [т.е. Мvропомазанием] и молитвою, весть приходити Дух Святый", которого присоединяемые были чужды, когда еще находились вне Церкви. " Подобную практику допускал и св. Киприан, бывший сторонником именно строгости в отношении приема еретиков и схизматиков, и объяснял ее так: " Но, скажет кто-нибудь, что же будет с теми, кои прежде сего, обратившись от ереси к Церкви, приняты были в Церковь без крещения? Господь, по милосердию Своему, силен даровать им прощение, и тех, кои, быв приняты в Церковь, в Церкви же и опочили, не лишит даров Церкви Своей".

Однако, св. Киприан признавал при этом, что вводить такое снисхождение, догматически допустимое, в практику как норму нельзя, потому что этим будет ослабляться вера в Церковь как единственную хранительницу благодати, ибо еретикам " не будет причины обращаться к нам, когда имея крещение, будут думать, что имеют и все прочее. Напротив, когда они узнают, что вне Церкви нет крещения и не может быть дано отпущение грехов, то охотнее и поспешнее будут приходить к нам и с покорностью просить благ и даров Матери Церкви".

Следовательно, принцип " акривии" необходимо признать наиболее полезным как для присоединяемых, так и для самой Церкви, особенно в наше время экклезиологических ересей. История показывает нам, что строже всего Церковь поступала в отношении еретиков при начале их деятельности, также когда ересь занимала господствующее положение, а Православие было гонимо; и делалась снисходительнее, когда ересь начинала ослабевать.

Итак, принцип церковной " икономии" нисколько не противоречит догматическому учению о единственности Церкви, ибо не дает ни малейшего основания утверждать, что и вне Церкви может преподаваться спасительная благодать. Но когда приступающий к Церкви из ереси не крестится, а лишь приносит покаяние в заблуждении и принимает св. Таинство Мvропомазания, то благодать Св. Духа, которой он ранее не имел, получает в самом присоединении. Равно и принимаемый из схизмы или ереси в ту же степень клира, в коей он находился до присоединения к Св. Церкви, когда т.е. он заново не рукополагается истинным рукоположением, но вступает в отправление священнослужения, - получает благодать хиротонии от Бога в том таинстве, посредством коего приемлется в Церковь.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.