Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Ересь






В своем 1-м Правиле св. Василий Великий, знаменитый из Отцев Церкви, дает следующее определение ереси и еретикам, как об этом передали Св. Отцы с древнейших времен: " Еретиками назвали они совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся". Здесь св. Василий под понятием ереси подразумевает в первую очередь искажение одного или нескольких догматов, изложенных в Символе Веры или любое освященное изначальным и долговременным употреблением в Церкви священное предание и установление, как говорит он же в своем 91-м правиле. Догмат - слово греческое; оно означает непреложную истину, принимаемую на веру и общеобязательную для христиан (от греч. dogma – «закон», «правило», «постановление»). С течением времени в догматических системах этим словом стали обозначать, как правило, только те вероучительные истины, которые обсуждались на Вселенских Соборах и получили соборные определения или формулировки. Догматы - это решения Вселенских Соборов по различным вопросам веры. Догматы, по большей части, называются определениями, потому что они проводят границу между истиной и заблуждением, между болезнью и здравием. Они являются достоянием всей Церкви как выработанные ее соборным разумом. Догматические определения выражают откровенную истину, определяют жизнь Церкви. Следовательно, с одной стороны, они являются выражением Откровения, а с другой - служат целительным средством, ведущим человека к общению с Богом, к цели нашего существования. Догматы - богооткровенные истины, содержащие учение о Боге и Его Домостроительстве, которые Церковь определяет и исповедует, как неизменные и непререкаемые положения православной веры. Характерными чертами догматов являются их вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность. Догматом называется всякое учение веры и благочестия, основанное на Божественном Откровении - Священном Писании и Священном Предании, и утвержденное авторитетом Церкви.

  1-е правило IV Собора говорит: «От святых отец на каждом соборе», Вселенском, т.е. и поместном, «до ныне изложенные правила», имеющие целью точнейшее определение догматов и устройство Церкви, «соблюдати признали мы справедливым».

      А 2-е правило VI Собора в отдельности перечисляет божественных отцов, составивших священные и божественные правила, как сообща, так и особо, и определяет, чтобы тверды пребывали изреченные по вдохновению Святаго Духа и бывшими прежде нас святыми отцами принятые и утвержденные и нам преданные ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей — восемьдесят пять правил святых Апостолов, т.е. кроме постановлений, чрез Климента преданных (ибо они приняли в себя много подложного, на подобие плевел, от иномыслящих); повелевает, чтобы имели твердость и те правила, которые провозгласили Никейские триста восемнадцать отцов, также и те, которые изложил вторый и Вселенский Собор 150 отцов, собравшихся в царствующем граде, — те, которые изложил III Собор в Ефесе собравшихся двухсот отцов, и те, которые изложил IV Собор в Халкидоне собравшихся шести сот тридцати отцов, и те, которые заповедал собор в Анкире, а также в Неокесарии, в Гангре, в Антиохии Сирийской, в Лаодикии Фригийской, в Сардике и в Карфагене; должны быть также приняты правила, написанные при Нектарии и Геннадии, предстоятелях Константинополя и еще правила Дионисия и Петра — священномучеников, Афанасия Великого и Кирилла, Тимофея и Феофила, которые были предстоятелями великого града Александрии, также правила Григория Неокесарийского чудотворца, Василия Великого — Кесарийского, Григория Нисскаго, Григория Богослова и Амфилохия Иконийскаго; правило же, изданное архиепископом Африканской страны священномучеником Киприаном и собором, при нем бывшим, сохраняемо было в их странах, и только. Итак, дерзающий какое-либо из всех сих правил искажать, или извращать, или отменять, или изменять, или принимать другие, «подложно составленные некими людьми, дерзнувшими кормчемствовати истиною», таковый да будет, говорит правило, анафема и чужд христианского списка.

      А 1-е правило VII Собора говорит: божественные правила, почитая делом весьма вожделенным, со услаждением приемлем, — как те, которые прежде ясно изобразили божественные Апостолы, так и те, которые опять составили шесть святых Вселенских Соборов и поместные; а также и те, которые изложили особо некоторые из превосходящих благочестием и добродетелию мудрые отцы, и определяем — всецелое и непоколебимое постановление их сохранять как руководство к вечному блаженству: ибо все они от единаго и того же Духа быв просвещены в уме, начертав, издали канонические постановления, которые и должно почитать со всяким благоговением как свидетельства и руководства, ибо они ясно свидетельствуют и показывают, как должно нам живущим совершать добродетели, и преступившим (их) предживописуют ожидающее их неизбежное наказание; а посему, позаимствовав изречение Боговидца Моисея, глаголем к сим: не подобает приложити и от сих не подобает отъяти (Второзакон. 12, 32); и изречение Апостола: аще ангел благовестит вам паче, еже приясте, анафема да будет (Гал. 1: 8). Итак, и мы изрекаем анафему тем, которые преданы были анафеме божественными правилами, извергаем изверженных, отлучаем отлученных и подвергнутым епитимии определяем ту же самую епитимию.

      А «том единения» говорит: пренебрегающим священными и божественными правилами блаженных отцов наших, которые утверждают святую Церковь и, украшая все христианское исполнение, руководствуют к божественному страху, анафема.

  Великий Василий в послании к Диодору говорит, что неписанный обычай имеет силу закона, потому что постановления преданы нам от святых мужей. А в 27-й главе о Святом Духе к блаженному Амфилохию пишет: «Из сохраненных в Церкви догматов и проповеданий, некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от Апостольского предания, по преемству в тайне, и те и другие имеют едину и ту же силу для благочестия. И сему не воспрекословит никто, хотя мало сведущий в установлениях духовных: ибо аще приемлем отвергати неписанные обычаи, аки не великую имеющие силу: то неприметно повредим Евангелию в главных предметах, или паче сократим проповедь в единое имя без всякой вещи. Например, знаменатися образом креста, кто учил сему писанием? Или к востоку обращатися в молитве? Ибо немногие знаем, что чрез сие ищем древнего отечества — рая, который насадил Бог в Едеме на востоке (Быт. 2: 8)».

Перечисляя всех древних еретиков, исказивших святые догматы, св.Василий указывает, что между православным учением и исповеданием еретическим " есть явная разница в самой вере в Бога".

В толковании на правило (1-е) епископ Никодим (Милаш) разъясняет, что еретическое " учение, противное православной вере, не должно, впрочем, касаться непременно оснований православного вероучения, чтобы данное лицо считать еретиком, - достаточно, чтобы оно погрешало хотя бы в одном догмате, и в силу этого оно - уже еретик ". " Тот еретик и подлежит законам против еретиков, кто и мало уклоняется от православной веры " (Синтагма Матфея Властаря). А еп. Игнатий (Брянчанинов) говорит: " Ересь — слово греческое (α ί ρ ε σ ι ς) — значит вообще какое-либо отдельное учение. ….. впоследствии название ересь усвоилось единственно произвольному и ложному учению о христианстве, отделявшемуся и отличавшемуся от учения Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви. Святой апостол Павел говорил христианам, думавшим сочетать христианство с иудейством: «Аще законом правда, убо Христос туне умре» (Гал.2: 21). «Аще обрезаетеся, Христос вас ничтоже пользует. Упразднистеся от Христа (отчуждились от Христа), иже законом (Моисеевым) оправдаетеся: от благодати отпадосте» (Гал.5: 2—4). К иудеям, принявшим христианство, потом обратившимся к иудейству, произнес Апостол следующие грозные слова: «Невозможно просвещенных единою и вкусивших дара небеснаго, и причастников бывших Духа Святаго, и добраго вкусивших Божия глагола и силы грядущаго века, и отпадших, паки обновляти в покаяние, второе распинающих Сына Божия себе и обличающих, (то есть ругающихся Ему). Земля бо пившая сходящий на ню множицею дождь и раждающая былия добрая оным, имиже и делаема бывает, приемлет благословение от Бога: а износящая терния и волчец непотребна есть и клятвы близ, еяже кончина в пожжение» (Евр.6: 4—8)…. Говорит святой Григорий Синаит: «Иже кроме Духа пишуще и глаголюще, и Церковь созидати хотяще, «суть (телесни) душевни, — яко иже негде глаголет Божественный Апостол, — Духа не имуще» (Иуд.1: 19). Таковии бо повинни суть клятве, глаголющей: «Горе, иже мудри в себе самих, и пред собою разумни!» (Ис.5: 21). От себе бо глаголют, а не Дух Божий в них есть глаголяй, по Господню словеси. От своих бо помысл прежде чистоты глаголющии прельстишася духом мнения.» Папизм; так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христовы, и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех — отречение от Христа, нежели грех отречения от папы. Папа есть идол папистов; он — божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов; они преданы самим себе и сатане, изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих — и папизм. В этом состоянии омрачения они исказили некоторые догматы и таинства, а Божественную Литургию лишили ее существенного значения, выкинув из нее призывание Святого Духа и благословение предложенных хлеба и вина, при котором они пресуществляются в Тело и Кровь Христовы. Эта существенная часть Литургии находилась во всех Литургиях, преданных Апостолами Христовыми по всей вселенной, — находилась и в первоначальной Литургии Римской. Никакая ересь не выражает так открыто и нагло непомерной гордости своей, жесткого презрения к человекам и ненависти к ним.

И это ужасное, дышащее убийством, жаждущее крови изуверство называется единым истинным христианством, и с исступленною ревностью стремится увлечь всю вселенную в свою ересь. «От плод их познаете их», — сказал Спаситель о учителях и учении их (Мф.7: 16). По плодам своим папизм весьма близко подходит к магометанству: обе эти ереси признают деянием веры и высшею добродетелью все злодеяния и все убийства, совершаемые ими во всяком обществе людей иного вероисповедания.

      Протестанты восстали против уродливой власти и божественности пап; но так как они действовали по побуждению страстей, утопая в разврате, а не с прямою целью стремления к Святой Истине, и не так, как искал ее Корнилий Сотник, то и не оказались достойными узреть ее. «Всяк делаяй злая, ненавидит Света, и не приходит к Свету» (Ин.3: 20). Протестанты из всех заблуждений папистов отвергли только нечестивое мнение их о папе; прочим заблуждениям папистов они последовали, многие погрешности усилили, к прежним заблуждениям и ошибкам присовокупили много новых. Так, например, они отвергли все таинства, самое священство; отвергли вовсе Литургию; отвергли все церковные предания и предоставили каждому из своих последователей объяснять Священное Писание по произволу, между тем как оно, будучи произнесено Святым Духом, может быть и объяснено только Святым Духом (2Пет.1: 21).

      К ересям должно отнести и то учение, которое, не прикасаясь ни догматов, ни таинств, отвергает жительство по заповедям Христовым, и дозволяет христианам жительство языческое. Это учение, которое по наружности кажется как бы не враждебным христианству, в сущности вполне враждебно ему: оно — отречение от Христа. Сам Господь сказал: «Исповем им, — признающим устами Господа, а делами противоречащим Его воле, — яко николиже знах вас, отыдите от Мене, делающии беззаконие» (Мф.7: 21—23). Вера может быть живою только при делах веры; без них она мертва (Иак.2: 26). Впрочем, и самое правильное понятие о догматах христианских теряется от жизни нехристианской. Еще в то время, когда идолопоклонство было очень сильно, еретики проводили жизнь языческую. Святой Афанасий Великий делает это замечание о арианах, которые предавались увеселениям идолопоклонников и сходствовались с ними нравственностью.

Ересь можно уподобить пище, имеющей по наружности прекрасный вид, но отравленной ядом: такая пища — тот же яд, от которого уже трудно остеречься как потому, что яд замаскирован, так и потому, что прекрасный вид и благоухание пищи возбуждают в человеке естественное его желание насытиться и насладиться пищею. Ересь всегда сопутствуется лицемерством и притворством; она многоглаголива, велеречива, обилует ученостью человеческою: и потому удобно привлекает к себе людей и уловляет их в погибель; несравненно более людей уловлены в вечную смерть посредством ереси, нежели посредством прямого отвержения Христа.»

Естественно, что в сообществе еретиков, как " совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся" от благодатного и святого Тела Церкви посредством своего зловерия, все таинства и священнодействия являются недействительными, безблагодатными. " Священнодействия их праздны и лишены благодати освящения", - гласит Пидалион.8)

О безблагодатности таинств еретиков ясно говорят 46 и 47 Правила Свв. Апостолов.) «Епископов, или пресвитеров, принявших крещение или жертву еретиков, повелеваем извергать. Какое согласие Христа с велиаром, или какая часть верному с неверным? (2 Кор. 6: 15)». И преп. Никодим Святогорец утверждает в своем толковании на 68 Апостольское Правило, гласящее: " Крещеным или рукоположенным от еретиков ни верными, ни служителями Церкви быти не возможно", что " Вселенский VII Собор, хотя и принял хиротонии еретиков иконоборцев (впрочем не первоначальников ереси и страстных ее приверженцев, не покаявшихся неподдельно и истинно, как сказал божественный Тарасий; но последовавших первоначальникам и истинно и неподдельно покаявшихся) и от них рукоположенных, не перерукоположив их заново..., но сие сделал домостроительно (икономикос – по икономии) ради великого множества тогда присоединявшихся иконоборцев, ") – то есть по тем же самым соображениям, что и св. Василий по отношению к энкратитам, кафарам и иным еретикам – не признавая их таинств по существу.

Поскольку крещение – это «дверь в церковь», то, очевидно, что у еретиков вместе с отсутствием крещения, не может быть и ничего остального, а не только лишь не быть рукоположения. Еретическое крещение св. правила именуют " осквернением" (Апост. 47), а еретических священников и епископов - " лжесвященниками" (Апост. 47) и " лжеепископами" (Двукр. 15). По определению Православной Церкви, крещение еретиков есть не иначе как " грязная лужа", " оковы нечестия" (Апостольские Постановления, кн. 6, гл. 15).

Евхаристию еретиков св. Отцы называют " ядовитым хлебом" (преп. Феодор Студит), " пищей демонов" (блаж. Иероним Стридонский) и строго запрещают верным приступать к их чаше и принимать их причастие: " Всею силою да хранимся, ниже приимати причастие еретиков" (преп. Иоанн Дамаскин; ср. Апост. 46), - потому что еретическая евхаристия " соединяет с диаволом", " омрачает", " убивает" (преп. Феодор Студит).

Еретиками, в точном смысле этого слова, должно считать тех, кого за ту или иную ересь осудили " Святые Соборы или Отцы" (Двукр. 15), " которые преданы анафеме" ими (II Всел. 6), - причем, " хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от Церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей они держались" (Толкование Зонары на 6-е пр. II Всел. Соб.)14)

Если то или иное лицо придерживается какого-либо еретического учения, которое уже когда-то было осуждено " Святыми Соборами или Отцами", - такового также следует именовать еретиком, хотя бы и " прежде соборного разсмотрения" (Двукр. 15).

Именуем мы еретиками и тех, лжеучения коих, хотя еще не были осуждены Св. Соборами или Отцами, но которые явно противны апостольской вере. Таковыми были признаны все древние ересеучители не только после, но и прежде соборного разсуждения. Святой III Всел. Собор возстановил в священных степенях всех клириков, осудивших ересиарха Нестория до соборного суда над ним, которых тот незаконно изверг за это из сана. Причем, Собор по этому поводу утвердил, чтобы впредь " единомудрствующие с православным и Вселенским Собором члены клира отнюдь никаким образом не были подчинены" не только " отступившим", но и " отступающим от православия епископам" (правило 3). От участия в Теле Христовом – Церкви, а следовательно и от спасения, человека или сообщество людей отсекает не сама Церковь, еретик уже и прежде суда – вне Церкви, отделив себя от нее по вере. Церковный суд – не гильотина, а лишь констатация факта духовной смерти в предостережение самому погибающему и другим. Приведем здесь для примера " Определение Святейшего Синода с посланием верным чадам Православной Греко-Российской Церкви" от 22 февраля 1901 г., объясняющее смысл анафемы Л.Н.Толстому: " Все сие (т.е. свои еретические учения) проповедует граф Толстой и тем... отторг себя сам от всякого общения с Церковью православной... Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не возстановит своего общения с нею. Ныне о сем свидетельствуем пред всею Церковию к утверждению правостоящих и к вразумлению заблуждающихся, особливо же к новому вразумлению самого графа Толстого. Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние". Также и св. Николай Японский в своем дневнике писал, что " Церковь являет свою любовь и тем, кто отходит от нее с ожесточением во внешнюю тьму. Им вслед возглашает она анафему, надеясь на то, что они опомнятся, устрашившись отлучения – не от человеческого сообщества, а от Грядущего Царства Славы".

Имеющие молитвенное или евхаристическое общение с еретиками суть также - еретики (Апост. 45, 65), ибо, по словам преп. Феодора Студита, " не только неверных еретиков <...> забирает под власть свою змий, но и тех, кои безразлично относятся ко всем таковым и вступают в общение с ними". Также и св. Василий Великий говорит: " Если кто притязает исповедовать вполне Православную Веру, но находится в общении с теми, кто ей противоречит, если по предупреждении не порвут этого общения с ними, то их не следует даже считать братьями". Согласно каноническим правилам, все общающиеся с отлученными - сами отлучаются (Апост. 10 – «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен.»; Антиох. 2 - «Да не будет же позволено имети общение с отлученными от общения, ниже сходитися в домы и молитися с находящимися вне общения церковнаго; чуждающихся собраний одной церкви не приимати и в другой церкви. Аще же кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто либо из клира, окажется сообщающимся с отлученным от общения: да будет и сам вне общения церковнаго, яко производящий замешательство в чине церковном.»; Карф. 9 – «Аще который епископ, или пресвитер, примет в общение праведно изверженных за свои преступления из церкви: да будет и сам повинен равному осуждению, с уклоняющимися от правильнаго приговора своего епископа»).

Но в то же время следует разборчиво относиться к тому, кого действительно считать упорным еретиком, а кого - только находящимся в заблуждении по недоразумению. По Апостолу, заблуждающийся обращается " после первого и второго вразумления" (Тит. 3, 10); упорный еретик не слушает никаких увещаний, хотя бы и многократных, поскольку " развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден" (Тит. 3, 11). Касательно же предстоятелей Церкви так-же делается различие в степени их неправомыслия. " Ибо если ересь проводится первенствующим тайно и сдержанно, так что он еще колеблется, то никто не должен отделяться от него до осуждения, ибо возможно, что до окончательного решения он восприсоединится к православию и отстанет от ереси" (Вальсамон). Действительным еретиком правомерно считать такого предстоятеля, лжеучение которого " проповедуется им открыто и всенародно в церкви, когда т.е. оно является уже обдуманным и направляется к явному противоречию Церкви, а не частным только образом высказывается, когда еще таким же частным образом оно может быть обличено и отвергнуто без нарушения мира Церкви" (Еп. Иоанн Смоленский).

Но такое различие в степени заблуждения должно делать только в отношении тех лиц, которые еще будучи членами Церкви впали в недоразумение; но в сообществах, отпавших от Церкви, вследствие вышеуказанных причин, еретиками являются все - как клир так и его паства - по одной только принадлежности к ним, и хотя тяжесть их падения также неодинакова, все же они лишены спасительной благодати Божией и членами Церкви ни по какому закону быть не могут.

II Вселенский Собор, по существу так сказал о еретиках: " Еретиками же именуем как тех, которые издавна чуждыми Церкви объявлены, так и тех, которые после того нами анафеме преданы; кроме же сего и тех, которые хотя притворяются, будто веру нашу исповедуют здраво, но которые отделились и собирают собрания против наших правильно поставленных епископов" (6-е пр.). " Еретиками мы называем всех тех, которые не причащаются Святых Тайн от священников в святой Церкви Божией", - подтверждает Матфей Властарь.

 

 

III. САМОЧИННОЕ СБОРИЩЕ (ПАРАСИНАГОГА)

По определению св. Василия Великого в его 1-м правиле, самочинное сборище есть " собрания, составляемыя непокорными пресвитерами, или епископами, и ненаученным народом. Например, аще кто, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам; а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив Кафолическую Церковь: сие есть самочинное сборище". Конечно, бывают и другие причины для составлений самочинных сборищ.

Ясно, что - как и еретики - самочинники также пребывают вне Церкви, " оставив", как сказано, ее спасительную ограду, а потому - всё, что говорилось выше о " таинствах" и " священнодействиях" еретиков, необходимо полностью отнести и к " таинствам" и " священнодействиям", совершаемым в самочинных сборищах.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.