Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка уровня качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Этап 1. Определение цели оценки уровня качества и конкурентоспособности продукции






 

Этап 1. Определение цели оценки уровня качества и конкурентоспособности продукции. В качестве цели могут быть следующие:

ü оценка уровня конкурентоспособности товара на внутреннем рынке;

ü оценка уровня конкурентоспособности товара на внешнем рынке;

ü соответствие показателей качества товара современным требованиям потребителей;

ü соответствие товара требованиям моды;

ü соответствие показателей качества товара требованиям технических нормативных правовых актов (технических регламентов, кодексов, стандартов, технических условий);

ü соответствие уровня качества и конкурентоспособности оцениваемого товара эталону-образцу;

ü соответствие уровня качества и конкурентоспособности оцениваемого товара лучшим отечественным и зарубежным аналогам.

Этап 2. Формирование экспертной группы. Для проведения экспертной оценки уровня качества и конкурентоспособности товаров формируется группа из 10-13 человек, в которую могут входить товароведы, эксперты и торговые работники. Назначается старший эксперт и присваивается каждому эксперту порядковый номер.

Этап 3. Выбор базового образца и характеристика оцениваемых образцов. При выборе базового образца экспертная группа учитывает следующее. Базовый (конкурентоспособный) образец должен относиться к тому же виду товара, что и оцениваемое изделие, иметь с ним одинаковое значение, а его основные показатели качества рассматриваться в динамике с учетом фактора времени в быстро меняющейся рыночной экономике. Базовый образец должен быть широко представлен на рынке в данный период и пользоваться там устойчивым спросом, его розничная цена и затраты по эксплуатации и уходу должны соответствовать требованиям потребителей.

Этап 4. Разработка номенклатуры показателей качества. Номенклатура (перечень) показателей качества, необходимых и достаточных для оценки, устанавливается исходя из требований к качеству, определенных в модели потребления товара.

В начале работы каждый эксперт самостоятельно проводит отбор номенклатуры свойств и показателей качества, разрабатывает шкалы их оценки. После обсуждения экспертная группа строит единую систему классификации этих свойств и показателей иерархическим методом и кодирует их серийно-порядковым методом.

Количество единичных показателей для оценки должно быть в пределах 7-12.

Обобщение результатов показало, что при оценке конкурентоспособности продукции чаще определяющими выступают эстетические показатели.

Экспертная группа разрабатывает балльную шкалу для экспертной оценки, в которой устанавливается диапазон шкалы и качественная характеристика оценок. Рекомендуется использовать следующие диапазоны балльной шкалы для обобщающей оценки:

· 1–3 балла;

· 1–5 баллов;

· 1–10 баллов;

· 1–40 баллов;

· 1–100 баллов.

Этап 5. Определение коэффициентов весомости показателей качества. Коэффициент весомости количественно характеризует значимость (вес) отдельного свойства или группы свойств, входящих в качество продукта, в их общей совокупности.

Сумма всех коэффициентов весомости для данного изделия есть величина постоянная и, как правило, принимаемая равной единице. При этом условии коэффициент весомости каждого отдельно показателя будет находиться в интервале от 0 до 1.

Наиболее распространенным методом определения коэффициентов весомости является ранговый метод, при котором показатели ранжируются по шкале порядка по их значимости для потребителя. При этом наиболее важному показателю соответствует самый высокий ранг, равный количеству показателей, следующему по важности – ранг меньший на 1, далее – ранг меньший на 2 и т.д., вплоть до последнего, наименее важного из всех показателей которому присваивается ранг, равный 1.

Каждый эксперт самостоятельно проводит ранжирование показателей свойств, входящих в качество оцениваемого изделия.

Коэффициент весомости (mi) определяется по формуле:

 

(3.1)

 

где SRi– ранг, поставленный i-му свойству j-ым экспертом;

SSRi– общая сумма рангов по всем свойствам;

N– количество экспертов;

N– количество свойств.

 

Этап 6. Определение базовых и фактических показателей качества.

Показатели качества оцениваемого продукта устанавливаются экспертами в баллах.

Затем производится расчет среднего арифметического значения каждого показателя.

Среднее арифметическую оценку () каждого показателя определяют по формуле:

 

, (3.2)

 

где Р1 , Р2, Р3 , …..Рi – значение фактических показателей;

N - количество экспертов.

 

Этап 7. Определение комплексного обобщающего показателя качества. Для каждого оцениваемого образца товара, включая эталонный, рассчитывается комплексный обобщающий показатель качества (Q) по формуле:

 

(3.3)

 

где - средний арифметический показатель качества;

тi - коэффициент весомости этого показателя.

 

Этап 8. Определение уровня качества комплексным методом. Уровень качества оцениваемых образцов продукции (УК) определятся по следующей формуле:

 

(3.4)

 

где Qф - комплексный обобщающий показатель качества оцениваемого образца, баллы;

Qб - комплексный обобщающий показатель качества базового образца, баллы.

 

Полученные результаты сравниваются со шкалой в таблице 3.1 и делается соответствующий вывод.

 

Таблица 3.1 – Шкала оценки уровня качества и конкурентоспособности

Показатель Уровень качества (конкурентоспособности)
0, 0 – 0, 50 неудовлетворительный
0, 51 – 0, 70 удовлетворительный
0, 71 – 0, 95 хороший
0, 96 – 1, 00 отличный

Примечание - Источник: собственная разработка.

 

Этап 9. Определение уровня конкурентоспособности продукции. Для определения конкурентоспособности предварительно рассчитывают интегральные показатели качества изделий. Интегральный показатель качества (U) определяется по следующей формуле:

 

, (3.5)

 

где С – цена потребления, которая складывается из затрат на производство, реализацию и потребление;

Q - комплексный обобщающий показатель качества, выражающий полезный эффект, получаемый от продукции.

 

Затем определяют уровень конкурентоспособности(УКСП) оцениваемых изделий по формуле:

 

УКСП = (3.6)

 

где U – интегральный показатель оцениваемого образца;

Uб - интегральный показатель базового образца.

 

При оценке уровня конкурентоспособности оцениваемых образцов также следует принимать во внимание следующее:

Ø если значение УКСП < 1, то оцениваемое изделие уступает по конкурентоспособности базовому образцу;

Ø если значение УКСП ≥ 1, то оцениваемое изделие конкурентоспособно.

Полученные результаты анализируются, в произвольной форме разрабатываются рекомендации и предложения по улучшению отдельных показателей, повышению качества оцениваемых видов продукции и ее конкурентоспособности.

Таким образом, оценка качества и конкурентоспособности продукции включает в себя несколько этапов, наиболее важными из которых являются: формирование экспертной группы; выбор базового образца и характеристика оцениваемых образцов; разработка номенклатуры показателей качества; определение коэффициентов весомости показателей качества; определение базовых и фактических показателей качества; определение комплексного обобщающего показателя качества; расчет уровня качества и конкурентоспособности продукции.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.