Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Толтекская цивилизация. ше похожим на мачете, и использовался только когда было сломано или потеряно копьё








ше похожим на мачете, и использовался только когда было сломано или потеряно копьё. Обычно они деморализовывали врага непрерывным пото­ком стрел, и пока он не успевал опомниться, на­падали на него с копьями.

Оружие было сделано хорошо, потому что перуанцы превосходно владели искусством рабо­ты по металлу. Они использовали железо, но не знали, как сделать из него сталь, и потому оно для них было менее ценным, чем медь и различные латуни и бронзы, которые они могли делать чрез­вычайно твёрдыми, сплавляя их с разновидно­стью своего примечательного цемента, тогда как железо не могло сплавляться с ним столь совер­шенно. Процесс упрочнения давал замечательные результаты, и даже медь, будучи подвергнута ему, могла быть выкована так же тонко и быть при этом такой же острой, как наша лучшая сталь, и нет сомнений, что некоторые из их сплавов бы­ли твёрже любого металла, который мы в состоя­нии изготовить сейчас.

Возможно, самой красивой чертой их работы по металлу была её чрезвычайная тонкость. Неко­торые из их гравировок были просто удивитель­ны — узор был почти неразличим невооружённым глазом, во всяком случае, глазом современного че­ловека. Лучше всего была удивительная работа, подобная филиграни, в которой они так преуспе­ли — невозможно понять, как им удавалось вы­полнить её без увеличительного стекла. Большая


60 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

её часть была столь неописуемо утончённой, что её нельзя было чистить любым обычным спосо­бом. При попытке тереть или чистить её, как бы осторожно это ни делалось, она была бы сразу испорчена; так что когда это было необходимо, её приходилось чистить чем-то вроде выдувной трубки.

Другим производством, ставшим особенно­стью этой цивилизации, было гончарное дело. Они придумали, как, смешивая глину с особым химикатом, придавать ей красивый розовый цвет, и инкрустировали её серебром и золотом так, что достигался эффект, не виданный нами где-либо ещё. Здесь нас опять восхитила чрезвычайная тонкость линий. Достигались также и другие пре­красные цвета, а одна из модификаций оказывав­шегося повсюду полезным кремнёвого цемента, будучи смешана с приготовленной глиной, дела­ла её прозрачной почти как наше лучшее стекло. Огромным преимуществом такого стекла было то, что оно было значительно менее хрупким, чем со­временное — оно почти что напоминало «ковкое стекло», о котором иногда приходится читать как о средневековой выдумке. Они несомненно владе­ли искусством изготовления определённого вида тонкого фарфора, который мог гнуться, не разби­ваясь, о чём пойдёт речь, когда мы перейдём к их литературным достижениям.

Поскольку у этой нации не в обычае было ис­пользование дерева, металлическое и гончарное


Толтекская цивилизация 61

производство в значительной мере его заменяли, причём с большим успехом, чем нам бы показалось возможным в наши дни. Несомненно, что древние перуанцы, в своих постоянных химических иссле­дованиях, открыли некоторые процессы, которые до сих пор остаются тайной для наших произво­дителей, но со временем они будут вновь открыты и нашей пятой расой, и когда это случится, на­стоятельные потребности и конкуренция нашего времени приведут к применению их в областях, о которых в древнем Перу и не мечтали.

Искусство живописи практиковалось там в значительной мере, и всякому ребёнку, показав­шему особую склонность, помогали развить свой талант до предела. Однако методы, принятые там, совершенно отличались от наших собственных, и их специфика необычайно увеличивала трудно­сти обучения. В качестве поверхности не исполь­зовалось ни бумаги, ни холста, ни деревянных досок, но вместо этого применялись листы осо­бого материала на основе кремния. Его точный состав оказалось трудно выяснить, но у него бы­ла нежная кремовая поверхность, напоминающая тонкий и ещё не покрытый глазурью фарфор. Он не был ломким, но мог сгибаться, как лист фоль­ги, а толщина, в соответствии с размером, варьи­ровалась от толщины плотной бумаги до толстого картона.

На эту поверхность краски большой яркости и чистоты наносили кистью, предоставленной


62 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

самой природой. Это был просто кусок, отрезан­ный от треугольного в сечении стебля какого-то распространённого там волокнистого растения. У этого куска последние два сантиметра или чуть больше толкли, пока не оставались только волокна, тонкие, как волос, но почти такие же жёсткие, как проволока; и так получалась кисточка, тогда как остальная часть служила ей ручкой. Такую кисть, конечно же, можно было снова и снова обновлять по мере износа, подобно тому, как мы чиним ка­рандаш. Художник просто отрезал износившиеся волокна и размягчал следующий отрезок ручки. Острое треугольное сечение этого инструмента позволяло умелому художнику использовать его и для тонких линий, и для широких мазков, ис­пользуя в первом случае угол, а во втором — сто­рону треугольника.

Краски были обычно в виде порошка, и по мере надобности разводились, но не маслом и не водой, а каким-то особым составом, который мо­ментально высыхал, так что раз нанесённый мазок уже более не мог быть изменён. Никаких эскизов не делалось — художник должен был научиться работать верными и быстрыми мазками, доби­ваясь нужного цвета и нужной формы одним ис­черпывающим усилием, во многом так же, как это делается при создании фресок или в некоторых японских техниках. Эти краски были чрезвычайно эффектными и яркими, и некоторые из них превос­ходили по чистоте и тонкости цвета любые, при-


Толтекская цивилизация 63

меняемые сейчас. Например, были удивительная голубая краска чище любого ультрамарина, а так­же розовая и фиолетовая краски, непохожие ни на один современный пигмент, при помощи которых великолепие закатного неба воспроизводилось гораздо точнее, чем представляется возможным в наши дни. Украшения из золота, серебра, бронзы и металла, имевшего глубокую малиновую окра­ску и неизвестного сейчас науке, изображались на картине при помощи порошка из самих этих ме­таллов, во многом как на средневековых миниатю­рах. И каким бы эксцентричным не казался этот метод на современный взгляд, нельзя отрицать, что он производил эффект варварского богатства, по-своему чрезвычайно поразительный.

Перспектива выдерживалась хорошо, рисунки были точны и совершенно свободны от грубова­той неуклюжести, характерной для позднего пери­ода центрально- и южноамериканского искусства. И хотя их пейзажное искусство было определённо хорошо, в то время, которое мы изучали, оно не было самоцелью, а использовалось лишь как фон для человеческих фигур. В качестве темы часто выбирались религиозные процессии, а иногда сце­ны, где заметную роль играли царь или местный губернатор.

Когда картина была окончена (а опытными ху­дожниками это делалось с замечательной быстро­той), она покрывалась каким-то лаком, который обладал свойством высыхать почти моментально.


64 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

Картина, обработанная им, становилась практиче­ски несмываемой и могла быть на долгое время выставлена под дождь или на солнце без всякого заметного ущерба для неё.

Близко связана с искусством этой страны бы­ла и её литература, поскольку книги писались, или скорее, рисовались на том же материале и такими же красками, что и картины. Книга состояла из набора тонких листов, обычно форматом 45 на 15 сантиметров, иногда скрепляющихся проволо­кой, но гораздо чаще их просто хранили в ящич­ках от 7 до 13 сантиметров глубиной. Эти ящички делались из разных материалов и более или менее богато украшались, но чаще всего они были из ме­талла, напоминающего платину, и отделывались резным рогом, который каким-то образом при­креплялся к металлической поверхности путём размягчения, что позволяло ему держаться без по­мощи клея или заклёпок.

Насколько мы могли видеть, ничего подобно­го книгопечатанию известно не было; наиболь­шим приближением к нему было применение трафарета для размножения копий официальных циркуляров, чтобы доставить их всем губернато­рам империи. Однако, мы не наблюдали ни одного примера попыток применить этот метод для раз­множения какой-либо книги. Очевидно такой экс­перимент был бы сочтён святотатством, поскольку вся нация глубоко чтила книги и относилась к ним так же, как средневековые монахи. Изготовление


Толтекская цивилизация 65

копии книги считалось определённо заслугой, и многие из них были переписаны очень красиво и с большим искусством.

Разнообразие их литературы было несколь­ко ограниченным. Несколько трактатов, которые можно определённо классифицировать как ре­лигиозные, или во всяком случае, этические, и в основном направление их было подобно той про­поведи старого жреца, краткое изложение которой приведено нами выше. Два или три из них имели даже определённо мистическую склонность, но они читались и распространялись меньше, чем те, которые считались более непосредственно при­менимыми к практике. Наиболее интересная из этих мистических книг столь близко напоминала китайский «Канон чистоты», что вряд ли можно сомневаться в том, что они представляют собой варианты того же текста, лишь незначительно рас­ходящиеся.

Большую же часть их литературы можно грубо разделить на две группы — содержавшую научные сведения и истории с моралью. Суще­ствовали трактаты или руководства по всякому производству, ремеслу или искусству, применяв­шихся в стране и имевших характер официальных справочников — обычно они не были сочинени­ем конкретного человека, но скорее являлись за­писью всех знаний по тому или иному предмету, существовавших на момент их написания. По ме­ре новых открытий или при пересмотре старых


66 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

взглядов к ним постоянно выпускались приложе­ния, и всякий, у кого имелся экземпляр, вносил в него поправки в соответствии с ними, будто это был его религиозный долг. Поскольку распростра­нение такой информации входило в обязанности губернаторов, они обеспечивали её распростра­нение среди всех, кого она могла интересовать, и перуанское руководство по любой теме было настоящим компендиумом всех полезных знаний, её касающихся, и давало студенту в сжатой форме весь опыт его предшественников в этом направ­лении.

Истории же почти все принадлежали одно­му общему типу, и как я уже сказал, всегда были поучительными. Главный герой неизменно был царём, губернатором или чиновником, и в расска­зе говорилось, как они справлялись с различными ситуациями, с которыми им приходилось стал­киваться в ходе их работы, будь это успешно или нет. Многие из этих историй были классическими и вошли в поговорку, подобно библейским исто­риям в Европе, постоянно упоминались и цитиро­вались как примеры того, как надо или не надо было поступать. Таким образом, почти в любой мыслимой затруднительной ситуации человек уже знал некий прецедент, которым мог руководство­ваться. Были ли все эти рассказы достоверными или часть их была вымышленной — нельзя быть уверенным, но несомненно, что там они признава­лись как правдивые.


Толтекская цивилизация 67

Если сцена такого рассказа разыгрывалась на границе провинции, то нередко в сюжет входи­ло множество захватывающих приключений, но (к счастью для наших друзей перуанцев) утоми­тельное бремя для современного читателя, любов­ные романы, среди них не встречались. Многие ситуации, возникавшие в рассказах, были не ли­шены юмора — народ был радостным и любил смех, но специальная юмористическая литература отсутствовала. Другим, и ещё более достойным сожаления пробелом было полное отсутствие поэзии как таковой. Некоторые максимы и вы­ражения, сложенные так, чтобы их можно было читать звучно и размеренно, были широко извест­ны и постоянно цитировались, подобно некото­рым стихотворным строфам у нас, но какими бы поэтическими ни были некоторые из этих идей, в их форме не наблюдалось ничего определённо ритмического. В некоторых из этих коротких сен­тенций, который давались детям для запоминания, прибегали к помощи аллитерации, а на религиоз­ных службах некоторые фразы распевались под музыку, но даже они приспосабливались к пению точно так же, как у нас приспосабливают псалмы к григорианскому тону, на который они распева­ются, а не писались специально на определённую музыку, как наши гимны.

Это подводит нас к рассмотрению музыки древних перуанцев. У них было несколько видов музыкальных инструментов, среди которых мы


68 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

заметили трубу и разновидность арфы, из кото­рых извлекались дикие, отрывистые, но приятные мелодии, напоминающие звук эоловой арфы. Но главный и самый популярный их инструмент был вроде фисгармонии. Звук создавался с помощью вибрации металлических язычков, но воздух пода­вался в инструмент не с помощью ног, а искусным механическим устройством. Вместо клавишей, подобных нашим, были верхушки группы малень­ких металлических колонн, на которые и нажимал пальцами музыкант, так что игра на таком инстру­менте с виду напоминала печатание на машинке.

На этом инструменте достигались значитель­ная сила и красота выражения, но древнеперу-анская гамма была такой же, как и в Атлантиде, и столь радикально отличалась от нашей, что нам почти невозможно верно оценить производимый этой музыкой эффект. Насколько мы могли видеть, этот народ не знал такой вещи, как музыкальные пьесы, которые бы записывались нотами и затем многократно исполнялись — каждый исполнитель импровизировал сам, и музыкальным искусством считалось не умение интерпретировать, а способ­ность к сочинению и импровизации.

Скульптура тоже являлась искусством, вполне хорошо развитым, хотя их стиль можно было бы скорее назвать смелым и эффектным, чем изящ­ным. Почти все статуи имели огромные размеры, а некоторые из них просто колоссальные, но глазу, привыкшему к греческому искусству, в массив-







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.