Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.2. Бюджетный процесс в Российской Федерации






I. Задания для самостоятельной работы

1. *Изучите вопросы по плану практического занятия.

2. Разработка сценария деловой игры.

Целью данного занятия является анализ бюджетного процесса. Студентам важно с позиций теории права уяснить понятие «бюджетного процесса» как юридического процесса, понимаемого в широком смысле слова. Необходимо понять, что такое стадийность и цикличность в бюджетном процессе. При анализе механизма правового регулирования бюджетного процесса следует раскрыть систему органов государства и муниципальных образований – участников бюджетного процесса, охарактеризовать их правовой статус как участников бюджетного процесса. Важно уяснить порядок осуществления бюджетного процесса на каждой его стадии. Занятие проводится как деловая игра «Бюджетный процесс в Российской Федерации».

II. План практического занятия

(Форма обучения: очная¸ деловая игра)

1. Обсуждение учебных вопросов:

- Понятие бюджетного процесса и его принципы.

- Стадии бюджетного процесса.

- Роль представительных органов власти в бюджетном процессе на современном этапе.

- Бюджетный период. Специализация бюджетных назначений.

- Классификация доходов и расходов государственного бюджета.

- Порядок составления проектов бюджетов.

- Полномочия финансовых органов в процессе составления бюджетов.

- Рассмотрение проектов бюджетов государственными органами власти и исполнительными органами различных уровней.

- Права планово-бюджетных и других постоянных комиссий, порядок рассмотрения проекта бюджета.

- Права депутатов в процессе рассмотрения проекта бюджета. Порядок утверждения бюджетов.

- Понятие исполнения бюджета.

- Органы, исполняющие государственный бюджет.

- Распорядители бюджетных кредитов.

- Порядок кассового исполнения бюджета.

- Отчет об исполнении бюджета.

- Порядок составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета.

- Значение отчета для контроля за деятельностью исполнительных и распорядительных органов со стороны представительных органов власти.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к практическому занятию

Целью проведения настоящей деловой игры является практическое закрепление полученных студентами знаний по теме «Бюджетный процесс». Сюжет игры основан на имитационном моделировании базовой модели бюджетного процесса, которая состоит из следующих стадий:

1. – составление проектов бюджета,

2. - рассмотрение законопроекта в Государственной Думе (принятие Советом ГД к рассмотрению, направление в профильный комитет, работа в комитете, рекомендация Совета ГД для включения в повестку обсуждения пленарного заседания в первом чтении),

3. – рассмотрение в четырех чтениях и утверждение закона в Государственной Думе,

4. – рассмотрение и/или одобрение закона Советом Федерации,

5. – подписание закона Президентом Российской Федерации,

6. – исполнение бюджета,

7. – контроль исполнения бюджета,

8. – проверка отчета об исполнении бюджета,

9. – утверждение отчета об исполнении бюджета.

Объектом обсуждения является законопроект, выбранный преподавателем. Например, в качестве модели текста законопроекта может быть выбран текст проекта федерального закона «О федеральном бюджете Российской Федерации на 2014 год» (2015 год).

Учебная студенческая группа делится на несколько подгрупп, количество которых должно соответствовать основным участникам бюджетного процесса на федеральном уровне власти. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ в игровом сюжете принимают участие:
Основные участники бюджетного процесса:

1. Президент РФ, он же полномочный представитель Президента РФ в ГД.

2. Правительство РФ – 1 студент, он же полномочный представитель Правительства РФ в ГД.

3. Министерство финансов РФ – 1 студент

4. Председатель Государственной Думы РФ.

5. Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам – 1 студент

6. Совет Федерации РФ – 1 студент

7. Министерство экономического развития и торговли – 1 студент

8. Центральный банк РФ – 1 студент

9. Счетная палата РФ – 1 студент.

10. Федеральное казначейство РФ – 1 студент

11. Субъект права законодательной инициативы, например, им может явиться группа депутатов от КП РФ (1-3 человека),

12. Иные группы депутатских объединений (исходя из реального состава ГД РФ):

от движения «Яблоко» – 1 - 2 человека,

от движения «Единая Россия» - 2-3 человека,

от ЛДПР – 2-3 человека и др.

В зависимости от количества студентов в группе число депутатских объединений может быть увеличено или уменьшено.
Перед проведением деловой игры преподаватель разъясняет порядок и правила ее проведения, заключающиеся в следующем.

Первая стадия осуществляется студентами дома. Представители участников, ответственные за разработку проекта бюджета на следующий финансовый год, должны подготовить текст законопроекта, беря в качестве образца текст закона или законопроекта, предложенного преподавателем, и внося свои поправки. Подготовленный проект передается всем участникам игры для реализации второй стадии – предварительного рассмотрения: в комитетах, комиссиях и депутатских объединениях Государственной Думы – для выработки окончательного текста проекта или подготовки альтернативного законопроекта, Президенту РФ, в Правительство РФ – для подготовки отзывов, предложений, замечаний, в Правовое управление Аппарата Государственной Думы – для проведения правовой и лингвистической экспертизы.

Вторая стадия – предварительное рассмотрение - также проводится студентами во внеаудиторное время. Каждый из участников, получивший текст законопроекта для ознакомления, дома готовит на него замечания, предложения, поправки, изменения. Домашние заготовки студенты приносят на аудиторное занятие, во время которого их используют при реализации своих ролевых функций.

Третья стадия проводится во время семинарского занятия. Заседание ведет сначала Председатель Государственной Думы либо заместитель председателя в соответствии с порядком, установленным Регламентом Государственной Думы. Каждый участник игры должен иметь письменный текст своего выступления, обоснованного не только с правовой позиции, но и с учетом их политической принадлежности (для представителей общественно-политических движений). Субъект права законодательной инициативы во время представления своего законопроекта на заседании Государственной Думы должен отстаивать свой проект, обоснованно отвергая возможные поправки или дополнения.

Во время обсуждения законопроекта (на семинарском занятии) обязательно должны высказать свое заключение полномочные представители Президента и Правительства РФ, а также представитель Правового управления Аппарата Государственной Думы (заключение должно содержать ответы на вопросы: а) соответствует или не соответствует законопроект Конституции РФ, б) не нарушена ли логика законопроекта). При обсуждении законопроекта должны выступить все участники деловой игры, давая оценку законопроекту и высказывая предложения о его одобрении и принятии.

Студенты самостоятельно (путем предварительного совместного обсуждения) могут выбрать тот или иной путь развития сюжета деловой игры (т.е. совокупность действий), затем готовят свои заключения и предложения, основываясь на реальном порядке законодательного процесса, установленного в Регламенте Государственной Думы. В процессе такого занятия студенты учатся:

- работать с нормативными актами и пользоваться полученной из них информацией,

- выступать перед аудиторией,

- вести дискуссии,

- аргументировано излагать свою точку зрения,

- отвечать на высказанные им другими участниками замечания или
предложения,

- логично и обоснованно формулировать свои ответы.

Во время проведения деловой игры преподаватель находится в аудитории, направляет развитие игрового занятия, но не участвует в нем. По окончании игры студенты передают преподавателю тексты своих выступлений, с учетом содержания которых он подводит итоги и дает оценку действиям студентов. При этом он оценивает технико-юридическое обоснование подготовленных текстов, логику изложения материала, степень подготовленности и знания каждого студента. Оценка знаний и степени подготовленности студентов осуществляется по пятибалльной шкале. Проведение такой деловой игры может быть использовано преподавателем как промежуточная форма отчетности внутрисеместрового контроля по учебной дисциплине «Финансовое право».

IV. Рекомендуемые источники






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.