Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.1. Бюджетное право как институт финансового права






I. Задания для самостоятельной работы

1. *. Изучите вопросы по плану практического занятия.

2. Разработка сценария круглого стола.

II. План практического занятия

(Форма обучения: очная, круглый стол)

1. Обсуждение учебных вопросов:

- Аттестация гражданских служащих: понятие, цели, принципы;

- Понятие бюджетного права как основного института отрасли финансового права

- Особенности отношений, регулируемых институтом бюджетного права.

- Сущность и роль бюджета. Бюджеты как основные фонды публично-правовых образований. Правовая форма бюджетов в Российской Федерации.

- Бюджетные права публично-правовых образований. Бюджетная компетенция (бюджетные полномочия) органов государственной власти и органов местного самоуправления.

- Структура доходов и расходов российских бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетная сбалансированность, правовой режим и источники погашения дефицита бюджета.

- Бюджетная система России: понятие, структура, принципы организации.

- Понятие и виды собственных доходов бюджетов. Порядок распределения бюджетных доходов между уровнями бюджетной системы.

- Межбюджетные отношения в Российской Федерации. Бюджетное регулирование: понятие и методы. Межбюджетные трансферты. Формы межбюджетных трансфертов. Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов.

2. Рассмотрение проблемных вопросов.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к практическому занятию

Бюджет образует центральное звено системы финансов и выра­жает все ее основные качественные признаки. Поскольку финан­сы — это система императивных денежных отношений, в процес­се которых образуются и используются государственные денежные фонды, то и бюджет представляет собой систему денежных отношений, но более узкую. Бюджет — это система императивных денежных отношений, в про­цессе которых образуется и используется бюджетный фонд, являющийся централизованным денежным фондом, предназна­ченным для финансирования широкого круга общественных по­требностей (отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.).

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечи­вающим образование, распределение и использование централизованного фонда денеж­ных средств как обязательного условия функционирования любого государства. Структура бюджета включает доходную и расходную части.

Основными функциями бюджета являются:

1. Перераспределение национального дохода и ВВП;

2. Государственное регулирование и стимулирование экономики;

3. Финансовое обеспечение социальной политики;

4. Контроль за образованием и использованием централизо­ванного фонда денежных средств.

Бюджетная классификация Российской Федерации представляет со­бой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюд­жетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Она яв­ляется единой и используется при составлении, утверждении и исполне­нии бюджетов всех уровней, а также при составлении консолидирован­ных бюджетов.

В российском законодательстве, а также в юридической лите­ратуре часто встречается термин «бюджетные права» для харак­теристики компетенции государства, его территориальных под­разделений и соответствующих органов власти (или самоуправле­ния) в области бюджета1. Однако этот термин не следует понимать буквально. Он является условным, поскольку в данном случае речь идет о правах особого содержания, которые по своим юриди­ческим свойствам отличаются от прав, которыми наделены субъ­екты других отраслей права (например, гражданского, трудово­го), а также и отдельных институтов финансового права. Эти осо­бенности заключаются в том, что бюджетные права по своим юри­дическим свойствам во многих случаях сближаются с обязанностями, являются в значительной мере одновременно и обязанностями (например, право утверждать бюджет, право рас­пределять бюджетные средства по основным направлениям расхо­дов и т.д.). Таким образом, в большинстве случаев бюджетное право (правомочие) и обязанность слиты в едином полномочии, эти полномочия отражают неразрывность прав и обязанностей субъектов бюджетного права. Однако существуют и «раздель­ные» их права и обязанности (например, право предоставлять суб­сидию или ссуду в бюджет другого уровня, право дополнитель­ных расходов на социальные мероприятия, обязанность компен­сировать нижестоящему бюджету увеличивающиеся расходы в установленных случаях). Для современных условий, когда стоит задача повысить уровень самостоятельности субъектов Федерации и муниципальных образований, это стало более распространенным явлением.

IV. Рекомендуемые источники






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.