Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансово экономический анализ деятельности турфирмы 6 страница






ГЛАВА 3 Финансово-экономический анализ и управление оборотным капиталом 3.4. Анализ кредиторской задолженности Кредиторская задолженность отражает стоимостную оценку финансовых обязательств предприятия перед различными субъектами экономических отношений. Кредиторская задолженность входит в состав его краткосрочных пассивов и должна быть погашена в срок, не превышающий 12 месяцев после отчетной даты (в противном случае задолженность учитывается по статье " Прочие долгосрочные пассивы"). В составе кредиторской задолженности выделяются обязательства:
  • перед поставщиками и заказчиками за поставленные материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги;
  • по векселям, выданным поставщикам, заказчикам и прочим кредиторам в обеспечение поставок их продукции;
  • перед работниками по оплате труда (начисленная, но не выплаченная заработная плата);
  • перед социальными фондами по выплатам на государственное социальное страхование, в пенсионный фонд, в фонды медицинского страхования и занятости;
  • перед бюджетом по всем видам платежей;
  • перед сторонними организациями и физическими лицами по авансам, полученным в соответствии с договорами и контрактами.
Многообразие субъектов взаимоотношений предприятия по расчетам по кредиторской задолженности, с учетом различного механизма их правового регулирования и организационных схем осуществления, свидетельствует о сложности проблемы эффективного управления ею. Действительно, текущее финансовое благополучие предприятия в значительной мере зависит от того, насколько своевременно оно отвечает по своим финансовым обязательствам. Важность анализа и управления кредиторской задолженностью обусловлена еще и тем, что, составляя значительную долю текущих пассивов предприятия, ее изменения заметно сказываются на динамике показателей его платежеспособности и ликвидности. Анализ кредиторской задолженности предприятия проводится на основе использования его финансовой отчетности: бухгалтерского баланса и формы № 5. Для того чтобы соотнести динамику величины кредиторской задолженности с изменениями масштабов деятельности предприятия, при расчете ряда коэффициентов оборачиваемости кредиторской задолженности используются показатели финансовых результатов (форма № 2). Для анализа состояния кредиторской задолженности используются коэффициенты оборачиваемости кредиторской задолженности, относящиеся к группе показателей деловой активности. Эти коэффициенты рассчитываются по формулам Затраты на производство реализованной продукции · Средняя кредиторская задолженность oкред. (в оборотах)(3.10) · 360 х Средняя кредиторская задолженность ЧФСД. (в ДНЯХ) (3.11) · Затраты на производство реализованной продукции Эти показатели являются базовыми при исследовании кредиторской задолженности. Широкое их практическое использование обусловлено еще и тем, что их можно рассчитать на основе даже очень агрегированной финансовой информации. Например, они могут быть найдены по данным периодически публикуемых в открытой печати отчетов о результатах деятельности акционерных обществ. При наличии более детальной информации, например стандартных форм бухгалтерской отчетности, может быть рассчитан ряд коэффициентов, дающих более точное представление о закономерностях динамики кредиторской задолженности. Для эффективного управления предприятием очень важно знать состояние финансовых взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками, поскольку именно ими поставляются все необходимые для нормального функционирования материальные ценности, выполняются требующиеся работы и оказываются соответствующие услуги. Объемы задолженности по поставкам этой продукции (работ, услуг) отражены по статьям баланса " Кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам" и " Векселя к оплате" (сумма векселей к оплате учитывается при расчетах в том случае, когда векселями обеспечиваются главным образом поставки продукции, оплата работ, услуг). Соответственно было бы правильно соотнести эту задолженность не со всеми затратами, а лишь с материальными затратами (форма № 5 " Приложение к бухгалтерскому балансу", раздел 6 " Затраты, произведенные организацией"). Таким образом, могут быть предложены следующие формулы для расчета коэффициентов оборачиваемости кредиторской задолженности по оплате продукции (работ, услуг): · Средняя сумма задолженности + поставщикам и подрядчикам (в оборотах) 360 (3.12) · Средняя сумма задолженности по векселям (в днях) (3.13) кред (в оборотах) Следует отметить, что набор аналогичных формул может быть расширен. В качестве общего правила при этом можно дать следующую рекомендацию. Для того чтобы коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности имел смысл и был бы полезен при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, необходимо по мере возможности объем финансовых обязательств по исследуемой компоненте кредиторской задолженности соотносить с объемом затрат, соответствующих ей по своему составу. При анализе финансового состояния предприятия большое значение имеет сравнение показателей кредиторской и дебиторской задолженности. При этом важно сравнивать не только их объемы в абсолютном выражении, что осуществляется при определении коэффициентов ликвидности, но и продолжительность периодов оборачиваемости. Если период оборачиваемости дебиторской задолженности заметно превышает аналогичный показатель по кредиторской задолженности, то это чревато возникновением затруднений в осуществлении текущих платежей. Состояние кредиторской задолженности может быть отражено показателями, приведенными в табл. 3.5. Таблица 3.5 Динамика показателей состояния кредиторской задолженности турфирмы " Надежда" за 19961998 гг.

 

Показатель По состоянию на конец Изменения
1996 г. 1997 г. 1998г. 97/96 г. 98/97 г.
Доля кредиторской задолженности в объеме текущих пассивов, % 56, 0 61, 2 63, 4 1, 09 1, 04
Удельный вес задолженности поставщикам и подрядчикам и суммы векселей к оплате в объеме кредиторской задолженности, % 36, 8 41, 3 40, 0 1, 12 0, 97
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности:          
в оборотах 5, 8 6, 5 5, 5 1, 12 0, 84
в днях 62, 3 55, 5 66, 0 0, 89 1, 19

 

Качество кредиторской задолженности характеризуется по-казателями, отражающими своевременность осуществления расчетов по обязательствам. Представление об этом дает, на-пример, показатель доли просроченной кредиторской задолжен-ности в общем ее объеме. Данные для расчета таких показателей приводятся в разделе 2 " Дебиторская и кредиторская задолжен-ность" Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5), причем в этом разделе приводятся данные о движении соответ-ствующих показателей кредиторской задолженности. Как известно, деятельность любого предприятия связана с приобретением материалов, продукции, потреблением разного рода услуг. Если расчеты за продукцию или оказанные услуги производятся на условиях последующей оплаты, можно гово-рить о получении предприятием кредита от своих поставщиков и подрядчиков. В свою очередь само предприятие также высту-пает кредитором своих покупателей и заказчиков, а также по-ставщиков в части выданных им авансов под предстоящую по-ставку продукции. Поэтому от того, насколько сроки предостав-ленного предприятию кредита соответствуют общим условиям его производственной и финансовой деятельности (например, сроку погашения дебиторской задолженности), зависит финан-совое благополучие предприятия. Сравнением продолжительно-сти периодов оборачиваемости дебиторской и кредиторской за-долженности в динамике устанавливаются тенденции во взаиморасчетах с дебиторами и кредиторами туристского предпри-ятия (см. табл. 3.6). Таблица 3.6 Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности турфирмы " Надежда" за 1996-1998 гг.

 

Показатель По состоянию на конец
1996г. 1997г. 1998г.
Д К Д К Д К
Оборачиваемость:            
в оборотах 4, 7 5, 8 6, 0 6, 5 5, 3 5, 5
в днях 76, 8 60, 1 62, 3 68, 3 55, 5 66, 0

 

Примечание. Д - дебиторская задолженность; К - кредиторская за-долженность. По данным таблицы анализируемая фирма осуществляет платежи в более короткие сроки, и лишь в последнем из рассматриваемых лет длительность оборотов кредиторской и дебиторской задолженности практически сравнялась.

 

ГЛАВА 3
Финансово-экономический анализ и управление оборотным капиталом 3.5. Управление движением денежных средств

Управление денежными средствами имеет важное значение для турфирм, особенно в настоящее время, когда в российской экономике продолжает наблюдаться острейшая нехватка оборотных средств. Чтобы туристское предприятие могло успешно функционировать в таких условиях, его оборотный капитал должен быть максимально ликвиден, в любой момент фирма должна иметь достаточно наличности для оплаты счетов.

Небольшие предприятия дефицит денежных средств для оплаты счетов в нужное время может привести к банкротству, даже если они достаточно рентабельны. Часто наблюдающиеся критические ситуации порождаются краткосрочной потребностью в наличности, в то время как приток денежных средств, возможен в более длительной перспективе. К сожалению, на практике многие менеджеры турфирм, особенно находящихся на начальных стадиях становления, уделяют больше внимания

Баланс денежных средств:

Все элементы оборотного капитала в своем движении тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Если фирма имеет большую дебиторскую задолженность и запасы, стоимость которых превышает кредиторскую задолженность, будет наблюдаться постоянная потребность в дополнительном капитале для поддержания предприятия в состоянии функционирования. Эти средства могут быть заемными или отвлечены из прибыли фирмы. Когда предприятие находится на стадии развития, материально-вещественные и стоимостные потоки из цикла в цикл, как правило, растут, т. е. с ростом производства соответственно увеличиваются запасы, дебиторская и кредиторская задолженность. Общая проблема бизнеса сверхлимитное вложение денежной наличности в запасы и дебиторскую задолженность при ее недостаточности для оплаты платежей. Для обеспечения сбалансированности элементов оборотного капитала необходимо регулярно отслеживать их динамику, сравнивать их нормативные и фактические показатели и, используя вышеуказанные руководства по их регулированию, определять потребность в необходимой денежной наличности.

Одной из сложных задач при управлении оборотным капиталом является определение нормативных показателей. Как правило, объем продаж постоянно подвержен колебанию, поэтому исходя из условий производства нормативные показатели иногда целесообразно задавать в относительных величинах, например процент от продаж или выручки. Производственная деятельность каждой турфирмы обусловлена собственной спецификой, состоянием федеральной и региональной экономической ситуации, поэтому необходимо реалистично оценивать каждый нормативный показатель и регулярно пересматривать.

 

ГЛАВА 4 Анализ результатов деятельности турфирмы 4.1. Вертикальный и горизонтальный анализ формирования финансовых результатов Туристская фирма, как и любое другое предприятие, осуществляет свою деятельность в условиях непрерывно изменяющейся внешней среды: нормативно-правовой базы, определяющей законодательные рамки; взаимодействия со всеми субъектами экономических отношений; налогового регулирования; спроса и предложения работ и услуг; цен и тарифов на потребляемые сырье и материалы, работы и услуги и т. д. Более того, принимаемые управленческие решения приводят к изменению самой организации: применяемой ею технологии, состава и количества клиентов и многого другого. В конечном счете все внешние и внутренние изменения условий деятельности туристских предприятий влияют на их результативность. Повышение результативности функционирующего предприятия означает, что в постоянно изменяющихся условиях менеджеры фирмы способны находить правильные пути решения, ведущие к увеличению эффективности, что привлеченные дополнительные финансовые средства использованы рационально и т. д. Анализ результатов деятельности предприятия интересует широкий круг внешних и внутренних пользователей: кредиторов с точки зрения возможности генерировать прибыль, достаточную для погашения задолженности; инвесторов для оценки способностей управленческой команды, определения развития предприятия; менеджеров предприятия для разработки мероприятий, направленных на повышение эффективности. Информационной базой анализа результатов деятельности предприятия является форма № 2 бухгалтерской отчетности " Отчет о прибылях и убытках". Глубокий анализ этой формы можно провести с помощью вертикального и горизонтального анализа. К данным формы № 2 (см. приложение 3) может быть применен метод вертикального и горизонтального анализа. Вертикальный анализ позволяет проанализировать структуру, динамику изменения всех статей затрат и прибылей в общей выручке (табл. 4.1). Ценность данного анализа заключается в возможности исследования во временном аспекте тенденций изменения результатов деятельности. Таблица 4.1 Вертикальный анализ " Отчета о прибылях и убытках" турфирмы " Надежда" за 19961998 гг., %

 

Показатель По состоянию на конец
     
Выручка от реализации      
Себестоимость реализации 54, 5 57, 1 58, 1
Коммерческие расходы 14, 6 12, 6 13, 0
Управленческие расходы 14, 9 16, 9 16, 0
Прибыль от реализации 16, 0 13, 5 12, 8
Проценты к получению 1, 7 1, 3 1, 3
Проценты к уплате 3, 7 2, 9 2, 9
Доходы от участия в других организациях 2, 1 1, 6 1, 3
Прибыль от финансовохозяйственной деятельности 8, 6 7, 7 7, 2
Прочие внереализационные доходы 1, 8 1, 3 0, 9
Прочие внереализационные расходы 2, 5 1, 8 1, 2
Прибыль отчетного периода 4, 3 4, 5 5, 1
Налог на прибыль 1, 5 1, 6 1, 8
Чистая прибыль 2, 8 2, 9 з, з
Отвлеченные средства 1, 8 2, 2 3, 0
Нераспределенная прибыль отчетного периода 1, 0 0, 8 0, 4

 

Несложным, но весьма эффективным по своим аналитическим возможностям является горизонтальный анализ формы № 2 (табл. 4.2). Таблица 4.2 Горизонтальный анализ " Отчета о прибылях и убытках" турфирмы " Надежда" за 19961998 гг.

 

Показатель По состоянию на конец
       
Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. %
Выручка от реализации 1375, 3   2007, 5 146, 0 2227, 6 162, 0
Себестоимость 750, 1   1145, 5 152, 7 1295, 3 172, 7
Коммерческие расходы 200, 3   251, 7 137, 9 290, 1 149, 1
Управленческие расходы 204, 7   340, 2 125, 7 356, 6 144, 8
Прибыль от реализации 220, 2   270, 2 166, 2 285, 6 174, 2
Проценты к уплате 50, 3   57, 4 110, 0 64, 8 129, 0
Прибыль от финансовохозяйственной            
деятельности 118, 3   154, 3 130, 4 161, 3 136, 3
Прочие внереализационные доходы 25, 1   26, 3 104, 8 20, 7 82, 6
Прибыль отчетного периода 58, 6   90, 9 155, 1 114, 2 194, 9
Налог на прибыль 20, 5   31, 8 155, 1 40, 0 194, 9
Чистая прибыль 38, 1   59, 1 155, 1 74, 2 194, 9
Отвлеченные   o        
средства 24, 4   44, 0 180, 4 66, 0 270, 4
Нераспределенная прибыль отчетного периода 13, 7   15, 1 110, 0 8, 3 60, 4

 

Горизонтальный анализ является дополнением вертикального анализа. При его проведении необходимо учитывать влияние инфляции на результаты прошлой деятельности. Результативность бизнеса характеризует целая группа показателей рентабельности. Сам по себе рост выручки, всех видов прибыли уже характеризует деятельность любого предприятия как довольно успешную. Однако, для того чтобы ответить на вопрос, чем вызвано это увеличение просто абсолютным расширением масштабов деятельности или снижением затрат, более полным и рациональным использованием материально-вещественного и кадрового потенциала предприятия, необходимо рассчитать коэффициенты рентабельности, увязывающие полученные финансовые результаты с объемом используемых ресурсов. Некоторые инвесторы рассматривают показатели рентабельности как основополагающие при рассмотрении вопросов вложения капитала, как имеющие даже большее значение, чем показатели ликвидности и финансовой устойчивости. Если в течение нескольких лет показатели рентабельности улучшаются, это свидетельствует об эффективности управления, способности предприятия получать прибыль в настоящем и будущем. Показатели результатов деятельности предприятия можно разделить на две большие группы:
  • показатели результативности текущей деятельности;
  • показатели результативности использования ресурсов предприятия.

 

ГЛАВА 4
Анализ результатов деятельности турфирмы
4.2. Результативность текущей деятельности

Цель любой коммерческой организации состоит в получении в результате своей деятельности максимальной прибыли Отсюда вытекает основная задача менеджмента предприятия обеспечение в долгосрочной перспективе с учетом технического прогресса и конкуренции условий для стабильного роста прибыли. Повышение эффективности деятельности туристских предприятий, их расширение и техническое перевооружение, совершенствование системы управления при увеличении номенклатуры продукции, работ и услуг являются необходимыми предпосылками при достижении этой целевой установки.

Таким образом, эффективность текущей деятельности туристского предприятия может быть измерена показателями рентабельности, увязывающими объем получаемой в отчетном периоде прибыли с величиной требующихся для этого затрат. Прежде чем перейти к описанию отдельных показателей рентабельности, уделим немного внимания рассмотрению вопроса об отражении прибыли в финансовой отчетности, тем более что при расчете разных показателей рентабельности могут использоваться различные виды прибыли. Б балансе финансовый результат представлен нераспределенной прибылью, рассчитываемой как разность между величиной конечного финансового результата.за отчетный период и суммой налогов и других причитающихся за счет прибыли платежей. В форме № 2 " Отчет о прибылях и убытках", иллюстрирующей формирование финансового результата, приводится несколько видов прибыли, отличающихся по широте учета при их расчете различных хозяйственных операций.

Поступление выручки от реализации продукции (работ, услуг) является основой формирования финансового результата. Выручка за минусом себестоимости продукции дает прибыль от основной деятельности, а разность выручки и затрат на производство продукции (работ, услуг) прибыль от реализации. Оба этих показателя широко используются при расчете показателей рентабельности. При оценке результата текущей деятельности прибыль, как правило, относится на объем либо затрат на производство (в этом случае определяется рентабельность производства), либо выручки (расчет рентабельности продукции).

С учетом вышесказанного могут быть предложены следующие формулы для расчета показателей рентабельности:
рентабельность производства (по прибыли по основной деятельности):
Выручка Себестоимость реализации
затраты на производство
рентабельность продукции (по прибыли по основной деятельности):
Выручка Себестоимость реализации
Выручка рен. продукции
рентабельность производства (по прибыли от реализации):
Выручка Затраты на производство(4.3)

Затраты на производство рентабельность продукции (по прибыли от реализации): (4.4)
рен. продукции
Выручка Затраты на производство Выручка

Наряду с прибылью от реализации в финансовой отчетности непосредственно приводятся значения прибыли от финансово-хозяйственной деятельности, прибыли отчетного периода, перераспределяемой прибыли. В принципе по каждому из этих видов прибыли могут быть рассчитаны показатели рентабельности. Однако в каждом конкретном случае возможная аналитическая оценка их расчета должна быть дополнительно обоснована. Данные коэффициенты целесообразно рассчитывать в случае, когда прочие и внереализационные доходы и расходы либо сравнительно невелики, либо существенно зависят от объемов основной деятельности. На практике широкое использование имеют показатели рентабельности производства и продукции, рассчитываемые по чистой прибыли (т. е. по прибыли отчетного периода за вычетом налога на прибыль и других налогов и сборов, относимых на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия). Популярность этих показателей объясняется тем, что чистая прибыль является тем финансовым результатом, который наряду с амортизацией составляет собственные средства предприятия и который может сравнительно свободно использоваться им для реализации своей политики социально-экономического развития, дивидендной политики и т. п.

Пример расчета показателей рентабельности приводится в табл. 4.3.

 

ГЛАВА 4 Анализ результатов деятельности турфирмы 4.3. Результативность использования ресурсов Таблица 4.3 Сводная таблица показателей рентабельности текущей деятельности турфирмы " Надежда" за 1996-1998 гг., %

 

Показатель По состоянию на конец
     
Рентабельность производства:
по валовой прибыли 83, 3 75, 3 72, 0
по прибыли от основной деятельности 29, 4 23, 6 22, 0
по чистой прибыли 5, 1 5, 2 5, 7
Рентабельность продукции:
по валовой прибыли 45, 5 42, 9 41, 9
по прибыли от основной деятельности 16, 0 13, 5 12, 8
по чистой прибыли 2, 8 2, 9 3, 3

 

Показатели, отражающие долю прибыли в себестоимости, затратах или объеме поступившей выручки, характеризуют эффективность текущей деятельности предприятия. Они показывают, в какой степени, покрыв связанные с производством продукции (работ, услуг) затраты, предприятие способно направлять собственные средства на расширение масштабов деятельности, выплату дивидендов, создание и увеличение фондов и резервов. Однако существует широкий круг субъектов экономических отношений, которых интересует не только рентабельность текущей деятельности, но и результативность используемых предприятием внеоборотных средств и финансовых ресурсов. Подобная информация весьма интересна для собственников, менеджеров предприятия, потенциальных инвесторов. Всех их интересует не только то, какой объем расходов осуществляется в процессе деятельности, чтобы получить тот или иной объем прибыли, но и то, какими по величине основными фондами получена эта прибыль. Для собственников и акционеров очень важно знать, сколько прибыли принесла каждая вложенная ими единица денежных средств, для менеджеров сколько прибыли приходится на единицу стоимости всех используемых хозяйственных средств. Для того чтобы получить представление о результативности использования ресурсов предприятия, рассчитывается ряд показателей рентабельности, увязывающих объем получаемой прибыли с величиной используемых материальных или финансовых средств. Результативность внеоборотных и финансовых' ресурсов может выражаться двояким образом: либо как доля, которую составляет годовой объем прибыли в объеме используемого ресурса (коэффициенты рентабельности), либо как число оборотов (лет), за которое рассматриваемый ресурс может быть возмещен по стоимости за счет прибыли (коэффициенты оборачиваемости или показатели сроков окупаемости). Рассмотрим несколько наиболее часто употребляемых на практике коэффициентов. Коэффициент рентабельности использования основного капитала. Рассчитывается как отношение чистой прибыли (чистая прибыль прибыль отчетного года за вычетом налога на прибыль и других налогов и сборов, относимых на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия) к среднегодовому объему всех используемых хозяйственных средств или всего привлеченного капитала (полусумма итога баланса на начало и конец периода). Данный показатель рассчитывается по формуле

 

Прибыль отчетного периода Налог на прибыль и другие налоги и сборы, относимые на прибыль
Итог баланса + на начало года Итог баланса на конец года

 

Данный коэффициент показывает, сколько прибыли приходится на 1 руб. используемых хозяйственных средств. Он дает самое общее представление о результативности исследуемого бизнеса вне зависимости от источников привлечения капитала и других факторов. Рентабельность собственного капитала. Этот показатель несколько конкретизирует и дополняет рассмотренный выше. Находится он как отношение величины чистой прибыли к среднегодовому объему собственного капитала. Для его расчета может быть рекомендована следующая формула:

 

Прибыль отчетного периода Налог на прибыль и другие налоги и сборы, относимые на прибыль
Собственный капитал + на начало года Собственный капитал на конец года

 

Коэффициент рентабельности собственного капитала представляет большой интерес для собственников фирмы и потенциальных инвесторов, так как он показывает, " какова эффективность авансированных собственниками и акционерами средств. Этот коэффициент в случае значительного объема привлеченного капитала может существенно отличаться от значения коэффициента рентабельности основного капитала, поскольку при формировании финансовых результатов в этом случае существенными являются затраты на выплату процентов по кредитам и займам. Именно этот показатель в наибольшей степени подходит в качестве критерия при решении вопроса об участии в капитале: высокая рентабельность собственного капитала, как правило, обеспечивает способность выплачивать высокие дивиденды и таким образом привлекать в случае необходимости дополнительный капитал.Рентабельность основных фондов. Определяется отношением чистой прибыли к среднегодовому объему используемых основных фондов предприятия. Данный показатель характеризует эффективность той части хозяйственных средств, которая овеществлена в основных средствах предприятия. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений. Определяется делением объема полученных фирмой процентов от участия в капитале других предприятий и т. п. (данные приводятся в форме № 2) на среднегодовую величину долгосрочных финансовых вложений (инвестиции в зависимые, дочерние и другие предприятия): Чистая прибыль (4.7)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.