Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Машины для рубок ухода за насаждениями на лесных площадях и в лесопарковых зонах






12.1. Назначение и виды рубок ухода за лесом

В общем объеме перспективных работ в лесном хозяйстве важ­ное место занимает постепенный переход к внедрению промыш­ленных методов лесовыращивания, полному использованию заго­товляемой древесины на основе безотходных технологий. В этой связи возрастает роль несплошных рубок, в частности рубок ухода за лесом. Объем рубок ухода за лесом постоянно возрастает, поэтому вопросы механизации трудоемких процессов, внедрения передо­вых технологий и более совершенной организации труда суще­ственным образом влияют на интенсификацию лесного хозяйства.

Рубки ухода за лесом предусматривают удаление части деревь­ев в целях выращивания хозяйственно ценных насаждений, а так­же получения древесины без сокращения лесопокрытой площади. 'В зависимости от того, в каких возрастных группах древостоев проводят рубки ухода, различают следующие виды рубок: освет­ления, прочистки, прореживания и проходные рубки.

Первые два вида рубок проводятся в культурах до 20-летнего возраста, поэтому их называют рубками ухода в молодняках. За­канчиваются рубки ухода за лесом за 10... 20 лет до рубок главного пользования.

Осветления проводят в молодняках для регулирования по­родного состава насаждений и улучшения роста деревьев главной породы. Эти рубки проводят в хвойных и лиственных молодняках в возрасте до 10 лет, повторяя через каждые 2...5 лет.

Прочистки проводят с целью регулирования размещения главной породы по площади и улучшения ее свойств. Прочистки проводят в молодняках в возрасте от 11 до 20 лет. При этих рубках, кроме второстепенных пород, удаляют также худшие деревья из загущенных групп главной породы. Прочистки проводят в возрас­те от 11 до 20 лет, повторяя через каждые 2...5 лет.

Прореживания проводят для формирования полнодревес­ной формы ствола, сохраняя при этом густое состояние деревьев в насаждении. Этот вид рубок ухода проводят в хвойных и твердо-лиственных насаждениях в возрасте 21...40 лет, мягколиственных насаждениях — 21...30 лет, повторяя через каждые 5... 10 лет.


Проходные рубки проводят для получения увеличенно­го прироста оставляемых деревьев, обеспечения дальнейшего улуч­шения состава и структуры насаждений. В хвойных и семенных твердолиственных насаждениях их проводят начиная с возрасти 41 год и более, в мягколиственных — с возраста 31 год и более, повторяя через каждые 10... 15 лет.

К прочим видам рубок ухода за лесом относятся санитарные рубки, которые проводят с целью оздоровления насаждений. При этом из насаждений убирают сухостойные, ветровальные, буре­ломные насаждения; насаждения с механическими повреждения­ми, изогнутые снегом, заселенные вторичными вредителями и поврежденные грибковыми заболеваниями.

12.2. Виды работ, выполняемых при рубках ухода

за лесом

Механизированные рубки ухода за лесом осуществляются мо­торизованными инструментами и агрегатами, а также лесохозяй-ственными машинами. Срезанные деревья трелюют тракторами со смонтированными или навешенными на них трелевочными при­способлениями, вывоз — самопогружающими автомобилями.

Рубки ухода за лесом подразумевают выполнение следующих видов механизированных работ: работы в молодняках, работы с заготовкой древесины, работы при переработке древесины.

Работы, выполняемые при осветлениях и прочистках, заклю­чаются в следующем:

• создание коридоров осветления при уходе за рядовыми куль­турами на выборках путем срезания древесной или кустарнико­вой растительности или прикатыванием в междурядьях;

• подтрелевка срезанных деревьев из пасек к технологическому коридору в случаях очистки насаждений или использования сре­занной древесины;

• сплошное срезание рядов деревьев с формированием паке­тов в загущенных культурах с междурядьями и диаметром ствола до 15 см;

• выборочное удаление деревьев из ряда с формированием па-1 кета в загущенных культурах с междурядьями 1, 5...3, 0 м и диа­метром ствола до 15 см;

• отделение хвойной лапки с погрузкой в прицеп, а также об­резка сучьев, погрузка и выгрузка жердей, измельчение жердей в щепу при рубках ухода в молодняках возрастом до 20 лет.

Работы, выполняемые при рубках ухода с заготовкой древеси­ны, заключаются в следующем:

• срезание, пакетирование и подтрелевка древесины по техно­
логическим коридорам при прореживаниях и проходных рубках;


 

• обрезка сучьев, погрузка деревьев или хлыстов и вывозка их ри прореживании и проходных рубках;

• срезание и пакетирование деревьев, подтрелевка к техноло-ическим коридорам и местам заготовки сортиментов;

 

• сбор и трелевка пачек деревьев, раскряжевка хлыстов, по­грузка и выгрузка сортиментов к лесовозной дороге;

• срезание деревьев, пакетирование, подтрелевка к технологи­ческим коридорам и формирование пачек, сбор и трелевка пачек к месту заготовки зеленой щепы;

• обрезка боковых ветвей у деревьев опушечных рядов на высо-ргу до 4 м и у деревьев внутренних рядов на высоту до 2 м.

Работы при переработке древесины заключаются в следующем:

• отделение технологической зелени (мелких побегов и лапок тол­щиной до 8 мм) от ветвей хвойных и лиственных пород деревьев;

• измельчение ветвей, вершин и тонкомера диаметром до 50 мм любой породы и разделение измельченной массы на товарную древесную зелень и топливную щепу;

• переработка тонкомерной древесины на технологическую щепу.

12.3. Моторизованный инструмент и машины для осветлений и прочисток

К моторизованному инструменту относятся бензиномоторные пилы, самоходные мотоагрегаты, обрезчики сучьев, мотолебедки. Эт ручного инструмента он отличается, в первую очередь, нали­чием автономного источника энергии, обеспечивающего выпол-гение технологического процесса. Человек в этом случае не про­изводит активных действий, а только удерживает инструмент за зукоятки и направляет его на выполнение операций.

Бензиномоторная пила МП-5 «Урал-2 Электрон» (рис. 12.1) пред-газначена для валки деревьев, раскряжевки хлыстов, обрезки тол-: тых сучьев и пр. Для более эффективного использования на руб-сах ухода в молодняках на пильной шине монтируют съемные фиспособления в виде гребенки с тремя упорами или специаль­ного упора.

Бензопила состоит из одноцилиндрового двухтактного двига­теля 5 с системами зажигания, питания и охлаждения; рамы с прикрепленным к ней бачком для топлива 6 и рычагом управле­ния газом; редуктора и пильного аппарата. Рама пилы имеет трубу; резиновыми рукоятками и стойку 7. Между собой они соедине-ш виброгасящим устройством из плоской пружины и шарнира с лилиндрическими пружинами. Редуктор установлен на выходном 5алу двигателя и состоит из двух конических шестерен, закрытых сожухом. На выходном валу ведомой конической шестерни наса-кена ведущая звездочка 4 пильного аппарата, посредством кото-



                   
   
   
       
 
 
 
 
   
 
 


Рис. 12.1. Бензомоторная пила МП-5 «Урал-2 Электрон»:

1 — зубчатый упор; 2 — шпилька; 3 — рукоятка; 4 — ведущая звездочка; 5 А

двигатель; 6 — бачок для топлива; 7 — стойка; 8 — рычаг; 9 — натяжное устройч

ство; 10 — шина; 11 — пильная цепь; 12 — ведомая звездочка

рой приводится в движение пильная цепь 11. На кожухе редуктора смонтирован зубчатый упор 1, служащий для фиксации пилы по время работы. Пильный аппарат включает в себя шину 10 с ведо­мой звездочкой 12 и пильную цепь 11. Для фиксации редуктора О пильным аппаратом на кожухе имеется рычаг 8. Регулировка натя­жения пильной цепи 11 осуществляется путем натяжного устрой­ства 9. Для этого отпускают рукоятку 3, поворачивают шину 10 о цепью вокруг шпильки 2 и натягивают цепь, вращая гайку натяж­ного устройства 9.

Для валки деревьев пильный аппарат поворотом редуктора и откинутом при этом рычаге 8 доводят до горизонтального поло­жения шину 10 с пильной цепью 11, после чего рычаг 8 возвра­щают в исходное положение. При раскряжевке хлыстов шина 10о пильной цепью 11 должна быть зафиксирована в вертикальном положении. В целях предотвращения зажима пильного аппарата И придания срезанному дереву нужного направления валки к пиле может прилагаться гидравлический клин КГМ-1 А. Он приводится в действие от редуктора пилы и включает в себя насос с бачком для гидросмеси, привод насоса с управлением и клин с гидра н-лическим шлангом. Клин устанавливается в пропил. При включе­нии насоса давлением жидкости направляющие ленты клина при


его перемещении вперед расходятся, обеспечивая падение среза­емого дерева.

Мощность двигателя пилы составляет 3, 68 кВт; скорость реза­ния 11 м/с; рабочая длина пильного аппарата 400 и 700 мм; масса 11, 6 кг.

Бензиномоторная пила «Тайга-214» используется на раскряжев­ке хлыстов небольшого диаметра, обрезке сучьев и других видах I работ. Пила безредукторная, облегченного типа. Благодаря боль­шой скорости резания требуется меньшее усилие надвигания.

Мощность двигателя пилы составляет 2, 5 кВт; скорость реза­ния 17 м/с; рабочая длина пильного аппарата 380 мм; масса 8, 8 кг.

Мотокусторез «Секор-3» (рис. 12.2, а) предназначен для спи-Ьшвания деревьев при проведении осветлений и прочисток, а так-же для скашивания травянистой растительности и побегов при уходе за лесными культурами.

Кусторез состоит из двигателя 1 от мотопилы «Тайга-214», ство­ра 3, режущей головки со сменным режущим инструментом в виде тисковой пилы 7 или косилочного резца, рукоятки 5 с рычагами Управления 4 и плечевого ремня.

Привод соединяет двигатель 1 с режущей головкой при помо-1ци трубчатого ствола 3. Вал 6, передающий крутящий момент

Рис. 12.2. Мотокусторез «Сектор-3»:

а — устройство; б — косилочный резец; 1 — двигатель; 2 — центробежная муфта Ьцепления; 3— ствол; 4— рычаг управления; 5— рукоятка; 6— вал; 7— дисковая

пила; 8 — кожух


двигателя 1 к режущей головке, вращается в стволе 3 привода и четырех проушинах, пропитанных смазкой при изготовлении. Приводной вал 6 с двигателем соединен с двигателем 1 с помо­щью ведомой половины центробежной муфты сцепления 2. На другом конце вала 6 размещена ведущая коническая шестерня конического редуктора, находящаяся в зацеплении с ведомой конической шестерней. Режущая головка закреплена на валу 6 ве­домой конической шестерни. На режущей головке с помощью прижимной гайки крепится сменный режущий инструмент. Со стороны моториста режущий инструмент закрыт кожухом 8.

Дисковая пила 7имеет 18 коротких зубьев. Косилочный резец используется вместо дисковой пилы 7 при скашивании трав и побегов. Он состоит из трех сегментов, заимствованных у сельско­хозяйственных сенокосилок, и основания косилочного резца (рис, 12.2, б), соединенных между собой заклепками.

Подготовленный к работе кусторез присоединяют к плечевому ремню и регулируют так, чтобы при его удержании за рукоятки 5 руки были слегка согнуты в локте, а нагрузка от кустореза равно­мерно распределялась на оба плеча. При приближении режущей головки кустореза к спиливаемому дереву необходимо прижать упор на приводе к бедру, а рукоятку — к корпусу спереди для более устойчивого управления пилой и дать полный газ, нажав рычаг дроссельной заслонки до отказа.

Мощность двигателя кустореза составляет 2, 6 кВт; частота вра­щения коленчатого вала 11, 7 с-1; диаметр дисковой пилы 230 мм, косилочного резца — 250 мм; диаметр спиливаемого дерева з| один срез 8 см, двумя срезами — до 15 см; масса 11, 3 кг.

Самоходный мотоагрегат СМА-1 (рис. 12.3) предназначен для выборочного спиливания деревьев при прочистках и прореживав ниях.

Он состоит из двигателя / мотопилы «Дружба-4 Электрон» Л коническим редуктором 2, от которого через резиновую муфту J крутящий момент передается к вертикальному валу 4. От него кру-| тящий момент передается в двух направлениях: через кулачковую муфту 7 к ведущей звездочке пильной шины 11, вращающуюся в подшипнике 8, и к ходовому колесу 13 через коническую пару шестерен 5 и цилиндрическую передачу 12. В ходовом колесе 13 установлена фрикционная дисковая муфта сцепления, включе-1 ние которой производится рычагом 18 через трос 17, укреплена ным на рукоятке 19 кронштейна 16 поворота пильной шины 10 Муфта сцепления ходового колеса 13 и муфта включения пиль­ной шины 10 связаны между собой таким образом, что при вклю«| чении ходового колеса 13 режущий аппарат отключается.

Режущий аппарат представляет собой пильный аппарат от мо«| топилы «Дружба-4», которая крепится на поворотном кронштей*] не 9, шарнирно закрепленном на нижнем конце корпуса редук-


 

Рис. 12.3. Самоходный мотоагрегат СМА-1:

/ — двигатель; 2 — конический редук­тор; 3 — резиновая муфта; 4 — верти­кальный вал; 5 — коническая пара шес­терен; 6 — корпус редуктора; 7 — ку­лачковая муфта; 8 — подшипник; 9 — ' поворотный кронштейн; 10 — пильная шина; 11 — ведущая звездочка пильной \ шины; 12 — цилиндрическая передача; 13 — ходовое колесо; 14 — заякориваю-щее устройство; 75 — резиновый амор­тизатор; 16 — кронштейн; 17 — трос; 1 18 — рычаг включения ходового колеса или пильной шины; 19 — рукоятка; Щ20 — рычаг управления двигателем

| тора 6. За счет такого крепления пильную шину 10 можно пово­рачивать с помощью кронштей­на 16 вправо и влево от продоль­ной оси. Двигатель 1 на корпусе [редуктора установлен на рези­новых амортизаторах 15. Для ■ фидания агрегату устойчивого юложения во время работы он

^набжен заякоривающим устройством 14 в виде откидной рамки зубом, вдавливаемой в землю ногой моториста. Работой двига-еля моторист управляет при помощи рычага управления двигате­лем 20.

Мощность двигателя составляет 3 кВт; рабочая длина пильной ■ шны 440 мм; скорость резания 8 м/с; частота вращения коленчато-■ о вала двигателя 83 с4; скорость движения агрегата 0, 83...2, 2 м/с; [диаметр срезаемых деревьев 2... 8 см; масса 40 кг.

Трелевочная лебедка JIT-400 предназначена для вытаскивания ■ з пасек в технологические коридоры деревьев, хлыстов и сорти­ментов при проведении прочисток и прореживаний по широко-■ асечной технологии. Она состоит из двухколесной тележки, на ■ аме которой смонтированы двигатель мотопилы «Дружба-4», ре-■ уктор и барабан с тросоукладчиком. При работе лебедка стопо- '. рится заякоривающим устройством. В комплект входит трелевоч­ное приспособление, состоящее из набора коротких чокеров, плат­формы-волокуши, на которую грузят комлевую часть срезанных [деревьев, и выносного блока. Платформа перемещается при по-I мощи прикрепленного к ней троса лебедки. В сочетании с само­ходным мотоагрегатом СМА-1 лебедку применяют для механиза-


                         
   
   
 
     
       
     
 
 
 
 
   
 
 

 

ции работ по уходу за лесом в местах, недоступных для трактор­ных агрегатов.

Максимальное тяговое усилие на тросе составляет 3, 9 кН; ка-натоемкость барабана 70 м; скорость намотки 0, 25... 0, 3 м/с; масса 76 кг.

Кусторез-осветлитель КОМ-2, 3 (рис. 12.4) предназначен для : осветления рядовых лесных культур на вырубках путем срезания и междурядьях нежелательной древесной и кустарниковой расти­тельности диаметром до 5 см.

Кусторез представляет собой агрегат на базе трактора 1. Он состоит из рабочего органа 7, опоры 6, карданного вала 5, рамы 4, ограждения 3, бокового вала отбора мощности 2, боковины 8.

В нижней части рамы 4 Ш-образной формы в подшипниках качения установлен рабочий орган 7 в виде двух 3-ножевых ци-1 линдрических фрез. Фрезы в совокупности с боковинами, цент-1 ральной балкой и задним брусом образуют сквозные проемы для I свободного прохода срезанной древесной поросли. На заднем бру­се рамы установлен щит-отражатель для наклона срезаемой по­росли вперед и защиты оператора, на боковинах 8 — трубчатые! ограждения, предотвращающие падение срезанной растительно-] сти в стороны, а сзади бруса — редуктор, выполненный в виде повышающей конической передачи. С редуктором соединены про«| межуточные валы, на концах которых консольно закреплены не-дущие шкивы клиноременных передач, размещенных в бокови-| нах рамы и передающих вращение фрезам. Кусторез располагается впереди трактора.

Рис. 12.4. Кусторез-осветлитель КОМ-2, 3:

/ — трактор; 2 — боковой вал отбора мощности; 3 — ограждение; 4 — рама; 5 Л

карданный вал; 6 — опора; 7— рабочий орган; 8 — боковина


 

Крутящий момент от боково-о вала отбора мощности 2 трак-ора 1 посредством карданных алов 5, повышающего коничес-ого редуктора, двух полуосей и иноременных передач переда­на рабочие органы 7, вра-ающиеся против хода кусторе-

Вращающиеся ножи при дви-ении агрегата срезают расти-ельность и укладывают ее на емлю в направлении по ходу вижения агрегата.

Кусторез-осветлитель КОГ-2, 3 редназначен для осветления

есных культур на вырубках в условиях, непроходимых для колес­ных тракторов.

По устройству и работе этот кусторез аналогичен кусторезу-)светлителю КОМ-2, 3. Навешивается на фронтальную навеску Тракторов ТДТ-55А или ЛХТ-55М. Его отличительной особенно-! тью является наличие предохранительного механизма включе-шя сцепления трактора, ходоуменылителя, противовеса, уста-ювленного сзади трактора и обеспечивающего продольную ус-ойчивость трактора, а также привода, который обеспечивается it переднего вала отбора мощности трактора.

Каток-осветлитель КОК-2 (рис. 12.5) предназначен для освет-: ения и прочисток лесных культур на вырубках путем валки, при-емления и частичного дробления древесной и кустарниковой мстительности в междурядьях.

Каток состоит из рамы 3, ножевого барабана 2, валочного бру-а с упорами и отражателями 4. Ножевой барабан 2 выполнен в иде полого цилиндра с приваренными по его оси шестью плас-инами 1 с ребрами и ножами.

По краям барабана к пластинам и ножам крепятся малые ножи, репятствующие выскальзыванию из-под барабана наклоненных астений. Барабан 2 установлен в подшипниках, которые крепят-! Я к раме 3. Балочный брус с упорами служит для сгибания дере-ъев и кустарника для обеспечения лучшего их перерезания ножа-и. Отражатели 4, приваренные к раме 3, служат для направления тволиков деревьев, расположенных по краям катка, к ножево-

барабану 2. Навешивается каток на фронтальную навеску трак-ора.

Ширина захвата 2 м; ширина расчищаемой полосы 2, 1... 2, 3 м; иаметр ножевого барабана по концам ножей 1000 мм; масса 450 кг. Агрегатируется каток с тракторами ТДТ-55А, ЛХТ-55М, XT-100.


12.4. Машины для трелевки, погрузки, вывозки и переработки древесины от рубок ухода

Трелевочное оборудование ПТН-0, 8 «Муравей» (рис. 12.6) пред­назначено для подтрелевки и бесчокерной трелевки древесины при прореживании, проходных и санитарных рубках.

Оборудование состоит из клещевого захвата 10 и бульдозерно­го отвала 2. Клещевой захват 10 монтируется к задней навеске трактора. Рама 14 захвата выполнена в виде балки с-приваренной на одном торце поперечиной для подсоединения продольных тяг навески трактора. Кронштейн рамы 7 соединяется с центральной тягой б навески трактора. На задней части рамы крепятся горизон­тальный блок и обойма с клещевым захватом 10. Зубья захвата 12 открываются и закрываются с помощью гидроцилиндра захвата 9. Для подтрелевки древесины на захвате имеется трос 11.

Для обеспечения устойчивого положения обоймы с клещевым захватом 10 относительно продольной оси трактора при его холо­стом ходе установлена пружина 8, которая одним концом закреп­лена на пальце крепления захвата 13, а другим — регулировоч­ным винтом 75 на стойке кронштейна рамы 7. Центральной тягой 6 рама 14 устанавливается в горизонтальное положение при опу­щенном клещевом захвате 10 на землю.

Бульдозерный отвал 2 с помощью брусьев бульдозерного отва­ла 7 соединяется шарнирно с кронштейнами 77, закрепленными к лонжеронам трактора. Для уменьшения нагрузок на раму трак-

Рис. 12.6. Трелевочное оборудование ПТН-0, 8 «Муравей»:

1 — брус бульдозерного отвала; 2 — бульдозерный отвал; 3 — кронштейн; 4 — поперечная балка; 5 — ограждение; 6 — центральная тяга; 7 — кронштейн рамы; 8 — пружина; 9 — гидроцилиндр захвата; 10 — клещевой захват; 11 — трос; 12 —\ зубья захвата; 13 — палец крепления захвата; 14 — рама; 15 — регулировочный винт; 16 — брус; 17 — кронштейн


[тора между кронштейном /7и задним мостом с обеих сторон трак­тора установлены брусья 16. Управление бульдозерным отвалом [осуществляется гидроцилиндрами, установленными на попереч­ной балке 4 и соединенными с брусом бульдозерного отвала 1. [Ограждение 5 кабины трактора передними стойками закреплено к кронштейнам 3, а задними — к трактору с помощью специаль­ных кронштейнов.

При работе трактор подъезжает задним ходом к пачке (дереву, ■ слысту), клешнями захватывает ее, поднимает в транспортное [положение и доставляет к месту разделки или погрузки на транс­портное средство. Бульдозерный отвал используется для выравни­вания стрелеванного материала, а также для расчистки проходов.

Оборудование агрегатируется с тракторами Т-40М, МТЗ-82; [грузоподъемность составляет 80 кН.

Кроме описанного оборудования для аналогичных целей при­меняются трелевочное бесчокорное приспособление УТТ-4, 8; тре-тевочная навесная лебедка ЛТН-1; трелевочное приспособление [ПТН-30; машина для бесчокорной трелевки леса МБТ-8.

Для вывозки древесины после рубок ухода в большинстве слу­чаев используются автомобили повышенной проходимости МАЗ-р09, ЗИЛ-131, ЗИЛ-157. На их базе созданы специальные лесо­возные поезда, погрузка древесины на которые осуществляется с помощью специальных челюстных погрузчиков ПЛ-1Б, ПЛ-1В, ■ ТЛ-2. Для этих же целей используется самопогружащее канатно-Влочное устройство, смонтированное на автопоездах, например ШТ-25А. Для вывозки древесины могут использоваться колесные ■ ракторы. Так, на базе тракторов Т-40АМ и Т-28 созданы специ­альные тягачи Т-40Л и ТЛ-28. Они оборудованы активными полу­прицепами с приводом от коробки передач с помощью кардан­ного вала. Рама шарнирно сочлененная. На полураме заднего мо­дуля смонтировано трелевочное оборудование, применяемое на Лесопромышленных тракторах.

Для вывозки с лесосек и технологических коридоров веток, ручьев, тонкомера используются машины для погрузки и вывозки ручьев САС-2А на базе автомобиля ЗИЛ-157; для транспортиров­ки древесной зелени и зеленой щепы используется навесное обо­рудование автопоезда ОНЩ-54 на базе автомобиля КамАЗ-53213.

Подборщик-сортименшовоз на базе МТЗ-80 состоит из шарнир-но-сочлененной рамы, грузовой платформы, задней (ходовой) тележки от легкого автогрейдера и манипулятора, установленно­го на заднем мосту трактора МТЗ-80. У базового трактора измене­на конструкция кабины и сняты передние колеса. Для увеличения проходимости на колеса задней тележки установлены гусеничные ленты.

Грузоподъемность сортиментовоза составляет 5...8 т; длина вывозимого сортимента 2... 6, 5 м.


 


 



Для переработки древесины используются специальные маши­ны и механизмы.

Сучкорезная машина МСТ-15 пред назначена для обрезки сучьсн диаметром до 7 см. Она состоит из рамы, поворотного стола, суч­корезной головки, стрелы, протяжного механизма с приемным лотком, гидравлической системы управления. Базой машины яи-ляется трактор МТЗ-80 или МТЗ-82. Стрела обеспечивает захват деревьев и укладку их на протяжный механизм, который приво­дится от ВОМ трактора. Сучкорезная головка имеет нижний не­поворотный нож и два верхних подвижных ножа. Приемный ло­ток направляет дерево при его протаскивании.

Отделитель зелени передвижной ОЗП-1 предназначен для отде­ления от ветвей хвойных и лиственных пород деревьев техничес­кой зелени — мелких побегов и лапок толщиной до 8 мм. Исход­ным материалом являются ветви толщиной не более 80 мм и дли­ной до 1 м.

Производительность отделителя составляет 1400 кг/ч. Агрега-тируется с тракторами МТЗ-80 и МТЗ-82, оборудованными гид­рокрюками. Привод подающего механизма, отделяющих бараба­нов, транспортера производится от ВОМ трактора.

Измельчитель-пневмосортировщик древесной зелени ИПС-1М (рис, 12.7) предназначен для измельчения в стационарных условиях ветвей, вершин и тонкомера диаметром до 50 мм любой породы и разделения измельченной массы на товарную древесную зелень и топливную щепу.

Рис. 12.7. Схема измельчителя-пневмосортировщика ИПС-1М:

1 — приемный транспортер; 2 — подающий механизм; 3 — ножи; 4 — загрузочный

циклон; 5 и 8 — шлюзовые дозаторы-питатели; 6 — сортирующая колонна; 7 —

разгрузочный циклон; 9 — заслонка вентилятора; 10 — вентилятор


Измельчитель-пневмосортировщик состоит из измельчителя и шневмосортировщика. В измельчитель подается исходный матери-|ал. Рабочими частями измельчителя являются: приемный транспор-|тер 1, подающий механизм 2 и ротор с ножами 3. Транспортер 1 планочного типа приводится в движение электродвигателем через редуктор и цепную передачу. Подающий механизм 2, приводи­мый в действие также от редуктора и цепной передачи, служит шля подачи веток к ножам рабочего органа измельчителя. Он со­стоит из битера, расположенного над транспортером и двух валь­ков — верхнего и нижнего, расположенных около ножей 3. Битер и верхний валец подпружинены и при работе совершают возврат-шо-поступательное движение в вертикальном направлении. Основ­ной рабочий орган измельчителя — вращающийся диск с тремя ножами 3, закрепленный на роторе измельчителя. Установленные на этом же роторе лопатки обеспечивают подачу измельченной зелени в загрузочный циклон 4. На корпусе кожуха рабочего орга­на установлен неподвижный противорежущий блок, на котором смонтирована пластина с четырьмя режущими гранями. Зазор между лезвием ножа и противорежущей пластиной составляет О, 5... 1, 5 мм. Измельченная масса под действием воздушного пото­ка, создаваемого вентилятором 10 с регулируемой заслонкой вен-Вгилятора 9, попадает в загрузочный циклон 4. В нижней части это­го циклона, в его суженной части, установлен шлюзовой доза-lrop-питатель 5 в виде крыльчатки, приводимый в действие мотор-Ьедуктором. Шлюзовой дозатор-питатель 5 равномерно подает дре­весную и зеленую массу в сортирующую колонну 6. Здесь под дей­ствием воздушного потока древесные частицы отделяются от зе-иени. Последняя как более легкая фракция засасывается в разгру­зочный циклон 7, откуда через шлюзовой дозатор-питатель 8 выб­расывается в соответствующие емкости. Древесные частицы выхо-Ьят через сортирующую колонну 6.

Агрегаты ИПС-1М приводятся в действие тремя электродвига-гелями общей мощности 20 кВт; частота вращения крыльчатки дозаторов составляет 1, 7 с-1, ротора измельчителя — 12, 3 с" 1; ди-вметр сортирующей колонны 3Q0 мм; число ножей на диске из­мельчителя 3; размеры измельченных частиц 13... 50 мм; масса ус­тановки 2000 кг.

12.5. Технология лесосечных работ

I Современный этап развития лесозаготовительной промышлен­ности характеризуется все большим перевооружением. Однако еще ■ начительные объемы лесозаготовительных работ выполняются Ьбычными методами, когда вместе с механизированными приме­няются и ручные приемы. Переход от частичной механизации ле-



сосечных работ к технологии, основанной на применении машин, требует перестройки многих сторон деятельности предприятий, и том числе решения проблем межотраслевого характера. Примене­ние многооперационных машин и перспективных технологий и наибольшей мере отвечает требованиям лесовосстановления. При машинной валке выдерживается высота пня и обеспечивается со­хранность срезанного дерева: меньше обламываются сучья, вер­шины, что ведет к меньшему засорению вырубок. Использование валочно-пакетирующих машин обеспечивает сохранение подрос­та. Благодаря меньшему числу заездов трактора на одно место уменьшается повреждаемость почвенного покрова.

Лесосечные работы являются первой фазой лесозаготовитель­ного производства. В зависимости от принятого технологического процесса в состав лесосечных работ входят от трех до семи опера­ций.

В зависимости от вида вывозимой из лесосеки продукции раз­личают три технологии лесосечных работ.

Первая технология включает в себя валку деревьев, их трелевку на лесопогрузочный пункт, погрузку на лесовозный под­вижной состав и доставку на нижний склад. По этой технологии большая часть технологических операций выполняется на нижних складах. Такая концентрация объемов работ позволяет создать бла­гоприятные условия для применения высокопроизводительных ма­шин и механизмов, безопасной работы, высокого качества вы­пускаемой продукции и полного использования всего древесного сырья, включая вершины, сучья, опилки, обрезки, хвойную кору и т.п.

Вторая технология в отличие от первой включает в себя дополнительную операцию на лесосеке — очистку стволов дере-] вьев от сучьев. В этом случае на нижний склад поступают не дере­вья, а хлысты.

Третья технология предусматривает доставку на ниж­ний склад сортиментов, т.е. круглого лесоматериала определен-j ного размера. По этой технологии основные работы по получению сортиментов (очистка от сучьев, раскряжевка и сортировка) вы­полняются на лесосеке. Третья технология применяется в том слу-! чае, когда условия работ не позволяют организовать вывозку де­ревьев или хлыстов.

12.6. Способы разработки лесосек и пасек

Способы разработки лесосек. В настоящее время при традици­онной технологии лесосечных работ, т.е. валке леса бензопилами или машинами, применяются три основные схемы разработки лесосек (делянок) (рис. 12.8).


Рис. 12.8. Схемы разработки лесосек (делянок):

и — параллельная; б — метод широкого фронта; в — радиальная; 1 — делянка; 2 — ■ Пасека; 3 — пасечный волок; 4 — магистральный волок; 5 — лесопогрузочный

пункт; 6 — участок делянки

При параллельной схеме разработки делянки 1 (см. рис. 12.8, а) [пасечные волоки 3 пасек 2 располагают параллельно друг другу, [они примыкают к магистральному волоку 4, примыкающему к ле­сопогрузочному пункту 5. Эта схема пригодна при концентрации [стрелеванного леса в одном месте, например около сукорезной [машины мелких лесосек, при трелевке с небольших лесосек с со-[хранением подроста, при заготовке леса с биологической сушкой.

Метод широкого фронта (см. рис. 12.8, б) характеризуется чае­вым расположением лесопогрузочных пунктов 5 вдоль лесовозно-|го уса. При наименьшем расстоянии трелевки пасечные волоки 3 [располагаются параллельно один другому. На один лесопогрузоч­ный пункт лес трелюют с одного-двух волоков пасеки 2. Эту схему [применяют при погрузке леса челюстными погрузчиками. Кроме [того, затраты на устройство лесопогрузочных пунктов очень малы н заключаются в расчистке их бульдозерами.

Радиальная схема (см. рис. 12.8, в) позволяет при данной пло-рцади делянки 1 значительно сократить расстояние трелевки по [сравнению с параллельной схемой, так как здесь магистральные [волоки 4 соединяют отдельные участки делянки 6 с лесопогру­зочным пунктом 5 по кратчайшему расстоянию. Каждый магист­ральный волок 4 образует сеть пасечных волоков 3, примыкаю-[щих к нему. Такая схема применяется при трелевке тракторами и рал очно-трелевочными машинами. Вследствие того, что трелевоч­ная машина в этом случае движется в основном по магистраль­ным волокам, схема применяется при разработке лесосек со сла­быми грунтами.

Способы разработки пасек. Способ разработки пасек, прежде |всего, зависит от способа трелевки — за комли или за вершины. За комли, как правило, трелюют деревья, за вершины — хлысты.

Основной технологической схемой для лесосечных бригад яв­ляется разработка лесосек методом узких пасек, при котором можно Юбеспечить естественное лесовозобновление. По этому методу по­средине каждой пасеки прокладывают пасечный волок шириной


                         
   
     
       
         
       
 
 
 
 
 
   
 


5 м (рис. 12.9) после чего производится разработка лесосеки с сохранением подроста или без его сохранения.

При разработке пасек с сохранением подроста трактор должен разворачиваться в местах, где нет подроста.

При ширине пасек 25... 30 м (см. рис. 12.9, а) валка деревьев на полупасеке начинается с ближнего к лесопогрузочному пункту конца. В этом случае каждое дерево необходимо валить так, чтобы его вершина и большая часть кроны попали на волок под углом к волоку не более 30°.

При ширине пасеки 35...40 м, (см. рис. 12.9, б), наличии под роста и трелевке хлыстов или деревьев за вершины разработка лесосеки ведется методом узких лент. В этом случае полупасека визуально разделяется на ленты шириной 8... 10 м. Ленты разраба­тываются последовательно, сначала ленты у волока, а затем — следующие. На лентах, примыкающих к пасечному волоку, дере­вья валят на волок под углом 18... 20°, на следующих — под углом до 45°.

При наличии на лесосеке подроста высотой зимой до 1 м, а| летом — до 0, 5 м разработку пасек можно вести с валкой деревьев, на подкладочное дерево (см. рис. 12.9, в), но деревья необходимо трелевать комлями вперед. Пасеку шириной 35...40 м разрабаты­вают узкими лентами шириной 1... 9 м, но под углом к волоку не j более 45°. Разработка начинается с дальнего конца волока. На од-1 ной ленте, т.е. на одно подкладочное дерево, валят столько дере-1 вьев, сколько необходимо для формирования пачки.

При трелевке деревьев или хлыстов за вершины бесчекерными тракторами и вал очно-трелевочными машинами ширина пасек! должна быть равна 25...30 м (см. рис. 12.9, г). Валка деревьев на] лентах ведется вершинами к волоку под углом 10... 15°. При тре-1 левке за комли деревья валятся в обратную трелевке сторону вер-1 шиной к одной из стен леса.

Пасеки без сохранения подроста разрабатываются при отсут-1 ствии на лесосеке подроста или если естественное лесовозобнов-1 ление невозможно.

Пасеку шириной 35...45 м (см. рис. 12.9, д) делят на ленты шириной 8... 10 м. Деревья на первой от волока ленте валят под! углом 25...30°, на следующих — под углом 45...60° к волоку вер-1 шинами на него. Сначала разрабатывают первые ленты у волока, затем после трелевки с них деревьев или хлыстов за вершину, I разрабатывают соседние с ними ленты.

Разработку пасек лентами, параллельными волоку (см. рис. I 12.9, е), применяют при трелевке леса за комли. Ширина пасеки в этом случае составляет 50... 60 м. С первых от волока лент шири­ной 6...8 м деревья валят кронами на волок под углом 20...30° о| дальнего конца пасеки. С последующих лент валка ведется на вы­рубку под углом 45... 60°. Пачка набирается трактором на пасечнойI


ленте, затем после ее формирования трактор выходит на волок. Волоки, кроме первого, заранее не разрабатывают. Каждая после­дующая лента отрезается от стены леса. После удаления стены леси от волока на расстояние 50...60 м трактор накатывает следующий волок и т.д. Этот способ применяется при неглубоком снеге зи­мой и на хороших твердых грунтах летом.

Разработку пасек лентами под углом к волоку (см. рис. 12.9, ж) также применяют при трелевке леса за комли при ширине пасеки 40...50 м. В этом случае волоки разрабатывают заранее, начиная с дальнего конца пасеки. Первые деревья валят в свободные проме­жутки между стоящими деревьями. Затем ведется разработка каж­дой полупасеки лентами шириной 8... 10 м, примыкающими к волоку под углом 45...60°. Разработку пасек начинают с дальнего конца полупасеки. Этот способ применяется при глубоком снеге зимой и на слабых грунтах летом.

Разработку пасек при биологической сушке деревьев на лесо­секах, содержащих не более 30 % (см. рис. 12.9, з) и более 30 % (см. рис. 12.9, и) мягколиственных пород, применяют для сплава леса. После разработки пасечного волока приступают к валке деревьев на пасеке. Разработка ведется на подкладочные деревья. После высыхания деревья трелюют комлями вперед. При содержании на лесосеке менее 30 % лиственных пород биологической сушке под­вергают только деревья лиственных пород. В этом случае на ленты сначала валят деревья лиственных пород, а на них — деревья хвой­ных пород. Деревья хвойных пород стрелевывают непосредствен­но после валки, а лиственных — после их высыхания.

I

12.7. Машины и механизмы, применяемые на лесосечных работах

Трелевочный трактор ТДТ-55А предназначен для трелевки мел­ко- и среднемерной древесины с лесосек на верхний склад (лесо­погрузочный пункт), очистки трелевочного волока, выравнива­ния комлей, сбора хлыстов.

Трелевочное оборудование трактора ТДТ-55А (рис. 12.10) смон­тировано на раме трактора 1 за кабиной, смещенной в переднюю часть трактора. Оно состоит из лебедки 2, погрузочного щита 5, рамки 6, соединенной с погрузочным щитом 5 и рамой трактора 1 соответственно шарнирами А и Б, и имеет буфер для опоры на раму трактора 1. Рамка 6 приводится в качательное движение под действием усилия гидроцилиндра 9 при опускании погрузочного щита 5 на грунт, а при погрузке пакета на трактор — усилия кана­та 3 лебедки 2. Погрузочный щит 5 оборудован блоком 4 для на­правления каната лебедки 2. В задней части трактора имеются ро­лики 8 для опоры и движения погрузочного щита 5 при его опус-


 

Рис. 12.10. Трелевочное оборудова­ние трактора ТДТ-55А: 1 — рама трактора; 2 — лебедка; 3 — канат; 4 — блок; 5 — погрузочный щит; 6 — рамка; 7 — кронштейн рамы; 8 — ролик; 9 — гидроцилиндр; А, Б — шарниры

[хании на грунт. При опускании погрузочного щита 5рамка < 5по­ворачивается относительно крон­штейнов рамы 7 назад. Во взаи­модействии с лебедкой 2 погру-рочный щит 5 обеспечивает фор­мирование пакета из поваленных [деревьев, затаскивание его ком­ьями или вершинами на погру-[зочный щит 5 для последней [транспортировки в полупогру-Ькенном состоянии и быстрой разгрузки.

Во время набора пакета тре­левочное оборудование служит [упором, повышающим продоль­ную устойчивость трактора.

Трактор для бесчокерной трелевки ТБ-1М (рис. 12.11) предназ­начен для бесчокерной трелевки деревьев и хлыстов при сплош-иых и выборочных рубках, выравнивания комлей и подбора дере­вьев перед погрузкой, а также для подготовки волоков и лесопог­рузочных пунктов.

Трактор ТБ-1М создан на базе трактора ТДТ-55А, оснащенно­го специальным гидравлическим оборудованием: гидроманипуля-шэром с челюстным захватом 7, гидроуправляемым зажимным коником 8, установленными вместо погрузочного щита и лебед­ки, и фронтальным механизмом навески с толкателем 2. На трак-

Рис. 12.11. Трактор для бесчокерной трелевки ТБ-1М:

/ — трактор; 2 — толкатель; 3 — кабина; 4 — колонка с механизмом поворота; 5 -стрела; 6 — рукоять; 7 — челюстной захват; 8 — зажимной коник



торе 1 установлен более мощный дизельный двигатель СМД-181> Н мощностью 70 кВт.

Гидроманипулятор служит для укладки комлей или вершин деревьев на зажимной коник <? трактора. Он монтируется за ка(> и ной 3 и состоит из основания, поворотной колонки с мехами i мом поворота 4, стрелы 5, рукояти 6 и челюстного захвата 7. (К нование гидроманипулятора закреплено на раме трактора с по­мощью шарнирных опор. К трубе колонки приварена литая гол он ка, в верхних проушинах которой закреплена стрела 5, а на ниж-них — гидроцилиндры поворота стрелы. Рукоять о'шарнирно за! реплена на конце стрелы 5, сверху которой установлен гидроци­линдр поворота рукояти 6. На конце рукояти о'шарнирно закреп­лен челюстной захват 7.

Челюстной захват 7 обеспечивает захват и удержание дерена или хлыста при подборе и укладке его комля или вершины in зажимной коник 8. Он состоит из траверсы, приваренной к кор«пусу гидроцилиндра, ползуна с присоединенными к нему ша] нирно двумя челюстями и обоймы с тягами.

Зажимной коник 8 служит для формирования на нем пачки деревьев или хлыстов и удержания ее при трелевке, а также для облегчения разгрузки пачки. Зажимной коник <? рычажно-шарнир«1 ного типа, гидроуправляемый, с канатной обвязкой пачки и шар-: нирной установкой на раме трактора. Он состоит из опорной пли ты и закрепленного на ней поворотного в горизонтальной и вер­тикальной плоскостях основания, на котором закреплены два за J жимных рычага с канатами и приводом от гидроцилиндра.

Вылет захвата составляет: максимальный — 5, 5 м, минималь«| ный — 1, 5 м; грузоподъемность: на вылете 5м— 1300 кг, на выле-1 те 3 м — 2200 кг; тяговое усилие на захвате при вылете 3 м — 30 к11; угол поворота гидроманипулятора 280°; диаметр зажимаемого дсч рева: минимальный — 5 см, максимальный — 80 см; максималь­ная загрузка коника при трелевке: за комли — 8 м3, за верши пи — Юм3; масса с технологическим оборудованием 12 000 кг.

Кроме описанных выше трелевочных тракторов на лесосечных работах применяется трелевочный трактор ТТ-4М на базе тракто-; pa T-4M, тракторы для бесчокерной трелевки ЛП-18А и ЛП-18Г на базе трактора ТТ-4, трелевочные тракторы ЛТ-157 и ЛТ-171А на базе колесного трактора Т-157, трелевочная машина МЛ-30 нш базе трактора К-703 и др.

Валочно-трелевочная машина ВМ-4А (рис. 12.12) предназначена для механизации лесосечных работ при сплошных рубках без со­хранения подроста. Она может производить спиливание и направ­ленную валку деревьев на зажимной коник или на грунт, погруз­ку комлей спиленных деревьев в коник машины и формирование их в пачку, трелевку пачки деревьев к лесопогрузочному пункту, сбор и выравнивание комлей на погрузочном пункте.


Рис. 12.12. Валочно-трелевочная машина ВМ-4А:

шасси трактора; 2 — механизм срезания; 3 — механизм управления; 4 — тегоочистительное устройство; 5 — толкатель; 6 — ограждение кабины; 7 — ме-мзм валки дерева; 8 — подвеска механизма срезания; 9 — зажимной коник; 10 — рычаг погрузки; 11 — щит

Машина создана на базе трактора ТТ-4. Она состоит из шасси [трактора 1, механизма срезания 2, механизма управления 3 тех­нологическим оборудованием, снегоочистительного устройства 4, толкателя 5, ограждения кабины 6, механизма валки дерева 7, подвески механизма срезания 8, зажимного коника 9, рычага j погрузки 10 и щита 11.

Механизм срезания 2 состоит из корпуса, пильной цепи с при­водом и пильной шины с приводом надвигания (поворота) шины. ВГильная цепь седлающего типа перемещается вдоль гребня пиль­ной шины с помощью гидромотора, от которого передается вра-ицение на ведущую звездочку. Надвигание пильной цепи на дерево ■ {регулирование ее по высоте осуществляется от соответствую­щих гидроцилиндров.

Механизм валки дерева 7 установлен сверху на ограждении кабины 6. Он служит для направленной валки спиленного дерева. Юн представляет собой рычажно-телескопическую конструкцию и состоит из наружной и выдвижной балок, телескопически уста­новленных одна в другую. Поворот в горизонтальной плоскости Ьсуществляется гидроцилиндром валки. Перемещение выдвижной [балки осуществляется через тягу и поворотный рычаг при помо­рщи гидроцилиндра.

Зажимной коник 9 предназначен для формирования пачки, [обвязки и затяжки ее канатной петлей, а также удержания пачки три трелевке. Он неподвижно закреплен на раме машины и имеет


основание с установленными погрузочным 10 и обвязочным ры­чагами, приводимыми в движение от соответствующих гидроци­линдров. Погрузочный рычаг 10 обеспечивает укладку комлей по­валенных деревьев, а обвязочный — охват их петлей с помощью обвязочного каната. Щит 77 установлен над задним мостом трак тора, он выполнен с поворотом назад. Он защищает задний мост трактора и облегчает разгрузку пачки деревьев.

Максимальный диаметр срезаемого дерева в месте пропили составляет 100 см; величина перемещения механизма срезания: в горизонтальном направлении — не менее 1100 мм, в вертикаль­ном направлении — не менее 1140 мм; максимальный объем тре­люемой пачки 8 м3; грузовой момент рычага погрузки 52 кНм; валочный момент 74 кН • м; масса машины 18 350 кг; масса техно­логического оборудования 6000 кг.

Валочно-трелевочная машина ЛП-17А (рис. 12.13) предназначе­на для работы на сплошных лесосечных рубках без сохранения подроста. Она производит механизированную валку, валку-паке­тирование, а также трелевку сформированной в зажимном кони-1 ке пачки деревьев.

Машина создана на базе трактора ТБ-1М, на котором распо-1 ложено технологическое оборудование: гидроманипулятор, зажим­ной коник 15 и толкатель 2.

Гидроманипулятор, установленный на шасси базового тракто­ра 7, состоит из поворотной колонны 5 с реечным механизмом! поворота 4, смонтированной на опорной ферме манипулятора ЗА

Рис. 12.13. Валочно-трелевочная машина ЛП-17А: 1 — рама трактора; 2 — толкатель; 3 — опорная ферма манипулятора; 4 — реечный механизм поворота; 5 — поворотная колонна; 6 — гидроцилиндры стрелы; 7 — стрела; 8— гидроцилиндр рукояти; 9— четырехзвенник; 10 — тяга; 11 — рукоян,; 12 — гидроцилиндр подвески; 13 — подвеска; 14 — захватно-срезающее устрой­ство; 15 — зажимной коник


стрелы 7 и рукояти 11, на конце которой установлена подвеска 13 с шарнирно прикрепленным захватно-срезающим валочным уст­ройством 14. К кронштейнам поворотной колонны 5 шарнирно присоединена стрела 7 и гидроцилиндры стрелы 6, обеспечиваю­щие ее поворот. К другому концу стрелы 7через четырехзвенник 9 ж тягой 10 и гидроцилиндр рукояти 8 шарнирно укреплена руко­ять 11. Поворот рукояти 11 обеспечивается гидроцилиндром руко-[яти 8, шарнирно подсоединенному к кронштейну стрелы 7. К крон­штейнам рукояти 11 и подвески 13 присоединен гидроцилиндр [Подвески 12, при помощи которого обеспечивается поворот зах-ватно-срезающего устройства 14.

Захватно-срезающее устройство 14 предназначено для захвата, [срезания, валки и удержания комля дерева при укладке его на зажимной коник 15. Оно включает в себя корпус с шарнирно ус­тановленными на нем двумя захватами с приводом от гидроци-ишндра, пильный механизм с приводом от гидромотора пильной [цепи и подачи его на дерево, гидродомкрат в виде рычага с зубча­тым заостренным концом, поворачивающимся при помощи гид-[роцилиндра вокруг горизонтальной оси, расположенной в корпу­се. В верхней части закреплена опорная призма.

Зажимной коник 75 служит для формирования пачки, обвяз­ки, затяжки канатной петлей и удержания ее при трелевке. Он ■ состоит из основания, шарнирно соединенного с плитой, кото­рая закреплена на раме трактора 1. В кронштейнах основания на Ьсях установлены два зажимных рычага с обвязочными канатами и механизмом обвязки. Поворот рычагов для зажима и удержания тачки обеспечивается гидроцилиндром.

Максимальный диаметр срезаемого дерева в месте пропила со­ставляет 65 см; вылет манипулятора максимальный 5 м, мини­мальный — 2, 3 м; грузовой момент манипулятора не менее 30 кН • м; [максимальная масса трелюемой пачки 6 т; поворот манипулятора в горизонтальной плоскости 280°; масса машины 13 500 кг.

Помимо описанной выше машины на лесосечных работах при­меняется валочно-трелевочная машина ЛП-49 на базе трактора гГТ-4, ЛП-58 на базе трактора ТТ-4М-01.

Валочно-пакетирующая машина ЛП-19А (рис. 12.14) предназна­чена для срезания деревьев и укладки их в пачки, удобные для [трелевки в процессе сплошных рубок. Она является начальным [звеном в системе машин, позволяющей выполнять лесосечные ра-[боты на основе комплексной механизации всех лесосечных работ. Машина основана на базе гидравлического экскаватора ЭО-4121 и гусеничного трактора ТТ-4. Она состоит из ходовой части трактора 2, опорно-поворотного устройства 1 с механизмом по­ворота 6, поворотной платформы 5, на которой установлены ка­бина машиниста 7, силовая установка 4 с противовесом 3 и гид­росистемой, закрытые капотами. На поворотной платформе 5 на-


Рис. 12.14. Валочно-пакетирующая машина ЛП-19А: 1 — опорно-поворотное устройство; 2 — ходовая часть трактора; 3 — противовес; 4 — силовая установка; 5 — поворотная платформа; 6 — механизм поворота; 7 — кабина машиниста; 8— стрела; 9 — гидроцилиндр наклона захватно-срезающсю устройства; 10 — захватно-срезающее устройство; 11 — рукоять; 12 — гидроци­линдр подъема рукояти; 13 — гидроцилиндры подъема стрелы

ходится также манипулятор, состоящий из стрелы 8 с гидроци­линдрами подъема стрелы 13, рукояти 11 с гидроцилиндром подъе­ма рукояти 12 и захватно-срезающее устройство Юс гидроцилин­дром наклона захватно-срезающего устройства 9. Привод всех ме­ханизмов, в том числе и ходовой части, гидравлический.

При работе машина движется по оси пасечной ленты шириной 14... 15 м. В цикл работы входят захват и срезание деревьев и фор­мирование из них пачек, укладывание их на землю под углом к пасечному волоку или параллельно его вслед за машиной.

Вылет манипулятора от оси вращения поворотной платформы до центра зажатого дерева диаметром 60 см составляет: макси­мальный 8 м, минимальный — 3, 8 м; грузоподъемность на макси­мальном вылете не менее 3, 2 т; поворот платформы 360°; макси­мальный диаметр срезаемого дерева в месте пропила 90 см: масса 24 300 кг.

Сучкорезная машина ЛП-33 (рис. 12.15) предназначена для об­резки сучьев с поваленных деревьев хвойных и лиственных пород на лесопогрузочном пункте или непосредственно на пасеке.

Машина создана на базе трактора ТТ-4. Обрезка сучьев осуще­ствляется протаскиванием дерева как за комель, так и за вершину.

Машина имеет опирающуюся на раму трактора 1 опору 2, на которую навешивается поворотная стрела 3, поворачивающаяся


|на определенные углы в вертикальной и горизонтальной плоско­стях. На заднем конце стрелы 3 смонтирована сучкорезная голов­ка 4, которая несет на себе рычаги с сучкорезными ножами, пред­назначенными для обрезания сучьев и для первоначального зах­ватывания дерева.

По направляющим стрелы 3 вперед и назад перемещается зах­ват-каретка 5 для протаскивания дерева через сучкорезную голов­ку канатами лебедки 6. На переднем конце поворотной стрелы 3 вмонтирована приемная головка 7, которая по мере продвижения обрабатываемого дерева поддерживает хлыст, предотвращая его [прогиб. Элементы гидросистемы обеспечивают поворот стрелы 3, [открытие и закрытие рычагов сучкорезной 4 и приемной /голо­вок, а также для привода лебедки 6.

При обработке деревьев протаскиванием их захватом лебедки 6 за комли машина в рабочее положение ставится так, чтобы стре­ла 3 после ее поворота находилась перпендикулярно продольной Ьси трактора, а трактор со стороны кабины — вблизи комлей деревьев. Перед выбранным деревом раскрываются ножи сучко­резной головки 4, передвигается захват-каретка 5 и раскрываются его зажимные рычаги. Сучкорезная головка 4 опускается на ствол [дерева, и ножи включаются на зажим. После этого стрела 3 при­поднимается, включается лебедка б на протаскивание дерева, при ртом ствол зажимается рычагами захвата лебедки 6. В конце про­таскивания оператор закрывает раскрытую ранее приемную го­ловку 7, переключает лебедку 6 на обратный ход, ее захват воз­вращается в исходное положение. Цикл протаскивания повторя­ется с перехватами, число которых зависит от длины дерева.

Рис. 12.15. Сучкорезная машина ЛП-33:

U — трактор; 2 — опора; 3 — стрела; 4 — сучкорезная головка; 5 — захват-каретка; 6 — лебедка; 7 — приемная головка



<
       
   
 





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.