Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические советы. 1. Прежде всего лучше задавать вопросы, оставляющие свободу для выбора: «Вы не могли бы рассказать об этом подробнее?»






1. Прежде всего лучше задавать вопросы, оставляющие свободу для выбора: «Вы не могли бы рассказать об этом подробнее?», «Каково ваше мнение?»

2. После каждого обращения к слушателям выдержите небольшую паузу (не менее половины минуты). Надо собеседникам единовременно предлагать только один вопрос, а не нагружать группой вопросов, следующих без перерыва один за другим. И после каждого следует дождаться ответа.

3. Старайтесь понять, не обнаруживает ли человек, к которому вы обратились, признаков растерянности, страха или просто неспособности сформулировать ответ. В таком случае надо помочь ему ободряющими словами или предложением еще раз тщательно обдумать ответ.

4. Всегда благодарите за самостоятельное выступление, за проявленную инициативу, даже за не совсем правильный ответ. Но не оставляйте без оценки, без комментариев неверные высказывания. Обязательно доступно объясните, в чем их ошибочность, но делайте это корректно, а главное, доказательно.

План проведения учебно-просветительского занятия. Большая часть успеха учебно-просветительского занятия зависит от его подготовки. Особенно важно уметь логически правильно, взаимосвязанно и последовательно продумать и составить сценарий (план) его проведения. В такой подготовке могут помочь сведения о построении типового процесса обучения из других разделов данного учебного пособия. Однако надо учитывать, что его составление не всегда происходит «линейно», т.е. в прямой последовательности приведенных ниже пунктов. Нередко осознание целей и задач в полной мере достигается после детального планирования основной части занятия, содержание которой во многом зависит от возможности подобрать те или иные методические материалы и средства. Тем не менее рассмотрим составляющие такого сценария, по которым нужно определиться до проведения занятия.

1. Тема. Для слушателей, с учетом уровня их подготовленности, она может формулироваться несколько иначе, чем для специалистов в данном вопросе. Например, передавая знания о профилактике респираторно-вирусных заболеваний родителям, ведущий может озаглавить свое сообщение так: «Как уберечь наших детей от...».

2. Цель и задачи. Цель рассматривается как представление о желаемом результате. При ее формулировке важно учитывать специфическое содержание занятия и возможность проверки ее достижения. Например, целью просветительской лекции врача трудно представить искоренение привычки табакокурения, но будет понятно желание (цель) помочь людям осознать опасность последствий этой привычки.

Задачи по возможности должны отражать те реальные действия, которые предполагается осуществить для достижения поставленной цели. Следовательно, язык описания задачи должен быть «деятельным»: их формулировки могут начинаться со слов «объяснить», «изложить», «привлечь внимание», «научить», «проверить» и пр.

3. Место и время проведения занятия. От их правильного выбора во многом зависит успех работы. Следует предусмотреть, чтобы это было удобно, уместно и совпадало с режимом, принятым в той или иной группе, на которую занятие ориентировано.

4. Социально-психологическая характеристика аудитории. Перед любым подобным занятием, даже самым простым по своим целям и задачам, необходимо заранее сориентироваться в том, с какими людьми предстоит встретиться. Для создания общего представления постарайтесь прояснить содержание следующих параметров, описывающих человека как представителя группы: возраст, социальное положение, профессиональную принадлежность, а для пациентов — диагноз и степень тяжести заболевания. Особое значение имеет «психологическое прочтение» выделенных параметров: осознание того своеобразия, которое привносит каждый из выделенных параметров в отношение к тематике занятия. Например, собираясь рассказывать о вреде наркомании подросткам 12—15 лет, следует быть готовым к критическому восприятию назиданий, к вопросам личного характера, попыткам «прощупать» компетентность говорящего и т.п.

Принципы, формы и методы проведения. Для уточнения содержания этого пункта подготовки к занятию важно четко представлять его цели и задачи, а главное, их приложение к возможностям реального воплощения во взаимодействии с конкретной аудиторией. В особых случаях, например при работе с детьми, подростками, профессиональными группами, следует найти и привлечь дополнительные средства подготовки. Расширить круг используемых методов можно за счет проведения таких известных всем мероприятий, как экскурсия, конкурс, конференция, олимпиада и пр.

6. Методическое обеспечение занятия. Необходимо подобрать из имеющихся или сконструировать самостоятельно средства, с помощью которых вы можете сделать передачу образовательного материала более эффективной. Современное развитие информационных технологий значительно расширяет возможности привлечения таких средств. Это могут быть наглядные материалы (таблицы, схемы, плакаты, графики), текстовые раздаточные материалы, аудио- и видеодемонстрационные приборы, экспонаты и т.п.

7. Краткий конспект занятия. Он отражает структурированное предметное содержание занятия, представленное в виде этапов проведения с указанием ориентировочных временных интервалов для каждого этапа. Если занятие проводится в форме лекции, мы советуем написать ее полный текст, который, с одной стороны, явится результатом подготовки, с другой — послужит опорой при выступлении. Однако, как мы уже говорили, читать с листа не рекомендуется.

8. Методы и способы оценки эффективности занятия. Оценка результатов предполагает сопоставление того, как прошло занятие, с целями и задачами, поставленными на этапе подготовки. Для этого могут быть использованы более или менее точные методы контроля за ходом обучения, которые в дальнейшем послужат основой для планирования его возможного продолжения. В своей работе врачи главным образом пользуются наблюдениями, устным опросом, тестированием, анкетированием, результатами решения проблемных ситуаций и задач, проверкой конкретных навыков и умений. Для лучшего контакта со слушателями важно также продумать систему обратной связи.

9. Рекомендуемая литература. Для качественного завершения занятия необходимо подготовить для его участников информацию о возможных источниках дополнительных сведений и знаний. Это, во-первых, подчеркнет значимость проблемы, рассмотренной на конкретном занятии, а во-вторых, ориентирует слушателей на продолжение изучения данного вопроса. Если вы планируете проводить такие занятия регулярно, хорошо указать и источники, которыми пользовались вы сами при подготовке.

 

Тестовый контроль:

1.Основные способы проведения мероприятий, направленных на установление осознанного и действенного отношения пациентов к своему образу жизни:

1) Чтение лекций

2) Просветительская работа

3) Всеобщая диспансеризация

2.К методам просветительской работы относят все, кроме:

1) Наглядных

2) Комбинированных

3) Устных

4) Творческих

3.В рамках устного метода чаще всего используют:

1) Определенный набор средств и приемов медико-педагогической деятельности

2) Лекции

3) Тематические беседы

4.Для всех форм устного метода просветительской работы важен:

1) Вдумчивый подход к употреблению отдельных медицинских выражений и терминов

2) Количество участвующих в беседе

3) Морально-психологический климат в коллективе

4) Понимание аудиторией употребляемых лектором терминологий

5.Данный метод профилактической работы предполагает использование графических живописных и прочих средств, с целью воздействия на формирование у пациентов адекватного отношения к своему здоровью:

1) Письменный метод

2) Беседа

3) Наглядный метод

6.К объемным средствам реализации в медицине профилактической работы, используют:

1) Муляжи

2) Макеты

3) Фантомы

4) Брошюры

5) Беседу

7.К психолого-педагогическим задачам и принципам работы врача в рамках профилактических программ относят:

1) Выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья

2) Обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения

3) Приобщение к разумной физической активности

4) Выявление сведений, относящихся к выбранной проблеме

8.В социальную группу принципов медико-просветительской деятельности врача входят:

1) Деловитость сообщения, предполагающее уверенное, без смущения обсуждение острых социально-нравственных проблем

2) Национальная принадлежность и вероисповедание

3) Готовность слушающих к обучению здорового образа жизни

9.В психологическую группу принципов медико-просветительской деятельности врача входят:

1) Адресность

2) Правдивость

3) Доверие

10.Здоровый образ жизни, как система, складывается из следующих основных культур:

1) Культуры движения

2) Культуры эмоций

3) Культуры питания

4) Культуры взаимного общения

5) Культуры национальной принадлежности.

 

 

Ответы: Основы медико-просветительской деятельности врача.

№ вопр Ответ № вопр Ответ
      1, 2, 3, 4
      1, 2, 3
  2, 3   1, 3
  1, 4   1, 2, 3
      1, 2, 3

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.