Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Содержательная часть. Проблемы периодизации развития и характеристика возраста.






Проблемы периодизации развития и характеристика возраста.

Возраст оказывает на личность человека огромное влияние. Нельзя сравнивать 30- и 50-летнего пациентов ни по физическим, ни по психологическим, ни по социальным параметрам. Невозможно оди­наково лечить и учить 15-летних подростков и 25-летних взрослых людей, хотя при небольшом возрастном различии возможно не­совпадение физиологического и психологического возраста. Маль­чик, который с 12 лет подрабатывает не «на пиво», а для того, чтобы кормить семью с мамой-инвалидом и младшими сестрами, психологически взрослее 25-летнего студента дневного отделения вуза, обеспечением которого занимаются родители. Строя свои взаимоотношения с пациентами, врач должен опираться на зна­ние возрастных особенностей развития личности и учитывать их при установлении контакта, построении беседы, при обучении тому, как проводить лечебные и профилактические процедуры.

Возрастные особенности — это комплекс физических, позна­вательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста

Психолого-педагогические и медицинские исследования по­зволили выделить ряд возрастных периодов развития человека (см. табл. 5). Известно, что подобного рода периодизации основывают­ся на обобщениях, пределы которых могут быть весьма широки. В каждом конкретном случае колебания в уровне реального разви­тия человека обладают довольно большой амплитудой.

Представленные в таблицах варианты периодизации возраст­ного развития несколько различаются, так как основываются на специфических для каждого подхода критериях.

Л. С. Выготский различал три типа периодизации: по внешне­му критерию, по одному и нескольким признакам развития. К первому типу, основанному на внешнем, но связанным с процессом развития, критерии могут быть отнесены периодиза­ция В. Штерна, созданная по биогенетическому принципу (онто­генез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, поэтому процесс индивидуального развития соответствует основным пе­риодам биологической эволюции и исторического развития чело­вечества), и Рене Заззо (этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей).

Во втором типе использован не внешний, а внутренний критерий — какая-либо одна сторона развития, например разви­тие костных тканей, как у П. П. Блонского, и развитие детской сексуальности — у 3. Фрейда. Периодизации, основанные на од­ном признаке, субъективны, ибо их авторы произвольно выбира­ют одну из многих сторон развития. Кроме того, в них не учиты­вается изменение роли выбранного признака в общем развитии на протяжении жизни, в то время как значение любого признака изменяется при переходе от возраста к возрасту.

В периодизации третьего типа предпринята попытка вы­делить периоды развития на основе его существенных особеннос­тей. К ним относятся периодизации Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина. В них использованы три критерия: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное ново­образование. Этот выбор определяется признанием существова­ния стабильных и кризисных стадий развития

Возрастная периодизация Таблица 5

Возрастая физиология Медицина Возрастная психология и педагогика
Новорожденность. Первые 10 дней жизни Новорожденность. Первые 3—4 недели Младенчество — от рождения до 1 года
Грудной возраст 10 дней — 1 год Грудной возраст (младший ясельный) 4 недели — 1 год    
Раннее детство 1 — 3 года Преддошкольный возраст (старший ясельный) 1 — 3 года Преддошкольное детство 1 — 3 года
Первое детство 4 — 7 лет Дошкольный возраст 3 — 7 лет Дошкольное детство 3 — 6 лет
Второе детство 8-12 лет Младший школьный возраст 7—12 лет Младший школьный возраст 6 — 10 лет
Подростковый возраст: мальчики — 13 — 16 лет; девочки — 12 —15 лет Подростковый возраст Подростковый возраст (среднешкольный) 10-15 лет
Юношеский возраст: юноши — 17—21 год; девушки — 16 — 20 лет Старший школьный 12-18 лет Юность: первый период — 15 — 17 лет; второй период — 17 — 21 год

 

Стабильный период характеризуется постепенным формирова­нием личности путем накопления малозаметных изменений, ко­торые в соответствии с законом перехода количественных изме­нений в качественные проявляются в виде новообразований в орга­низме и психике человека. Критические периоды в жизни человека (относительно короткие во временном отношении) отличаются значительными изменениями в его физическом и психическом развитии. Возрастные кризисы могут возникать при переходе от одной возрастной ступени к другой в результате качественных пре­образований в сферах деятельности, сознания и в социальных от­ношениях.

Д. Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каж­дой точке своего развития ребенок подходит с известным расхож­дением между тем, что он усвоил из системы отношений " чело­век—человек", и тем, что он усвоил из системы отношений " че­ловек—предмет". Как раз моменты, когда это расхождение при­нимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предше­ствующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой» Каждый возраст характеризуется своей социальной си­туацией развития, ведущей деятельностью, в которой преимуще­ственно развивается мотивационно-потребностная или интеллек­туальная сфера личности, возрастными новообразованиями, фор­мирующимися в конце периода, среди них выделяется централь­ное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация Д. Б. Эльконина — наиболее распростра­ненная в отечественной детской психологии.

Существует ряд иных версий периодизации развития, и чис­ло их продолжает увеличиваться, поскольку единые и бесспор­ные критерии пока не найдены. Наиболее полной на сегодняш­ний момент является периодизация Э. Ф. Зеера, которая отража­ет различные психологические аспекты развития человека (см. табл. 6)

 

Возрастная периодизация становления личности Таблица 6

Психологические характеристики Дошкольное детство
Младенчество (0-1 год) Раннее детство (1 — З года) Дошкольный возраст (3 — 7 лет)
Основные потребности Физиологические потребно­сти. Потребность в эмоциональ­но-телесном контакте с ма­терью — первая социальная потребность Психофизиологические потребности. Потребность в овладении предметным миром и ориен­тировке в нем Потребность в психическом разви­тии, ролевом общении, любви и одобрении
Ведущая деятельность Общение со взрослым и ма­нипулирование предметами Предметно-манипулятивная и изобразительная деятель­ность Игра
Кризисы становления Кризис новорожденности Кризис 1 -го года жизни Кризис 3-х лет
Основные психиче­ские новообразова­ния Комплекс оживления. Начальная форма понима­ния речи. Ориентировка в окружаю­щем пространстве. Эмоциональность Подражательность. Речь. Способность пользоваться предметным миром. Открытие своего «Я» — появ­ление чувства личности   Способность к идентификации с другими людьми, персонажами сказок. Половая идентификация. Страхи. Способность к символическому замещению предметов. Психологическая готовность к школе
Психологические характеристики Школьный возраст
Младший школьный возраст (7-10 лет) Подростничество (11-14 лет) Ранняя юность (15-18 лет)
Основные потребности Познавательная потребность. Потребность в одобрении Потребность в общении со сверстниками и нравствен­ном самоопределении. Потребность стать взрослым Потребность в самоутверждении, личностном и профессиональном самоопределении, в общении с лицами противоположного пола
Ведущая деятельность Учение Вариативные организацион­ные формы и типы образо­вания Учебно-профессиональная дея­тельность
Кризисы становления Кризис 7 лет Кризис подросткового возраста Кризис идентичности
Основные психиче­ские новообразова­ния Произвольность психиче­ских процессов. Внутренний план действий. Рефлексия. Способность идентифика­ции с другими. Развитие системы скоорди­нированных движений Чувство взрослости. Нравственная регуляция своего поведения. Сравнительная самооценка. Рефлексивное мышление. Дружба Обобщенная самооценка. Самоуважение. Личностное и профессиональное самоопределение. Социально-профессиональная рефлексия. Чувство одиночества, «Я»-концепция
Психологические характеристики Взрослость
Юность (18-23 года) Молодость (24-27 лет) Зрелость (28-60 лет)
Основные потребности Потребность в социальном и профессиональном само­определении Потребность в социальном профессиональном росте и развитии карьеры Потребность в самореализации и самоосуществлении в профессии
Ведущая деятельность Учебно-профессио­нальная деятельность, профессио­нальная подготовка и нор­мативно одобряемая профессиональная деятельность Нормативно одобряемая профессиональная деятель­ность Нормативно одобряемая индиви­дуальная и творческая профессио­нальная деятельность
Кризисы становления Кризис профессиональных экспектаций Кризис профессионального роста Кризис нереализованных профес­сиональных возможностей
Основные психиче­ские новообразова­ния Социально-профес­сио­наль­ная активность. Обобщенные способы по­знавательной и профес­сио­нальной деятельности. Система профессиональных знаний, умений, навыков Социально-профессио­наль­ная самостоятельность. Профессиональный опыт. Профессионально важные качества. Профессиональная квали­фикация. Профессиональная иденти­фикация. Социально-профессиональ­ная рефлексия Профессиональная позиция. Сверхнормативная профессио­нальная активность. Ключевые квалификации и ком­петенции. Профессионально обу­словленные черты характера. Социально-профессиональная самоактуализация. Профессиональные деформации личности
Психологические характеристики Старость
Пожилой возраст (60-75 лет) Старчество (75 — 90 лет) Долгожительство (более 90 лет)
Основные потребности Потребность в признании и трансляции своего опыта. Потребность в бессмертии. Психофизиологические потребности Потребность в общении, внимании и заботе. Психофизиологические потребности Психофизиологические потребности
Ведущая деятельность Социально одобряемая об­щественно полезная дея­тельность Домоводство. Личная гигиена Домоводство. Личная гигиена
Кризисы становления Кризис осознания смысла жизни Кризис ухода из жизни Кризис ухода из жизни
Основные психиче­ские новообразова­ния Социальная, религиозная, бытовая активность. Мудрость. Рефлексия прошлого. Тревожность Умиротворенность. Желание смерти. Социальная индифферент­ность Умиротворенность. Желание смерти. Социальная индифферентность

 

В каждом возрастном периоде у человека изменяются представ­ление о себе, жизненные приоритеты и иерархия ценностей, ста­новятся иными ведущая деятельность и мотивация, взгляды на мир и на окружающих, а также восприятие собственного возраста. Посмотрите на детей грудничкового возраста: если разница в один месяц, а тем более в полгода — это уже совсем разные дети, к ним трудно применить слово «ровесники». В дошкольном периоде становится значимой разница на полгода или год. Для младшего школьного возраста важнее, чем физический возраст, сказывает­ся срок обучения (класс), для старшего — класс и пол (девочки-старшеклассницы встречаются с более взрослыми мальчиками и считают их равными себе). Ученики X класса относят однокласс­ников к ровесникам, а девятиклассников — к младшим, не обра­щая внимания на календарный возраст. А возраст в 30—40 лет представляется им невероятно далеким — это та самая мифичес­кая зрелость, для них равная старости и отсутствию желаний и планов. То же восприятие характерно и для обратного направле­ния: для 50 —60-летнего педагога все школьники — «деточки», да и студенты тоже, вне зависимости от возраста. Трудно посмотреть сквозь призму поколений (и это в любую сторону) и разглядеть в них коллег. В 40 лет ровесниками считают все свое поколение, а это не менее 10 лет. Выпускники 60-х гг. отличаются от выпускни­ков 80-х, как и их песни. Но дальше, с увеличением календарного возраста, происходит сужение понятия «ровесник».

При общении с пожилыми пациентами важно не путать воз­раст и не обобщать их в большие возрастные категории (пенсио­неры) при подборе групп для занятий лечебной физкультурой или обучения специальным лечебным навыкам. В этом случае сле­дует учитывать индивидуальные особенности, физическое состо­яние, стадию и тяжесть заболевания.

Рассмотрим кратко особенности каждого возрастного перио­да, а более подробную характеристику попробуйте изучить самостоятельно, используя дополнительную литературу и собствен­ный жизненный опыт (наблюдение и самонаблюдение).

Младенчество и раннее детство. Ребенок до трех лет оказывает­ся наедине с врачом лишь в критических случаях, чаще перед врачом предстает диада — маленький пациент и сопровождающее его лицо. Проблема болезни ребенка — это общая проблема для родителей, для врача и для ребенка. Наиболее эффективно она может быть решена при объединении усилий. Взаимодействие (сбор анамнеза, рекомендации по лечению и уходу) строится с взрос­лым, учитывая его возраст, образование, эмоциональное состоя­ние и то время, которое он готов уделять ребенку. Если на прием пришла мама, а ухаживать за малышом будет няня или бабушка, некоторые рекомендации правильнее разъяснять непосредствен­но человеку, который будет их выполнять, либо дать их подроб­ную запись или пригласить его на специальную обучающую про­грамму (обучение массажу, пользованию ингалятором и т.п.).

Самые большие сложности с маленькими пациентами — субъек­тивное искажение жалоб, так как ни мама, ни врач не знают точ­но, где именно болит и насколько больно ребенку. В их арсенале только наблюдательность и объективные методы исследования.

Дети, как правило, боятся неожиданных движений, резких зву­ков и незнакомых людей. Лечение, связанное с необычными зву­ками и запахами, ярким светом и инструментами, может усилить чувство страха. Так как словарный запас ребенка ограничен, страх выражается громким голосом и мимикой. И сами дети больше ре­агируют не на слова, а на невербальные характеристики обраще­ния: громкость и тон голоса, улыбку врача или его нахмуренное лицо и т.д.

В особенности этого возраста входят боязнь незнакомых людей и тревоги отделения. Педиатры называют это «тревогой 7-месяч­ных». Малыши, которые до этого улыбались, были приветливыми и открытыми, в присутствии незнакомых людей неожиданно ста­новятся робкими и настороженными. С большим недоверием смот­рят они на незнакомца, изучая его. Боязнь чужих, новых людей, отличаясь разной степенью выраженности, сопровождает ребенка фактически до двух лет. Дети часто плачут и цепляются за тех, кто о них заботится. Перспектива остаться одному в незнакомом мес­те, пусть даже на минуту, может вызвать у ребенка сильное бес­покойство.

Дошкольный возраст. Возрастной период от 3 до 7 лет — это период дошкольного детства. Ведущий тип деятельности — игра, которая позволяет маленькому человеку осваивать взаимоотноше­ния взрослых, научиться сложным действиям, привыкнуть под­чиняться правилам. Поэтому предложите ему поиграть в пациента. (Особенно важно включать игровые моменты при длительном ле­чении ребенка в стационаре.)

Некоторые детские врачи успешно используют игру в сотруд­ничество: «Подержи ватку, инструмент», «Постучи (нажми, до­тронься) здесь», «Давай вместе посмотрим в зеркало» и т.д.

Например, у вас на приеме ребенок 5 лет. Как лучше построить с ним взаимоотношения, чтобы не напугать его, установить кон­такт, вызвать доверие? Ведь именно он является вашим пациен­том, только он точно знает, что и где его беспокоит. Или вы изна­чально построите взаимоотношения так, что мама, папа или ба­бушка будут посредниками, переводчиками и исполнителями, а сам ребенок окажется лишь носителем определенного симптома? Или же, впадая в другую крайность, постараетесь не обращать на родителей внимания.

До недавнего времени, кстати, считалось, что присутствие ро­дителей во время стоматологического лечения ребенка нежела­тельно. Действительно, существуют родители, которые боятся сто­матолога больше, чем их дети, и заражают их своей тревожностью. Но один 5-летний ребенок может иметь опыт общения с врачом без родителей (например, из-за регулярных осмотров в детском саду), а для другого ситуация остаться одному с чужим взрослым является новой и сама по себе вызывает стресс.

Чтобы не потерять доверия маленького пациента, не следует говорить, что больно не будет, если предстоит заведомо болез­ненная процедура. Правильнее предупредить его, что будет не­много больно, но что он с этим справится. А чтобы ребенок мог регулировать свое терпение, договоритесь, что болезненное воз­действие будет длиться, пока он считает до 5. Если предстоит дли­тельная процедура, то для некоторых детей лучше выполнять ее поэтапно.

Практический совет

Если ребенок боится уколов, попробуйте переключить его внимание на другие телесные ощущения, например: «Пока я делаю тебе укол, по­старайся сильно-сильно сжать левый кулачок, так, чтобы чувствовать, как пальчики давят друг на друга».

Старший дошкольник постепенно усваивает моральные оцен­ки, носителем которых являются ближайшие взрослые (родите­ли). Именно родители или заменяющие их члены семьи являются для ребенка этого возраста непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы они присутствовали при медицинском ос­мотре и были максимально включены в лечение: понимали, что происходит. Однако нельзя забывать, что испуганные болезнью ребенка и волнующиеся за его судьбу родители крайне болезнен­но реагируют на небрежный тон врача, для которого случай с их ребенком — один из многих. Внимательный терпеливый и под­робный разговор с родителями не только успокоит их, но и на­строит на конструктивное взаимодействие.

Если вы проводите профилактические мероприятия в детском саду, обязательно расскажите об этом родителям на родительском собрании и постарайтесь заручиться их поддержкой. В таком слу­чае ваша работа будет более эффективной.

Внимание и память в дошкольном возрасте носят в основном непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, что эмоционально окра­шено. Постарайтесь иметь в кабинете яркие плакаты, но не отвле­кающие, а помогающие ребенку запомнить ваши рекомендации. Кроме этого для опроса детей в медицине сейчас используют ри­сунки стилизованных (очеловеченных) частей тела или органов (сердца, зуба и т.п.), иллюстрирующие через разные эмоциональ­ные состояния степень болезненности ощущений.

Накопление к старшему дошкольному возрасту опыта практи­ческих действий, достаточный уровень развития восприятия, па­мяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способ­ствует волевая регуляция поведения. Ребенок к 6 —7 годам уже в состоянии стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели. Поэтому он уже может быть вашим союзником в борьбе со своей болезнью.

Младший школьный возраст. Начало учебы является поворот­ным моментом в поведении ребенка, ибо он оказывается в со­вершенно новой для него среде, существующей по еще неизвес­тным ему правилам. Он становится менее зависимым от родите­лей, лучше знает окружающий мир, учится понимать его. Креп­нут его связи со сверстниками; у него появляется чувство соци­альной ответственности и долга. Авторитетным становится мне­ние учителя. На самосознание ребенка существенно влияют ус­пехи и неудачи.

Дети этого возраста начинают проявлять готовность к сотруд­ничеству с врачом: вступают в разговор, понимают необходи­мость лечебных мероприятий и выполняют его требования. Од­нако осмотр врача и подготовка к сложным и, особенно, незна­комым или болезненным процедурам должны осуществляться на понятном, доступном его возрасту уровне, иначе маленький па­циент может оказаться перед серьезной, порой неразрешимой проблемой.

В сложных, стрессовых для ребенка ситуациях чувство неуве­ренности в себе, страха могут спровоцировать возвращение к по­ведению более раннего возраста, невроз, психосоматические за­болевания. В таком состоянии ребенку трудно вступить в действен­ный контакт с врачом, понять, ради чего необходимо лечение. В случае если он уже имел негативный опыт болезненных проце­дур или испытывает немотивированный страх перед доктором или определенными медицинскими инструментами, приборами, не­обходим специальный подход, подготовка, в том числе и с помо­щью успокаивающих средств (фармакологических или психотера­певтических), подобранных специалистом.

Врачи и медицинские работники, осуществляющие лечение детей или просто выполняющие с ними необходимые процеду­ры, разрабатывают специальные методики, позволяющие точнее понимать жалобы маленьких пациентов. Одной из методик оцен­ки испытываемой пациентом боли являются визуально-аналого­вые шкалы, пользовать которые можно с 6 —7 лет. Шкала очень проста в применении, но надо объяснить ребенку, как ею пра­вильно пользоваться. Одна медсестра рассказывала такую исто­рию: она попросила ребенка показать ей, на каком уровне шкалы у него начинается боль (на шкале указан интервал от полного отсутствия боли до ее максимума). А ребенок ответил, что болит не линейка, а его живот.

Мероприятия, связанные с обучением гигиеническим и пове­денческим навыкам, с проведением медико-профилактических образовательных программ (по уходу за полостью рта, пользова­нию ингалятором, по лечебной физкультуре и т.д.) для детей младшего школьного возраста лучше проводить в группах под ру­ководством опытного педагога. Дети легко включаются во взаимо­действия, объясняют врачу и друг другу, как правильно выпол­нять необходимые действия или упражнения, с удовольствием по­казывают их.

Подростковый, или средний школьный, возраст. По последней классификации ВОЗ подростковый возраст длится с 10 до 20 лет. Но в отечественной медицине по-прежнему критическим счита­ется 15-й год жизни, так как в этом возрасте происходит смена медицинского ведомства: медицинская карта передается во «взрос­лую» поликлинику.

В этом переходном возрасте подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Такое промежуточное положение в обществе по­рождает у него чувство неуверенности, нестабильности. Бурный рост и перестройка организма, неопределенное положение в сис­теме «ребенок—взрослый», неадекватность ведущей деятельно­сти (учебной) остро ощущаемым психологическим потребностям — все это приводит к подростковому кризису, который порождает личную неудовлетворенность и психическую напряженность. По­ловое созревание усиливает трудности личностной идентифика­ции.

Эти особенности среднего школьного возраста необходимо учитывать при проведении осмотра или других медицинских про­цедур. Придя на прием, подросток может вести себя довольно дерзко, угловатые движения могут показаться развязными. На самом деле они лишь отражают неустоявшееся взаимодействие гормональной, нервной и скелетно-мышечной систем. Возраст­ной «протест» может выражаться нарочито небрежной, вызыва­ющей одеждой, украшениями, макияжем. Для мальчиков харак­терны неуправляемая мимика, ответы на вопросы резкими, де­формированными фразами с использованием сленга. Присталь­ный взгляд собеседника подросток может воспринять как нео­добрение и насмешку и «ощетинится иголками дерзости» или устранится от контакта.

Необходимо иметь в виду, что самооценка, мировоззрение и поведение подростка во многом зависят от внешних влияний, каким бы оригинальным и самостоятельным он ни старался вы­глядеть. Подростки в большинстве своем — люди группы. Поэто­му, общаясь с ними, надо учитывать внешнюю социальную за-данность их отношения к здоровью вообще и к заболеванию в частности (мнения, господствующие в референтной группе, мо­лодежные нормы, ценности, предрассудки сегодняшнего дня). Например, члены спортивной команды или танцевального кол­лектива, готовящегося к гастролям, могут преуменьшать симп­томы, а любитель компьютерных игр — симулировать. При этом защитные механизмы психики позволяют подростку вытеснять из сознания, забывать неприятные факты, помогают оправдать, и довольно аргументированно, собственные неблаговидные по­ступки.

Врачу также следует понимать, что в этом возрасте происходит перестройка взаимоотношений со взрослыми: формирующаяся личность начинает бунтовать против опеки, нравоучений, запре­тов. Подростковый кризис у всех протекает различно как по вре­мени, так и по проявлениям. Поэтому, строя свои взаимоотноше­ния с пациентами 10—14 лет и их родителями, необходимо быть внимательным к самооценке подростка и к его семейной ситуа­ции. В общении с таким пациентом изберите спокойный, как бы несколько отстраненный тон, будьте доброжелательны, внима­тельны, но обязательно сохраняйте дистанцию. Не вступайте в длительные дискуссии, тем более в споры, и избегайте жаргона — в этом отношении ваш пациент может оказаться неуправляемым. Принимайте и манеру поведения подростка, и его внешний вид как должное, как бы соответствующее его возрастному статусу (даже если сами в его возрасте таким не были!), общайтесь с ним, как со взрослым, лаконичными емкими фразами. Не слишком де­монстративно, но так, чтобы он почувствовал, отделяйте его от родителей: если для маленького ребенка доктор являлся продол­жением родителей, то для подростка он — представитель взрос­лого социума, именно той сферы, куда тот стремится и которая ему пока недоступна.

Ранняя юность. Это — период, завершающий детство. Его слож­ность в том, что уже существует направленность на будущее, но также существует боязнь ответственности за это будущее. В этом возрасте закладываются основы собственного мировоззрения, происходит формирование ценностных ориентации, нравствен­ного сознания. Центральное место занимает вопрос о смысле жизни и построение будущих планов. Юноши и девушки отчет­ливо обнаруживают стремление критически осмыслить все окру­жающее, утвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, по­литики и т. п. И во всем этом большинство из них проявляет максимализм и своеобразный эгоцентризм суждений. Как пра­вило, юношеству свойственна неадекватная самооценка: либо завышенная, порождающая беспочвенную самоуверенность, сверхкритичное отношение к взрослым, нереалистические при­тязания, переоценку своих возможностей; либо заниженная, ве­дущая к трудностям в общении, напряженности, тревожности, замкнутости, болезненной реакции на любую критику. Необхо­димость поиска своего места во взрослой жизни приводит к оче­редному возрастному кризису — кризису идентичности, обуслов­ленному противоречием между желаемыми личностными и про­фессиональными планами и реальными достижениями. Это обус­ловливает психическую напряженность, эмоциональную неурав­новешенность, неврозы и неврозоподобные состояния, причем у юношей от 14 до 18 лет такие проявления обнаруживаются в 6 раз чаще, чем у девушек.

Некритичное отношение к себе, к собственным поступкам спо­собствует ранней алкоголизации и формированию наркозависи­мости, а сверхкритичное отношение к взрослым мешает подрост­ку своевременно обратиться за помощью как к родителям, так и к врачам.

Взрослость. Возрастные границы различных стадий взрослости весьма условны. Они определяются социально-экономическими фактора, национальными традициями, особенностями психофи­зиологического развития и т. п. Поэтому подход к взрослым паци­ентам эффективнее строить, учитывая не календарный возраст, а образование, пол, социальную ситуацию, личностные особенно­сти.

В жизни человека этого возрастного этапа также условно выде­ляются три периода: юность (18 — 23 года), молодость (24—27 лет), зрелость (28 — 60 лет), и три возможных нормативных кризиса про­фессионального становления личности: в 30 — 33 года, в 37 — 42 года, в 50 — 55 лет.

Юность — возраст поиска места в жизни: работы, учебы, со­циального статуса, период освоения новых социально-профес­сиональных ролей — студента, молодого специалиста, военнос­лужащего, жены, мужа. В то же время для некоторых он оказыва­ется этапом крушения жизненных планов: не поступил в вуз, не нашел работы по избранной специальности, не нашел партнера или брак быстро распался. В психологическом плане — это один из самых трудных возрастный этапов после подросткового. Но труд­ности подростка преодолеваются совместно со взрослыми, а в юно­сти проблемы приходится решать самостоятельно.

Молодость — начало самостоятельной трудовой деятельности и вступления в брак.

Ориентированность человека на профессиональное образова­ние, карьеру и поиск партнера может быть использована врачом, если пациент недостаточно серьезно относится к своему здоровью. Наиболее действенны призывы, например, к здоровому образу жизни для тех, кто планирует рождение ребенка. Сейчас все боль­ше центров, где работают с «беременной парой», готовя их к со­знательному родительству (см. прил. 3).

Традиционно применяемый врачами метод запугивания, по наблюдениям психологов, на стадии взрослости срабатывает сла­бо и чаще вызывает негативное отношение и недоверие к врачам вообще. Забота о здоровье обычно бывает обусловлена наличием серьезного хронического заболевания или страхом потерять рабо­ту. Особенно эти опасения усиливаются после кризиса 40-летних. Своеобразие социальной ситуации развития в 42 — 60-летнем воз­расте предопределено следующими моментами:

- осознанием постепенного физического старения, ослабле­нием психофизиологических и психических функций (внимания, памяти, мышления), снижением сексуальных потенций;

- изменением жизненного окружения за счет появления новых родственников и постепенного ухода из жизни родителей, дру­зей, коллег;

- сужением перспектив профессионального роста.

Такие изменения вносят в жизнь женщин и мужчин этого воз­раста чувство неуверенности в себе, которое может стать разру­шительным. Появляется страх перед необходимостью «идти в ногу с этим сумасшедшим новым поколением». Возникает насущная потребность подстраиваться под меняющийся ритм жизни, кото­рый уже зависит от возможностей организма: иногда это сниже­ние, иногда увеличение физической нагрузки, но почти всегда возросшая значимость упорядоченного образа жизни. Таким па­циентам необходимо помочь овладеть эффективными способами рациональной организации жизнедеятельности, помочь преодо­леть неизбежно наступающий жизненный кризис — кризис утра­ты профессиональной деятельности.

Старость. Старость — период геронтогенеза. Он начинается при­мерно с 60 лет и имеет три градации: люди пожилого возраста — до 75 лет, старческого — до 90 лет и долгожители — после 90 лет.

Деструктивные изменения в период геронтогенеза (старости) зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. И.П.Павлов создал знаменитые «Лек­ции о работе больших полушарий головного мозга» в 77 лет, Л.Н.Толстой написал повесть «Хаджи-Мурат» в 76 лет, Г.С.Ула­нова в 80 лет была педагогом-репетитором Большого театра и по­казывала балеринам выполнение элементов танца, актер Малого театра Н. А. Анненков в возрасте 100 лет играл на сцене.

Однако несмотря на эти примеры, врачам следует помнить, что жить в старости трудно: нарушается привычный режим дня и ритм жизни, сужается социальное пространство, появляется за­висимость от окружающих, растет непонимание изменяющейся жизни. Снижение физической активности приводит к утрате спо­собности действовать. В старости сенсомоторные действия стано­вятся способом поддержания, сохранения психических функций, и пожилые люди, занятые активным физическим трудом: садо­водством, пробежками, хозяйственно-бытовой деятельностью, — имеют больше шансов сохранить свое психическое здоровье. Су­ществуют специально разработанные программы упражнений, по­зволяющих справиться с негативными последствиями сенсорно-моторной амнезии, т.е. потери памяти на ощущения и движения.

У людей, не умеющих наполнить свою жизнь или не имеющих для этого сил по состоянию здоровья, под действием усталости и болезней непроизвольно возникают деструктивные переживания. Погружаясь в эти тягостные чувства, человек начинает испыты­вать различные отрицательные эмоции с некоторой долей ирра­ционального удовлетворения. В результате отрицательный жизнен­ный опыт закрепляется, негативные личностные черты усилива­ются, а это приводит к внутреннему одиночеству; круг замыкает­ся. Такие пациенты ранимы, обидчивы и требуют внимательного и осторожного обращения.

Помочь преодолению инволюционных процессов может саногенное мышление, ориентирующее сознание на преодоление трав­мирующих психику переживаний. Саногенное мышление предпо­лагает интроспекцию, или размышление, направленное внутрь себя, в глубины собственной души, на прожитую жизнь и спо­собствует обретению внутреннего покоя. В процессе осмысленной аналитической работы над своими обидами, допущенными ошиб­ками, неудачами человек преодолевает и устраняет их травмиру­ющее воздействие на психику.

 

Тестовый контроль:

1. Возрастная психология направлена на:

1) Выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течении жизни.

2) Выявление особенностей познавательных процессов.

3) Выявление двигательных и психомоторных характеристик личности.

2.Составляющимивозрастной психологии являются:

1) Изменения

2) Понятие возраста

3) Закономерности

4) Двигательная активность

5) Специфические виды деятельности

3.Возрастная психология включает:

1) Психология дошкольного возраста(детская психология)

2) Психология младшего школьника, подростка.

3) Психология взрослого человека

4) Геронтопсихология

4.Психологические исследования в возрастной психологии направлены на:

1) Поиск психологических состояний

2) Поиск движущих сил и раскрытие закономерностей динамического процесса развития

3) Формирование психологических состояний

5.К организационным методам возрастной психологии относят:

1) Инновационный

2) Сравнительный

3) Коррекционный

4) Комплексный

6.К эмперическим методам относят:

1) Сравнительный

2) Наблюдение

3) Экспериментальные методы

4) Комплексные

7.Эксперимент бывает:

1) Естественный

2) Искусственный

3) Формирующий

4) Лабораторный

8.К интерпритационным методам относят:

1) Генетический

2) Искусственный

3) Структурный

4) Инженерный

9.Эмпатия это:

1) Стрессовая реакция

2) Чувство вины

3) Сопереживание

4) Эмоциональная причастность к происходящему.

10.Тестирование это:

1) Стандартизированное ограниченное испытание

2) Психологическая диагностика

3) Установление количественных и качественных индивидуально-психологических различий

4) Сбор вербальной информации

11.Понятие возраста определяется как:

1) Специфическое сочетание психики и поведения человека

2) Сочетание социальной среды и наследственности

3) Сочетание психического и физического развития

12.Психическое развитие это:

1) Закономерное изменение психических процессов во времени

2) Количественные и качественные структурные преобразования

3) Перестройка связей между объектами

13.Автором принципа конвергенции двух факторов, влияющих на психическое развитие ребенка, является:

1) В.Штерн

2) К.Геккель

3) К. Бюллер

4) Л. Выготский

14.Зоны (уровни) психического развития выделял:

1) З.Маркова

2) Л.Выготский

3) Айзенк

4) К.Бюллер

15.Зоной актуального развития (ЗАР) называют те действия, которые:

1) Есть в психике ребенка на сегодняшний день

2) Существуют в генетической памяти

3) То, что может делать ребенок самостоятельно

4) Ребенок может выполнить с помощью взрослых

16.Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

1) Хронологический

2) Генетический

3) Биологический

4) Психологический

17.Стадии развития интеллекта по Ж.Пиаже включают в себя:

1) Сенсомоторная стадия

2) Стадия конкретных операций

3) Стадия мыслительных операций

4) Стадия логических действий

18Автором периодизации, основанной на изучении уровня морального развития человека, является:

1) Ж.Пиаже

2) З.Фрейд

3) Колберг

4) Л.Выготский

19Качественные особенности психики, впервые появляющиеся в определенный возрастной период, называются:

1) Ведущая деятельность

2) Преобразования

3) Новообразования

4) Ситуация развития

20.Возрастные кризисы развития бывают:

1) Кризис 1-го года

2) Кризис прямохождения

3) Кризис 3-х лет

4) Кризис невроза

 

Ответы:

№ вопроса ответ № вопроса ответ № вопроса ответ № вопроса ответ № вопроса ответ
      2, 4           1, 2
  1, 2, 3   2, 3   1, 2, 3        
  1, 2, 3, 4,   1, 3, 4       1, 3    
  2, 3   1, 3   1, 2   1, 3, 4   1, 3

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.