Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка к семинарскому занятию






Успех семинара зависит от качества подготовки к нему как со стороны преподавателя, так со стороны студентов. Хорошую подготовку студента к семинару продемонстрирует начало выступления с плана доклада (реферата), который подготовлен им самостоятельно или под руководством преподавателя. Практика свидетельствует о том, что нередки случаи, когда студент, содержательно выступая по вопросу в целом, не может сформулировать мысли, которые он только что высказал пространно. Иначе говоря, он недостаточно ясно представляет себе структуру собственного выступления, что говорит о его поверхностной подготовке, о механическом переписывании материала в свой конспект.

В создании творческой атмосферы на семинаре значительную роль играет содержание и форма выступлений. Чем интереснее, оригинальнее доклад, тем больше он привлекает студентов, вызывает с их стороны желание принять участие в обсуждении, высказать свою точку зрения, свое мнение. Дословное воспроизведение в докладе (выступлении) содержания учебного пособия, прослушанной лекции, монотонное чтение конспекта неизбежно вызовет скуку, убьёт интерес к предстоящему обсуждению вопроса.

Важно студенту во время выступления поддерживать постоянную связь с аудиторией, реагировать на реплики, вопросы, замечания, не теряясь при этом. Это требует значительных усилий воли и привычки. Выступающий должен обращаться к аудитории, а не к руководителю семинара, поддерживать зрительную связь со студентами, а не смотреть в потолок или по сторонам, что свидетельствует о неуверенности оратора и боязни аудитории. Поэтому важен анализ не только содержания выступления, но и его формы, дикции, поведения докладчика на кафедре, навыков общения с аудиторией.

На семинаре важно, чтобы не только выступающий искал контакты с аудиторией, но и студенты стремились к такому контакту, выражали внимание и заинтересованность к выступлению. Необходимо слушая, смотреть на того, кого слушаешь. Данному правилу будет следовать и сам преподаватель, по возможности ни словом, ни мимикой не раскрывая до поры до времени своего отношения к слабым местам выступления, чтобы не вызвать замешательства студента. Удачные же моменты выступления он будет поощрять взглядом, кивком.

Вопросы к студенту, выступающему с докладом на семинаре, должны задавать, прежде всего, сами студенты, а не преподаватель. Вопросы должны быть существенными, связанными с содержанием обсуждаемой темы, точно сформулированными. Вопросы к докладчику, их содержательность и количество в значительной мере характеризуют качество выступления, степень интереса к нему, подготовленность остальных участников семинара, уровень их активности.

После того как вопросы студентов и преподавателя к докладчику исчерпаны, можно переходить к обсуждению теоретических и методических достоинств и недостатков доклада, а также и ответов докладчика на заданные вопросы.

Дискуссия на семинаре предполагает столкновение мнений в процессе исследования, обсуждения проблемы, и только в этом качестве она может быть приемлема на семинаре. Иногда дискуссия возникает непроизвольно, стихийно, в результате того, что выступающий неточно, ошибочно сформулировал ту или иную мысль, или же у кого-то из присутствующих сложилась иная точка зрения по данному вопросу. Чаще всего дискуссии продумываются преподавателем заранее, для чего в рабочем плане намечаются соответствующие вопросы, примеры, высказывания. Преподаватель может побудить студентов к дискуссии и непосредственно, если ошибка в выступлении студента не была замечена или была недостаточной, неубедительной, уязвимой аргументация того или иного вопроса.

Заключительное слово преподавателя подводит итог обсуждению проблем, вынесенных на семинарское занятие. Содержание заключительного слова, будет обусловлено содержанием семинара, уровнем обсуждения проблем, активностью студентов. Оно может быть произнесено как после обсуждения отдельного вопроса, так и по итогам семинара в целом. Если вопрос обсужден обстоятельно, ошибок не было допущено, то не всегда есть необходимость сразу же подводить итоги, это можно сделать и в конце семинара.

В завершении занятия, подводя итоги, преподаватель оценивает уровень обсуждения вопросов в целом, лаконично подчеркивает существо обсуждаемых проблем, их теоретическое и методологическое значение, углубляет то, что, по его мнению, освещено недостаточно глубоко, характеризует и оценивает сильные и слабые стороны выступлений, не забывая отметить яркую и самостоятельную мысль кого-либо из студентов, советует ознакомиться с дополнительной литературой. Исходя из воспитательных задач семинара, выступая с частным или общим заключением, оценивая мысли, высказанные студентами, преподаватель проявляет необходимый такт, тонко сообразуется с индивидуальными особенностями студентов, принимавших участие в работе семинара, используя, таким образом, заключение как средство воспитания.

Основные положения учебных тем, изучаемых на лекционных занятиях, изложены в соответствии с планом проведения семинарских занятий. Для облегчения усвоения учебной дисциплины преподаватель даёт комментарий по основополагающим понятиям и терминам. Основные положения изучаемых тем в конспективном виде содержат тезисы для выступления студентов на семинарском занятии.

Составленные к каждой теме вопросы и задания для индивидуальной работы ориентируют студентов на самостоятельную работу с первоисточниками, исключают формализм в обучении. При таком подходе

на семинарских занятиях используется участие в ней студентов учебной группы.

Подготовку к каждой теме рассматриваемой дисциплины необходимо начинать с ознакомления с ней в Рабочей учебной программе и Общих методических рекомендациях, где обозначены направления и объем познаний, требуемые для участия в семинарском занятии, приведен ориентировочный перечень учебной литературы.

Зная круг дискуссионных вопросов к каждой теме, все студенты группы должны быть готовы к их обсуждению (после ответов на основные вопросы семинарского занятия).

По окончании каждой лекции лектор дает персональные задания студентам для индивидуальной работы на семинарском занятии, что не исключает, а наоборот, предполагает, активное участие других студентов в обсуждении круга этих вопросов.

Практический совет студентам, изучающим дисциплину «Налоги и налогообложение». Теория и практика налогообложения находятся в постоянном развитии, а необходимые коррективы в учебно-методическую литературу вносятся с опозданием. Отсюда вывод: лекции необходимо посещать. Хотя бы потому, что учебный лекционный материал излагается с учетом текущих изменений и дополнений законодательства о налогах и сборах и иных нормативных правовых актов. При изложении лекции лектор заостряет внимание студентов на этих обстоятельствах и, в соответствии с этим рекомендует перечень действующих на данный момент нормативных актов и «не устаревшей» учебной и методической литературы, освещающих процессы налогообложения в России. Именно на лекции восполняется информационно-правовой вакуум, образующийся время от времени, как следствие незаконченной административно-правовой реформы в России.

Главная задача семинарских занятий – выработать у студентов навыки самостоятельного поиска источников информации о государственном бюджете и налогах России.

С этой целью можно воспользоваться официальными публикациями органов государственной власти и управления России, на Web-сайтах Государственной думы, Администрации Президента РФ, министерств и ведомств. Полезные сведения, кроме перечня рекомендованной для самостоятельного изучения литературы, предложенной в Рабочей учебной программе, могут быть получены студентами из научно-практических журналов «Финансы», «Деньги и кредит» и «Финансовой газеты».

Дополнительную информацию методического характера студенты могут почерпнуть из «Методических рекомендаций по самостоятельной работе студентов», «Методических рекомендаций по организации и руководству самостоятельной работой студентов» и «Методических рекомендаций по организации семинарских занятий», подготовленных на кафедре «Финансы и кредит».

Перечень тем семинарских занятий и вопросов для докладов и обсуждений, рассчитан в соответствии с учебным планом и рабочей учебной программой на 2 часа аудиторного времени по каждой теме и предлагается к самостоятельному изучению в следующей последовательности:

 

Тема 1. «Общая характеристика налоговой системы»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.