Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 12. Инновационный менеджмент и стратегическое управление






Вопросы:

1. Роль государства в стратегическом управлении научной и инновационной деятельностью.

2. Формы государственного влияния.

 

Цель и задачи: определить роль государства в стратегическом управлении инновационной деятельностью.

 

Содержание вопросов:

Место государственной научной и инновационной политики в процессе формирования, функционирования и развития национальной инновационной системы определяют в виде надсистемного элемента, предназначение которого в организационно-правовом аспекте заключается в создании и расширении соответствующих институциональных и инфраструктурных условий, а в организационно-экономическом аспекте – в поддержании макроэкономической и социальной стабильности в обществе, а также в обеспечении стабильного функционирования финансового механизма поддержки и развития инновационной системы.

К наиболее важных проблемам, которые потенциально может решать эффективная национальная инновационная система, можно отнести: проблемы международного сотрудничества и разделения труда, экономические, социально-экономические, цивилизационные, а также проблемы эволюционного развития.

Органы государственной власти Российской Федерации как субъекты научно-технической политики в соответствии с законом:

- гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;

- гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;

- признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-технической деятельности;

- обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;

- гарантируют подготовку кадров для научных организаций;

- гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.

Основными целями государственной научно-технической политики являются

- развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;

- увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции;

- улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства;

- укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства;

- интеграция науки и образования.

В качестве отдельного направления можно выделить поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения.

Для понимания сущности стиля инновационной политики следует учитывать классификацию инновационных политик по классификационным признакам:

- роль государства в инновационной сфере;

- форма развития инновационной деятельности в стране.

По признаку роль государства в инновационной сфере инновационные стратегии делятся на три группы: активного вмешательства, децентрализованного регулирования и смешанную стратегию. При стратегии активного вмешательства государство признает государство признает инновационную деятельность фактором, определяющим экономический рост национальной экономики. При стратегии децентрализованного регулирования государство воздействует на инновационную деятельность по ряду направлений. Смешанная стратегия характеризуется тем, что государство активно вмешивается в инновационную деятельность государственного сектора, а в отношении инновационной деятельности частного сектора использует стратегию децентрализованного регулирования.

По критерию – форма развития инновационной деятельности стратегии делятся на три типа; переноса, заимствования и наращивания. Стратегия переноса заключается в использовании имеющегося зарубежного научно-технического потенциала и применении нововведений в собственную экономику. Стратегия заимствования состоит в том, что опираясь на дешевый труд, страна осваивает выпуск продукции, производимой в промышленно-развитых странах последующим наращиванием собственного научно-технического потенциала, способного проводить собственные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Стратегия наращивания, которая характерна для США, Англии, Франции, Германии предполагает, что, используя собственный научно-технический потенциал, привлекая зарубежных ученых, интегрируя исследования университетов и фирм, в государстве создаются новые технологии, которые реализуются в производстве и социальной сфере, и таким образом происходит постоянное и наращивание инноваций

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.