Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 2. 6. Организационно-правовые формы обеспечения охраны труда.






6. Организационно-правовые формы обеспечения охраны труда.

7. Специальные правила по охране труда женщин, лиц с семейными обязанностями.

8. Медицинские осмотры некоторых категорий работников.

9. Охрана труда лиц с пониженной трудоспособностью, инвалидов и пенсионеров.

10. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к практическому занятию

Изучение данной темы следует начинать с вопроса о том, како­во содержание института охраны труда. В содержание этого инсти­тута входят как правовые нормы, так и социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечеб­но-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (см. раздел X Трудового кодекса).

Студенту следует уяснить, что нормы по охране труда — это правовой механизм, с помощью которого реализуется основное конституционное право на труд в условиях, отвечающих требова­ниям безопасности и гигиены, т.е. ст. 37 Конституции РФ.

Эти правовые основы регулирования отношений в области охра­ны труда между работодателем и работниками и направлены на соз­дание условий труда (см. ст. 209 Трудового кодекса), соответствую­щих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в про­цессе трудовой деятельности. Особое внимание следует уделить по­нятию государственной экспертизы условий труда и главное — аттестации рабочих мест по условиям труда. Также студент должен знать основные направления государственной политики в области охраны труда (см. ст. 210 Трудового кодекса). Следует также учесть порядок разработки утверждения и изменения подзаконных нормативно-пра­вовых актов, а также обязанности работодателя по обеспечению безо­пасных условий и охраны труда (см. ст. 212 Трудового кодекса). Сту­дентам необходимо обратить внимание и на обязанность работодате­ля по проведению обучения по охране труда в организации.

В трудовом праве понятие охраны труда используется в широ­ком и узком смысле. В широком смысле в охрану труда включает­ся совокупность всех норм трудового права, направленных на соз­дание благоприятной трудовой деятельности, поскольку все они установлены в интересах работающих и призваны охранять их тру­довые права. В более узком значении «охрана труда» как институт трудового права включает:

1)нормы, закрепляющие право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены. Льготы и компенсации за неблагоприятные условия труда;

2)нормы, закрепляющие обязанности работодателя по обеспе­чению безопасных условий труда и охраны труда;

3)специальные нормы регулирования труда женщин, лиц с се­мейными обязанностями, работников в возрасте до 18 лет;

4)нормы, регулирующие деятельность органов надзора и конт­роля за соблюдением трудового законодательства и иных норма­тивно-правовых актов и ответственность работодателя за наруше­ние этого законодательства.

Но кроме этого охрана труда понимается и как один из основ­ных принципов трудового права — принцип обеспечения охраны труда, и как субъективное право работника на охрану труда, т.е. его возможность иметь безопасные и здоровые условия труда и требо­вать их обеспечения работодателем.

В Трудовом кодексе раскрывается содержание прав работника на труд, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (см. ст. 219 Трудового кодекса), и гарантии этих прав предусмотрены ст. 220 и 224 Трудового кодекса, а также следует иметь в виду, что на работ­ников возлагаются не только права, но и обязанности, гарантиру­ющие их охрану труда (см. ст. 214 Трудового кодекса). Несоблюде­ние работниками правил и инструкций по охране труда рассматри­вается как нарушение дисциплины труда.

Особое внимание следует уделить и понятию государственной экспертизы условий труда и правам и обязанностям лиц, осущес­твляющих государственную экспертизу условий труда.

При изучении данной темы студентам необходимо знать и орга­низацию охраны труда, включая государственное управление ох­раной труда (ст. 216 Трудового кодекса), а также специальную службу охраны труда в организации (ст. 217 Трудового кодекса).

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организа­ции, осуществляющей производственную деятельность с числен­ностью более 50 работников, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соот­ветствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В организации с численностью, не превышающей 50 работников, решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики своей производственной деятельности.

Необходимо иметь в виду, что в организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их предста­вительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране тру­да (ст. 218 Трудового кодекса). В их состав на паритетной основе входят представители работодателей и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного предста­вительного органа работников.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные Действия работодателя и работников по обеспечению требований ох­раны труда, предупреждению производственного травматизма и про­фессиональных заболеваний, а также организует проведение прове­рок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование ра­ботников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Следует обратить внимание на порядок финансирования ме­роприятий по улучшению условий и охраны труда (ст. 226 Трудо­вого кодекса), а также обучению и профессиональной подготовке в области охраны труда (ст. 225 Трудового кодекса).

Студенту следует обратить внимание на специальные правила ох­раны труда, льготы и компенсации для работников, занятых на тяже­лых, вредных и опасных работах, а также обязанность работодателя обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты.

Необходимо знать несчастные случаи на производстве, подле­жащие расследованию и учету (ст. 227 Трудового кодекса) и обя­занности работодателя при несчастном случае на производстве (ст. 228 Трудового кодекса), а также новый порядок извещения о нес­частных случаях, формирование комиссий по расследованию нес­частных случаев, сроки и порядок расследования их. Уделить вни­мание и оформлению материалов расследования несчастных слу­чаев и их учету (ст. 230 Трудового кодекса).

Особое внимание студентам надо сосредоточить на изучении специальных норм регулирования труда женщин, лиц с семейны­ми обязанностями (глава 41 Трудового кодекса) и труда работни­ков в возрасте до 18 лет (глава 42 Трудового кодекса), а также нор­мы льготы для лиц с пониженной трудоспособностью.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.