Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работников






Профсоюзы на первой стадии правового регулирования труда должны проявлять свою защитную функцию, высказывая мнение по проектам законодательных актов о труде, отвергая или добива­ясь изменения тех из них, которые отнимают, умаляют трудовые права и законные интересы трудящихся как при централизован­ном принятии актов законодательными органами Федерации и ее субъектов, а также при заключении соглашений на разных уров­нях, так и при принятии работодателями локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правил внутреннего трудового распорядка, положений о премировании и др.). И здесь профсоюзы опираются на п. 2 ст. 55 Конституции РФ, предусмат­ривающий, что «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», и на ст. 372 ТК о порядке учета мнения выборного профсоюзного орга­на при принятии работодателями локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Так, трехсторонняя комиссия (одной из сторон которой явля­ется профсоюзный орган как представитель работников) по регу­лированию социально-трудовых отношений обсуждает и апроби­рует проекты многих нормативных актов о труде. Профсоюзный

орган, представляющий интересы работников в этой комиссии, должен проявить наибольшую активность по защите высокого уровня условий труда работников, не допустить снижения уста­новленных законодательством гарантий. То же могут и должны делать профсоюзные органы организаций, когда согласно ст. 372 ТК работодатель запрашивает их мнение по разработанному им проекту локального нормативного акта организации по вопросам труда.

Работодатель в предусмотренных Трудовым кодексом случаях перед принятием решения направляет проект локального норма­тивного акта, содержащего нормы трудового права, 'вместе с обоснованием его в профсоюзный орган, представляющий ин­тересы всех или большинства работников данной организации. Профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента поступления этого проекта формирует и направляет по нему ра­ботодателю мотивированное мнение в письменной форме.

Если это мнение не содержит согласия с проектом локально­го акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в трехднев­ный срок после получения мнения профсоюзного органа провес­ти дополнительные консультации с последним в целях достиже­ния взаимоприемлемого решения (ч. 3 ст. 372 ТК). Таким обра­зом, Кодекс хотя и урезал объем прав профсоюзного органа (с согласия — на учет мнения) при принятии локальных норм тру­дового права, но дает возможность ему более активно своим мо­тивированным мнением защищать трудовые права и интересы работников.

Если согласие не достигнуто (это оформляется протоколом), работодатель вправе принять локальный акт, который может быть обжалован профсоюзным органом в соответствующую Гос-трудинспекцию или в суд. Профсоюзный орган имеет право на­чать процедуру коллективного трудового спора, т. е. приступить к формированию примирительной комиссии. Таким образом, ч. 4 ст. 372 ТК указанный протокол разногласий работодателя и профсоюзного органа по принятому работодателем проекту ло­кального нормативного акта делает юридическим фактом — осно­ванием возникновения коллективного трудового спора, когда стороны должны приступить к мирным процедурам его разреше­ния согласно ст. 398, 401 ТК и Федеральному закону о коллек­тивных трудовых спорах.

Орган государственной инспекции труда, получив жалобу профсоюзного органа, обязан в течение одного месяца со дня ее получения провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене обжалованного ло­кального нормативного акта, обязательное для исполнения. Следо­вательно, ч. 5 ст. 371 ТК дает впервые в нашем законодательстве

право решать одновременно коллективный спор как по Закону о коллективных трудовых спорах в соответствии с гл. 61 ТК о по-* рядке их разрешения, так и государственным надзорным орга­ном — государственной инспекцией труда или в суде. В то же вре­мя в гл. 62 ТК ничего не говорится о том, как суд это решает. Но поскольку согласно ст. 361 ТК решения государственных ин­спекторов труда, в том числе главного государственного инспектора труда РФ, могут быть обжалованы, такое одновременное разреше­ние коллективного трудового спора о принятии работодателем (во­преки мнению профсоюзного органа), локального нормативного акта хотя заставляет работодателей считаться с мнением профсоюз­ного органа в таких случаях, но оно может создать ситуацию, ко­гда работодатель не будет выполнять предписание инспекции труда, ссылаясь на мирные процедуры разрешения коллективного трудово-го спора или на решение суда. Здесь необходима дополнительно новая норма по разрешению возможной коллизии. Поскольку впервые такой коллективный трудовой спор отнесен к компетен­ции государственной инспекции труда и суда и мирных процедур его разрешения, то это новое положение в трудовом праве требуем законодательного уточнения. s

Таким образом, Трудовой кодекс предусмотрел определенное ограничение действий работодателя по принятию им локального нормативного акта, если он при этом не учел законное мнение-, профсоюзного органа по его проекту.

Несколько иной порядок учета работодателем мнения проф­союзного органа установлен при принятии им решения о растор­жении трудового договора с работниками — членами профсоюза. И этот порядок является второй стадией правового регулирова­ния труда.

На второй стадии правового регулирования труда при приме­нении работодателем отдельных, указанных в Кодексе, норм тру­дового права с участием профсоюзного органа защита трудовых прав работников в первую очередь должна проявляться при защи­те их права на труд в случаях увольнения по инициативе работо­дателя. Трудовой кодекс (ст. 373) установил порядок учета моти­вированного мнения профсоюзного органа при увольнении работ­ника — члена профсоюза по п. 2 (сокращение штата), подп. «б» п. 3 (несоответствие работника занимаемой должности в связи с недостаточной квалификацией) и п. 5 (неоднократное неисполне­ние работником без уважительных причин трудовых обязанно­стей, если он имеет дисциплинарное взыскание) ст. 81 ТК. Рабо­тодатель должен до издания приказа об увольнении работника по этим основаниям направить в профсоюзный орган проект приказа с копиями документов в обоснование его.

Профсоюзный орган в течение семи рабочих дней со дня по­лучения проекта с копиями соответствующих документов рас-

сматривает его на своем заседании, т. е. коллегиально, и направ­ляет в письменной форме работодателю свое мотивированное мнение. Не представленное в срок мнение или немотивирован­ное мнение не учитывается работодателем.

При несогласии с предполагаемым увольнением работника в течение трех рабочих дней профсоюзный орган проводит с ра­ботодателем (его представителями) дополнительные консульта­ции, результаты которых оформляются протоколом. Если общее согласие не достигнуто, то по истечении десяти рабочих дней со дня направления в профсоюзный орган проекта приказа работо­датель имеет право принять решение, которое может быть обжа­ловано в соответствующую Гострудинспекцию, которая в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматрива­ет вопрос об увольнении и при признании его незаконным вы­дает работодателю обязательные для него предписания о восста­новлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула. Эта процедура не лишает работника права обжаловать свое увольнение непосредственно в суд, а работодателя — обжаловать в суд предписание Гострудинспекции.

Таким образом, профсоюзный орган организации при его должной активности может эффективно защищать трудовые пра­ва работников по всем вопросам, по которым Трудовой кодекс предусматривает учет мнения выборного профсоюзного органа. Это ст. 73 (об изменении существенных условий трудового до­говора); ст. 82, 99 (об организации сверхурочных работ); ст. 113 (о привлечении к работе в выходные и праздничные нерабочие дни); ст. 123 (об очередности предоставления ежегодных оплачи­ваемых отпусков); ст. 301 (по режиму вахтового метода); ст. 102 (при составлении графиков сменности); ст. 144 (при установле­нии систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок); ст. 147 (при установлении перечня тяжелых работ, работ с вред­ными и опасными условиями труда и конкретных доплат к ним); ст. 154 (о конкретных размерах повышения оплаты за ра­боту в ночное время); ст. 159 (при применении систем нормиро­вания труда); ст. 162 (при введении, замене и пересмотре норм труда); ст. 180 (необходимые меры при массовых увольнениях); ст. 196 (определение профессиональной подготовки, переподго­товки и повышения квалификации работников); ст. 190 (утвер­ждение правил внутреннего трудового распорядка), а также ряд статей по охране труда (ст. 218, 228 и др.).

На стадии применения трудового законодательства защита профсоюзами трудовых прав работников от их нарушения осу­ществляется и путем профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.