Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органы государственного надзора и контроля за охраной






труда и соблюдением трудового законодательства перечислены в ст. 353 ТК. Такими органами являются специально уполномо­ченные на то государственные органы и инспекции, не завися­щие в своей деятельности от работодателей, их администрации.

Исторически сложилось так, что во всех западных странах и в России государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и охраны труда возник раньше профсоюзного контроля. В России, как ранее указывалось, он появился 'в* виде фабричных инспекторов. Все три Кодекса законов о труде пре­дусматривали и тот и другой надзор. Трудовой кодекс, воспри­няв основные положения прежних Кодексов законов о труде, не выделил права профсоюзов в самостоятельную главу, а разбил их по главам разд. II и гл. 58.

Ныне одним из способов защиты трудовых прав работников и профилактики от трудовых правонарушений являются государ­ственный надзор и контроль и общественный профсоюзный кон­троль за соблюдением трудового законодательства и правил ох­раны труда.

С расширением локального и договорного регулирования тру­да должен расширяться надзор и контроль не только за примене­нием трудового законодательства, но и за установлением условий труда локальными актами, а также по договорам и соглашениям, поскольку в соответствии со ст. 8 ТК они не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством.

Различаются предварительный, текущий и последующий над­зор и контроль. Последний осуществляют суд, прокуратура при выявлении допущенных нарушений трудового законодательства и правил охраны труда (например, органы прокуратуры на местах нередко проводят в организациях проверку соблюдения трудового законодательства, а суды при рассмотрении трудовых споров реа­гируют на грубые нарушения вынесением частных определений в адрес таких руководителей организаций).

Итак, государственный надзор и контроль в сфере труда осуществляют:

специально уполномоченные независимые государственные органы и инспекции, Федеральная инспекция труда и ее органы;

местные органы самоуправления;

министерства, ведомства — внутреведомственный контроль на подчиненных им производствах;

Генеральная прокуратура РФ и подчиненные ей нижестоя­щие прокуратуры — высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде на территории Российской Феде­рации (ст. 353 ТК).

Конституционный Суд РФ реагирует на нарушения не толь­ко по применению трудового законодательства, но и по его уста­новлению (например, он признал незаконность ограничения оп­латы вынужденного прогула по ст. 213 КЗоТ), поскольку явля­ется высшим судебным органом конституционного контроля.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудово­го законодательства и охраны труда во всех организациях на тер­ритории России осуществляют Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда на мес­тах, действующие на основании Положения о ней, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 «О Федеральной инспекции труда»1.

Приказом Минтруда России от 29 февраля 2000 г. № 652 утверждено Положение о Гострудинспекции в субъекте Россий­ской Федерации, входящей в единую централизованную систему Гострудинспекции. Положение о Департаменте этого надзора в структуре Минтруда России утверждено приказом Минтруда России 24 ноября 2000 г. № 268. Все эти органы государства обязаны защищать трудовые права работников, как слабозащи­щенные стороны трудовых отношений.

Федеральная инспекция труда и ее органы (Гострудинспек-ция) — единая система, на которую возложены государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда, а также нормативных актов о занятости, банкротстве и приватизации производства, коллективных догово­ров и соглашений. Эти органы анализируют причины трудовых нарушений и охраны труда и готовят предложения по совершен­ствованию указанных актов, а также обобщают данные о состоя­нии и причинах производственного травматизма, разрабатывают меры по их профилактике, дают заключения по проектам Строи­тельных норм и правил (СНиП), участвуют в разработке гос­стандартов по безопасности труда.

Федеральной инспекцией труда руководит государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на долж­ность и освобождаемый от нее Правительством РФ. Государст­венный инспектор труда назначает и освобождает от должности руководителей государственных инспекций труда — главных ин­спекторов труда Российской Федерации. Федеральная инспекция находится в структуре Минтруда России.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопас­ному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объ­ектах промышленности наряду с органами Федеральной инспек-

1 СЗ РФ. 2000. № 6. С. 760.

БНА РФ. 2000. № 15. Ст. 65.

ции труда осуществляют, как указывалось ранее, специально уполномоченные органы:

а) Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности (Госгорпромтехнадзор) — за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобываю­щей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатываю-щей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и пар­тиях, а также при установке и эксплуатации подъемных соору­жений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использо­ванием газа и при ведении взрывных работ в промышленности (ст. 366 ТК; Положение о Госгорпромтехнадзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2001 г.1);

б) Государственный энергетический надзор (Госэнергонад-зор) — за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок (ст. 367 ТК; Положение о Госэнергонадзоре, утвержденное поста­новлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г.2);

в) Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Госсанэпиднадзор) — за соблюдением организациями санитар­но-гигиенических и санитарно-противоэпидемических норм и пра­вил (ст. 368 ТК; Положение о Госсанэпиднадзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г.5);

г) Государственный надзор за ядерной и радиационной безо­пасностью (Госатомнадзор) — за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности (ст. 369 ТК; Положение о Гос­атомнадзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2002 г.4).

Все государственные инспекции (каждая в своей сфере над­зора) имеют властные права по приостановлению производства в угрожающих случаях, наложению штрафов на лиц, виновных в этих трудовых правонарушениях, и др.

Государственные инспекторы всех специализированных госу­дарственных инспекций надзора вправе в любое время беспре­пятственно посещать любые подведомственные им сферы произ­водства для проверки и проводить расследования несчастных случаев, выдавать администрации обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию неисправного обо­рудования и деятельность соответствующих производственных

1 СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4742. 2СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 4037. 3СЗ РФ. 2000. № 31. Ст. 3295. 4 СЗ РФ. 2002. № 17. Ст. 1684.

участков, налагать штрафы на должностных лиц администрации, виновных в трудовых правонарушениях.

Решения государственных инспекторов могут быть обжалова­ны руководителю соответствующей государственной инспекции, главному государственному инспектору труда РФ или в судеб­ном порядке. Штрафы могут оспариваться в суде.

Все государственные инспекции в пределах их компетенции могут издавать правила и инструкции в своей сфере надзора, обязательные для подведомственных им производств.

Основными задачами органов федеральной инспекции труда являются:

обеспечение соблюдения и защита трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

обеспечение соблюдения работодателями трудового законода­тельства;

обеспечение работодателей и работников информацией о наи­более эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства1;

доведение до сведения соответствующих органов государст­венной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов (ст. 355 ТК).

Статья 356 ТК закрепила основные полномочия органов федеральной инспекции труда. Эти органы реализуют следую­щие основные полномочия:

осуществляют государственный надзор и контроль за соблю­дением в организациях трудового зконодательства посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

анализируют обстоятельства и причины выявленных правона­рушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав;

осуществляют рассмотрение дел об административных право­нарушениях в сфере труда;

проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного на­значения, вводом их в эксплуатацию;

осуществляют надзор и контроль за порядком расследования и учета несчастных случаев на производстве;

анализируют состояние и причины производственного трав­матизма;

В настоящее время федеральная инспекция труда и ее органы на местах за­дачи по обеспечению соблюдения трудового законодательства, а также информаци­ей о нем выполняют слабо, а порой этими проблемами вообще не занимаются

участвуют в разработке норм и правил, а также государствен­ных стандартов по безопасности труда и другие их полномочия.

Среди множества полномочий органов федеральной инспек­ции труда имеются и такие, как разрешение некоторых трудовых споров.

Федеральная инспекция труда и ее органы в своей деятель­ности руководствуются ст. 353—365 ТК и Положением «О феде­ральной инспекции труда».

Федеральная инспекция труда и подведомственные ей госу­дарственные инспекции труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии со специализированными федеральными* над­зорами, органами прокуратуры, органами исполнительной власти, правовой и технической инспекциями труда объединений проф­союзов.

Должностные лица органов государственного надзора и кон­троля (государственные инспекторы) по охране труда имеют

право:

для проверки производства беспрепятственно посещать лю­бые предприятия;

выдавать должностным лицам администрации работодателя обязательные для исполнения предписания;

участвовать в расследовании несчастных случаев и профес­сиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;

получать информацию от должностных лиц администрации о состоянии условий и охраны труда и о всех несчастных случа­ях на производстве и профессиональных заболеваниях;

приостанавливать работу организаций, отдельных производст­венных подразделений и оборудования в случаях непосредствен­ной угрозы жизни и здоровью работников;

выдавать работодателям обязательные к рассмотрению пред­ставления об устранении выявленных нарушений законодатель­ства об охране труда;

проверять условия и охрану труда, в том числе предусмот­ренных коллективными договорами или соглашениями;

участвовать в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производст­ва в качестве независимых экспертов;

обращаться в соответствующие органы с требованием о при­влечении к ответственности должностных лиц, виновных в нару­шении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

участвовать в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств по коллективным договорам или соглашениям с изменениями усло­вий труда (ст. 22 Основ охраны труда).

Деятельность государственных инспекций надзора и контроля и их должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и граж­данина, законности, объективности, независимости и гласности (ст. 355 ТК). Полномочия органов федеральной инспекции тру­да, закрепленные в ст. 356 ТК, и основные права государствен­ных инспекторов при осуществлении ими надзорно-контрольной деятельности (ст. 357 ТК) базируются на Конвенции МОТ № 81 (1947 г.) об инспекции труда. Внутри федеральной ин­спекции труда имеются две подсистемы. Одна — правовая, осуще­ствляющая надзор и контроль за соблюдением трудового законо­дательства, другая — по охране труда. Их функции и обязанности государственных инспекторов закреплены в п. 10 Положения и' в ст. 358 ТК.

Статья 360 ТК закрепила порядок инспектирования (прове­рок) организаций государственными инспекторами.

Государственные инспекторы труда за трудовые правонаруше­ния могут налагать на виновных должностных лиц, работодате­лей штрафы. Их размеры предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в зависимо­сти от вида трудового правонарушения (до 3-х, 10—15, 50 и 100 минимальных размеров оплаты труда).

Суммы этих штрафов направляются на бюджетный счет Мин­труда России, которые используются на улучшение условий и ох­раны труда.

Эти инспекторы являются государственными служащими и на них распространяется законодательство о федеральной госу­дарственной службе, в том числе об ответственности (ст. 14 Фе­дерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государствен­ной службы в Российской Федерации».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Раскройте понятие «защита трудовых прав» работников и его формы

2. Что такое государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, его значение.

3. Какие органы осуществляют государственный надзор за соблюдением тру­дового законодательства и охраной труда, их права и обязанности'

4 Какими правами и обязанностями наделены государственные инспекторы'''






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.