Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно-управленческие правоотношения в сфере труда






Организационно-управленческие правоотношения в сфере труда существуют трех видов:

правоотношение коллектива работников с работодателем, его администрацией;

правоотношение профсоюзного органа на производстве с ра­ботодателем, его администрацией;

социально-партнерские правоотношения на более высоком уров­не, чем организация. Социально-партнерские правоотношения сво­им содержанием имеют ведение коллективных переговоров между представителями соответствующих социальных партнеров и заклю­чение на их основе социально-партнерских соглашений соответст­венно на федеральном, отраслевом, региональном, территориальном и ином уровнях (см. подробнее гл. 8 Учебника).

Указанные виды организационно-управленческих^ правоотно­шений направлены на улучшение условий труда, развитие про­изводственной демократии в управлении организациями, защиту трудовых прав трудящихся и консенсус в этих вопросах предста­вителей трудящихся с работодателями, администрацией.

Для работника все организационно-управленческие правоот­ношения возникают с момента вхождения его в коллектив ра­ботников и прекращаются с прекращением трудовых правоотно­шений. Поэтому для работника данные правоотношения произ-водны от его трудового правоотношения.

Но коллектив работников — это группа работников. И если у одного из членов коллектива работников прекращается трудо­вое правоотношение, а следовательно, и другие, производные от него, правоотношения, то организационно-управленческие право­отношения от этого для остальных членов коллектива работни­ков не прекращаются.

Эти правоотношения всегда длящиеся. У трудового коллекти­ва они возникают, как ранее указывалось, с момента его образо­вания и длятся до ликвидации данной организации. У проф­союзного органа правоотношения с администрацией возникают с момента избрания этого органа и продолжаются до прекраще­ния его полномочий.

Их содержание, т. е. полномочия коллектива работников, права профсоюзного органа и обязанность администрации по их обеспе­чению, предусмотрены не только трудовым законодательством, но и коллективным договором, соглашениями, уставом организации.

С ликвидацией организации прекращаются правоотношения коллектива работников с администрацией и профсоюзного органа с администрацией.

Объектом всех трех видов организационно-управленческих правоотношений являются социально-экономические интересы, вопросы организации и оплаты труда, его охраны, т. е. матери­альные интересы как трудовых коллективов, так и целой отрас­ли или региона страны и каждого отдельного работника.

Субъектами социально-партнерских правоотношений явля­ются представители соответствующих органов профсоюзов как представители работников, с одной стороны, и представители ор-

гана работодателей — с другой, а также органа исполнительной власти — с третьей. Но эти правоотношения могут быть и дву­сторонними (это зависит от того, как об этом договорятся пред­ставители профсоюзов и работодателей). На практике, как пра­вило, складываются трехпартнерские правоотношения в отличие от всех других двусторонних правоотношений в сфере труда1.

Основанием для возникновения социально-партнерских пра­воотношений является такой юридический факт, как начало кол­лективных переговоров между социальными партнерами.

Содержание этих правоотношений составляют права и обязан­ности социальных партнеров в процессе ведения коллективных переговоров и заключения социально-партнерского соглашения, которым, в свою очередь, определяются права и обязанности каж­дого партнера, а также контроль за действием соглашения.

Правоотношения длятся до окончания срока действия согла­шения. Эти правоотношения могут возобновиться, если кто-то из партнеров проявит инициативу по ведению новых коллективных переговоров, по заключению нового соглашения или возобновле­нию старого.

Началом коллективных переговоров считается момент письмен­ного уведомления другой стороны о начале переговоров. Другая же сторона в течение семи календарных дней обязана начать перегово­ры. Инициатором коллективных переговоров по разработке, заклю­чению и изменению соглашения вправе выступить любая из сторон.

Трудовой кодекс предусматривает порядок ведения коллектив­ных переговоров, разрешения разногласий, возникающих в ходе переговоров, порядок и сроки разработки и заключения соглаше­ний, их содержание (см. гл. 8 Учебника). Установленный законом указанный порядок, права и обязанности в нем партнеров отно­сятся к содержанию социально-партнерских правоотношений.

§ 5. Правоотношения по профессиональной подготовке,

переподготовке и повышению квалификации работников

непосредственно у данного работодателя

Правоотношения по профессиональной подготовке кадров не­посредственно на производстве могут быть двух видов:

по ученическому договору работника для повышения его ква­лификации, переобучения, обучению смежным профессиям;

1 Мы не можем согласиться с утверждением М. В. Лушниковой, что в этих от­ношениях государство является социальным партнером, так как орган исполнитель­ной власти это еще не государство. Вряд ли можно отождествить этот орган с госу­дарством. См.: Лушникова М. В. Правовой механизм социального партнерства в ре­гулировании трудовых и социально-обеспечительных отношений: Автореф. докт. дис. М., 1997. С. 21, 33.

по руководству обучением на производстве.

Основанием для возникновения ученического правоотноше­ния является заключение ученического договора между работни­ков и работодателем. Прекращается ученическое правоотношение с окончанием обучения и сдачей учеником квалификационного экзамена, после чего ученическое правоотношение трансформи­руется в обычное трудовое более высокой квалификации.

Содержанием ученического правоотношения являются обя­занность работника-ученика овладеть в установленный в соответ­ствии с договором срок (обычно не более шести месяцев) огово­ренной специальностью, подчиняясь правилам внутреннего тру­дового распорядка, и обязанность работодателя организовать его обучение (индивидуальное, бригадное или курсовое), оплачивать время обучения в установленном договором размере, соблюдать трудовое законодательство и по окончании обучения обеспечить его работой по полученной специальности. На ученика в период обучения распространяется трудовое законодательство как на ра­ботника данного производства.

Договор об ученичестве может быть заключен и с работни­ком, намеченным к высвобождению. Тогда ученическое правоот­ношение возникает в дополнение к его трудовому (поскольку о высвобождении он предупреждается не менее чем за два меся­ца). Но оно может быть и самостоятельным, если обучение вы­шло за пределы предупредительного срока.

Основной рабочей функцией ученика является освоение им специальности не только теоретически, но и практически — для приобретения навыков.

Ученическое правоотношение по повышению квалификации, переобучению, обучению смежным профессиям непосредственно на производстве возникает у работника, имеющего трудовой до­говор и трудовое правоотношение, в дополнение к ним. Например, работник наряду со своей работой по специальности осваивает вторую специальность, чтобы затем совмещать эти профессии, или работник два-три месяца проходит в организованной на производ­стве форме повышение своей квалификации, обучаясь работе на компьютере, и т. п.

Основанием возникновения такого сопутствующего трудовому правоотношения является направление работника по соглашению с работодателем на данную форму обучения — повышение квали­фикации на определенный срок и заключение с ним ученическо­го договора.

Прекращается это дополнительное правоотношение окончани­ем срока обучения работника. Научно-технический прогресс тре­бует и заставляет каждого работника систематически повышать свою квалификацию. Поэтому каждые 3—5 лет у многих специа-

листов появляются дополнительные к трудовому правоотноше­ния ученические по повышению квалификации.

Правоотношение по руководству обучением на производст­ве возникает между обучающим лицом и работодателем. Как правило, таким обучающим лицом является высококвалифициро­ванный работник данной организации, к которому прикрепляют для обучения (индивидуально или бригаду) учеников. Поэтому для обучающего данное правоотношение возникает также как до­полнительное к его трудовому правоотношению с момента тако­го прикрепления и оканчивается сдачей учеником (ученика­ми) квалификационных экзаменов. Но данное правоотношение по обучению может возникнуть у обучающего лица и как разно­видность трудового правоотношения, если он занят только обу­чением учеников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.