Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные права профсоюзов и их классификация






Все права профсоюзов классифицируются по сфере их дея­тельности. При этом основными (статутными) являются права профсоюзов на:

представительство работников;

участие в нормотворческой и правоприменительной деятель­ности;

1 Какую Россию мы строим // Российская газета. 2000. 11 июля.

защиту социально-трудовых прав и интересов работников, в первую очередь по защите права на труд;

содействие занятости;

ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением;

коллективные трудовые споры и участие в их урегулирова­нии;

осуществление контроля за соблюдением трудового законода­тельства, охраны труда;

охрану труда и окружающей природной среды;

социальную защиту работников, участие в управлении госу­дарственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.

Во всех этих основных правах профсоюзы реализуют свою защитную функцию. Основные права профсоюзов на практике трансформируются в субъективные права их органов. Если пра­воспособностью в сфере труда обладают все профсоюзы, то дее­способностью, т. е. способностью своими действиями осуществ­лять предоставленные им права, обладают не профсоюзы в це­лом, а только их органы. Права-обязанности профсоюзов есть сплав их юридических полномочий в сфере труда'.

Право представительства работников закреплено за проф­союзами ст. 29 ТК и Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. с последующими изменения­ми и дополнениями2. Профсоюзы представляют интересы своих членов по вопросам труда и другим социально-экономическим вопросам. Закон «О коллективных договорах и соглашениях» в ст. 2 закрепил более широкое право профсоюза представлять не только членов своего профсоюза, но и всех работников, если нечлены профсоюза уполномочили его представлять их интере­сы. Право на ведение коллективных переговоров по заключению коллективного договора предоставляется (часть вторая ст. 29 ТК) профессиональным союзам в лице их соответствующих пер­вичных органов.

Профсоюзы участвуют в правовом регулировании социаль­но-трудовых отношений на всех этапах этого регулирования: в правотворчестве, в правоприменении, в профилактике трудо­вых правонарушений, осуществляя профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства, а также и в восстанов­лении нарушенных индивидуальных или коллективных трудовых прав, принимая участие в рассмотрении трудовых споров, защи­щая при этом права работников. Для такого участия в правовом

См.: Снигирева И. О. Профсоюзы как субъекты советского трудового права: Автореф. докт. дис. М., 1988. С. 6-7.

Ведомости РФ. 1992. №17. Ст. 890; СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4558.

регулировании труда профсоюзы наделены государством правом на участие в нормотворчестве и правоприменении, правом проф­союзного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда.

Так, проекты законодательных актов, затрагивающих социаль­но-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений обще­российских профсоюзов и их объединений (ассоциаций). Такие же проекты рассматриваются и принимаются органами исполни­тельной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующего профсоюза. Таким образом, все норма­тивные правовые акты, затрагивающие социально-трудовые права работников, должны пройти перед их принятием апробацию профсоюзов, которые могут сделать по ним замечания, предло­жения.

Все нормативные условия социально-партнерских соглашений и коллективных договоров принимаются с участием профсоюзов.

Первичный профсоюзный орган в организации (профком) в со­ответствии с Кодексом принимает участие в правоприменении.

На практике до сих пор почти во всех организациях профсо­юзный контингент совпадает, как правило, с составом трудового коллектива, поскольку почти все члены трудового коллектива являются членами одного профсоюза, так как не привились за­думанные законодателем разновидности профсоюзов на произ­водстве. Различие между трудовым коллективом и профсоюзной организацией в том, что последняя есть одна из существующих в рамках трудового коллектива общественных организаций, вы­полняющая свойственные ей функции и обладающая определен­ными возможностями, т. е. правами, в процессе управления со­циальными делами организации.

Профсоюзы представляют интересы работников не только кол­лективные, но и индивидуальные, когда, например профсоюзный орган организации, защищая интересы работника, принимает обяза­тельное участие в рассмотрении вопросов, связанных с расторжени­ем трудового договора по инициативе работодателя (ст. 82 ТК).

Используя право представительства, профсоюз активно реа­лизует свою защитную функцию, которая является важнейшей гарантией трудовых прав и законных интересов всех работников и каждого из них в отдельности.

Право профсоюзов на участие в нормотворческой и право­применительной деятельности помогает им защищать интересы трудящихся, трудовые права работников. Участие профсоюзов в нормотворчестве выражается и в том, что профкомы организа­ций участвуют в создании локальных норм трудового права, по­вышающих по сравнению с законодательством социальные гаран­тии для работников данного производства.

Профсоюзы, согласно ст. 11 (п. 1) Закона о них, вправе вы­ступать с предложениями о принятии соответствующими органа­ми государственной власти законов и иных нормативных право­вых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

Права профсоюзного органа организации по его участию в применении работодателем многих норм трудового права преду­смотрены в различных главах Трудового кодекса.

Права профсоюзов в сфере трудовых отношений можно клас­сифицировать по различным основаниям:

1) по степени обязанности;

2) по степени их самостоятельности; •" *

3) по содержанию;

4) по кругу лиц, т. е. чьи права и интересы он вправе пред­ставлять и защищать.

Рассматривая классификацию прав профсоюзов по степени их самостоятельности, следует выделить три группы прав:

а) самостоятельные права в области профсоюзного контроля за охраной труда, соблюдением трудового законодательства. Профсоюзы самостоятельно выступают в защиту работников при разрешении трудовых споров;

б) по участию профсоюзов в принятии конкретных решений работодателем (его представителем), органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связан­ным с регулированием трудовых отношений (управлением тру­дом). Так, например, законом прямо предусмотрено участие профсоюзов в установлении и применении условий труда в слу­чаях, предусмотренных законодательством;

в) паритетные права профсоюзов. Так, на паритетных нача­лах заключаются соответствующие соглашения между объедине­ниями работодателей, объединениями профсоюзов и органами исполнительной власти.

Права профсоюзов можно классифицировать по их содержа­нию. Такая классификация имеет место в зависимости от вопро­сов, в решении которых профсоюзы принимают участие. Сюда можно отнести вопросы, связанные с: 1) обеспечением занятости; 2) трудовым договором; 3) рабочим временем; 4) временем от­дыха 5) дисциплиной труда; 6) разрешением трудовых споров и т. д.

При классификации прав профсоюзов по кругу лиц, в защи­ту которых они выступают, можно выделить две группы прав: а) членов профсоюза и б) работников — вне зависимости от пре­бывания в профсоюзе.

Профсоюзы не только представляют интересы работников, но и защищают их социально-трудовые права. Они:

принимают участие в разработке государственной политики занятости;

защищают права своих членов от незаконных переводов и увольнений и способствуют восстановлению на работе неза­конно уволенных;

предлагают меры по социальной защите высвобождаемых лиц, закрепляют эти меры в коллективных договорах, социаль­но-партнерских соглашениях на основе законодательства;

осуществляют контроль за состоянием занятости, соблюдени­ем законодательства в области занятости;

имеют преимущественное право на ведение коллективных пе­реговоров с работодателями, заключение коллективных догово­ров и соглашений и контролируют их выполнение. В них они могут закрепить дополнительные гарантии права на труд для ра­ботников или их отдельных групп.

Мероприятия по ликвидации организации, структурных подраз­делений, полная или частичная приостановка производства, влеку­щие за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, должны осуществляться работодателем лишь при предвари­тельном уведомлении об этом соответствующих профсоюзов не ме­нее чем за три месяца и проведении с ними переговоров по соблю­дению прав и интересов трудящихся.

Права профсоюзов на содействие занятости предусмотрены ст. 12 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и ст. 21 Закона РФ «О занято­сти населения в Российской Федерации».

1. Профессиональные союзы и иные представительные орга­ны работников вправе участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения.

2. Профессиональные союзы и иные представительные орга­ны работников имеют право:

вносить в органы местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации ме­роприятий, связанных с массовым увольнением работников;

содействовать обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Массовое увольнение работников может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три меся­ца) уведомления в письменной форме выборного профсоюзного органа в порядке, установленном трудовым законодательством.

4. Органы исполнительной власти, работодатели проводят по предложению профессиональных союзов, иных представительных органов работников взаимные консультации по проблемам заня­тости населения.

По итогам консультаций могут заключаться соглашения, пре­дусматривающие мероприятия, направленные на содействие за­нятости населения.

5. Профессиональные союзы, иные представительные органы работников вправе требовать от работодателя включения в кол­лективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.

6. Предложения выборных профсоюзных органов, иных пред­ставительных органов работников в связи с массовым увольне­нием работников, направленные в соответствующие органы вла­сти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством Российской Федерации порядке* •

Указанные права профсоюзы ныне, при росте безработицы в стране, должны активно использовать на всех уровнях соци­ально-партнерских отношений.

Закон «О коллективных договорах и соглашениях» предоста­вил профсоюзам право от имени работников вести коллективные переговоры, заключать социально-партнерские соглашения на всех их уровнях и осуществлять контроль за их выполнением (см. подробнее гл. 7 учебника).

Права профсоюзов по социальной защите работников пре­дусмотрены ст. 22 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (права в области социального страхования и охраны здоровья, социального обес­печения, улучшения жилищных условий и других видов соци­альной защиты работников) и соответствующими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, в разработке мер по социальной защите работников, в определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций, а также осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в этой сфере.

Право профсоюзов участвовать в управлении государствен­ным социальным страхованием. В 1993 году Правительство РФ вернуло себе право управления Фондом государственного соци­ального страхования, ранее (в 1932 г.) переданное профсоюзам.

Статья 20 Федерального закона о профсоюзах и ст. 15 Основ об охране труда предусматривают права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды. По этим вопро­сам они имеют право участвовать в формировании государствен­ных программ и в разработке нормативных правовых актов.

При отраслевых профсоюзных органах имеются техническая инспекция труда, осуществляющая профсоюзный контроль за ох­раной труда на подведомственных производствах, а также право­вая инспекция труда, осуществляющая такой контроль за соблю­дением трудового законодательства. Обе эти профсоюзные ин-

спекции действуют на основании соответствующих положений о них и имеют право ставить вопрос о привлечении к ответствен­ности должностных лиц работодателя, виновных в трудовых пра­вонарушениях.

Права профсоюзов по контролю за охраной труда и соблюде­нием трудового законодательства имеют все органы профсоюзов. Так, профсоюзный орган организации осуществляет повседневный контроль за охраной труда и трудовым законодательством, участ­вует в расследовании несчастных случаев на производстве и соот­ветствующим образом реагирует на них, совместно с работодате­лем разрабатывает инструкции по охране труда и контролирует их соблюдение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.