Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие заработной платы и ее правовое регулирование






Понятие «заработная плата» употребляется в законодательстве и литературе по трудовому праву в двух основных аспектах:

1. как институт Особенной части трудового права, т.е. совокупность норм, закрепляющих положения, связанные с орга­низацией оплаты наемного труда (понятие заработной платы и мини­мальной заработной платы, тарифную систему, формы и системы оп­латы труда, нормы труда и т.п.). Эти нормы содержатся в главе 6 ТК РБ и в иных нормативных актах.

2. как совокупность вознаграждений в денежной или (и) натуральной форме, получаемых работником за фактически выпол­ненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время (ст. 57 ТК РБ). В заработную плату включаются и некоторые другие выплаты - здесь речь идет о тех периодах, когда заработная плата за работни­ком сохраняется не полностью. Например, в связи с простоем (см. ст. 71 ТК РБ и комментарий к ней).

Конвенция Международной организации труда (МОТ) № 95 «Об охране заработной платы» определяет заработную плату как всякое вознаграждение или всякий заработок, исчисляемый в деньгах и устанав­ливаемый соглашением или национальным законодатель­ством, которое в силу письменного или устного договора о найме предприниматель уплачивает трудящемуся за труд.

Заработная плата отражает один из обязательных признаков трудовых отношений - их возмездность. По экономической сущности заработная плата — стоимос­тное выражение живого, а не овеществленного труда.

Механизм регулирования заработной платы основан на сочетании государственного и договорного регулиро­вания, причем в рыночных условиях сфера действия госу­дарственного регулирования значительно сужается.

В тех случаях, когда государство само выступает в роли нанимателя (работодателя), оно осуществляет пря­мое нормированиезаработной платы. Централизованны­ми нормативными актами определяются условия оплаты труда работников бюджетных отраслей, работников орга­нов госуправления, руководителей госпредприятий (не финансируемых из бюдже­та), с которыми заключены трудовые контракты. Для защиты интересов наемных работников государ­ство устанавливает ряд нормативов по заработной плате, обязательных для всех нанимателей. Это, прежде всего, норматив минимальной заработной платы; перечень и минимальные размеры доплат за работу в условиях тру­да, отличающихся от нормальных. Кроме того, государ­ство устанавливает республиканские тарифы оплаты труда, обязательную процедуру изменения систем и размеров оплаты труда (ч. 1 ст. 32 ТК РБ), а также обязывает нанимателей создавать резервный фонд заработной платы (ст. 76 ТК РБ).

Косвенное государственное регулирование заработной платы проявляется в налогообложении. Как известно, расходы на оплату труда включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Себестоимость продукции - очень важный показатель для определения величины налогооблагаемой прибыли предприятий-нанимателей, индивидуальных предпринимателей. Го­сударство определяет состав расходов на оплату труда, включаемых в себестоимость, а также, если это целесо­образно, может устанавливать их предельный размер.

От суммы начисленной работникам заработной пла­ты исчисляются уплачиваемые нанимателем: чрезвы­чайный налог, платежи во внебюджетные фонды (соци­альной защиты населения, занятости, пенсионный, содержания детских дошкольных учреждений). Это вынуждает бизнесменов избегать вложений в развитие трудоемких отраслей экономики.

Источниками договорного регулирования являются: трехсторонние тарифные соглашения (генеральное, отраслевое, территориальное), коллективный договор, индивидуальный трудовой договор (контракт).

Генеральное соглашение между республиканскими объединениями нанимателей, профсоюзами, Советом Ми­нистров Республики Беларусь определяет: группировку отраслей исходя из учета различий в сложности и усло­виях труда; соотношения минимальных тарифных ставок между этими группами отраслей; порядок пересмотра минимального размера оплаты труда; соотношение зара­ботной платы работников промышленности и бюджетной сферы.

Условия отраслевого и территориального (регионального) тарифных со­глашений выступают в качестве минимальных стандартов по оплате труда для коллективного договора. Такую же роль выполняет коллективный договор по отношению к трудовому договору. Это означает, что, к примеру, размер тарифной ставки (оклада) конкретного работника, относя­щегося к определенной профессионально-квалификаци­онной группе, может быть установлен в трудовом догово­ре выше, но не ниже соответствующего показателя коллективного договора.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / Под общ. ред. Г.А. Василевича. – Мн.: Амалфея, 2000, Р. II, Гл. 6, с. 254-256.

2. Трудовое право: Учебник / В.Н. Артемова, Г.А Василевич и др.; Под общ. ред. Семенкова В.И. – Мн.: Амалфея, 1997, Гл. 7, с. 197-201.

3. О подоходном налоге с физических лиц: Закон Респ. Беларусь, 21 декабря 1991 г. (в ред. от 20.06.2000) // Ведомости Национального Собрания Респ. Беларусь. - 1999. - N 16. - Ст. 322.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.