Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. Кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии






Кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии

 

УТВЕРЖДЕНО На заседании кафедры Протокол №___от «___»_________20 __ г. Заведующий кафедрой, д-р мед. наук, профессор Логвинов С.В. «_____»_______________20__ г.

 

Для студентов 2-го курса лечебно-профилактического и

педиатрического факультетов

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

на практическое занятие

по учебной дисциплине

«Репаративная нейрогистология с нейротранспланталогией»

ТЕМА: «Мозжечок и кора большого мозга: развитие, слои и взаимосвязи нейронов коры мозжечка, нейроны, слои, полоски миелиновых волокон изокортекса и корковая колонка, церебеллярная нейротрансплантация и пересадка эмбриональной коры»

Составил: профессор кафедры

гистологии, эмбриологии и цитологии

д-р мед.наук Солонский А.В.

 

Томск 2013
Учебные цели занятия
.

На занятиях необходимо изучить источники развития и общую морфофункциональную характеристику коры большого мозга и мозжечка, строение коры мозжечка и его роль в процессах торможения в нервной системе, понятие о сером и белом веществе коры большого мозга, модульном строении коры, роль коры в процессах памяти. После самостоятельного изучения теоретического материала и работы на практическом занятии знать строение коры большого мозга и мозжечка, строение модуля, тормозной системы мозжечка. Необходимо получить представление об особенностях нарушения формирования нервных связей, травмы головного мозга, приживление и дифференцировка нейронов в нейротрансплантатах, внутримозговой пересадке эмбриональной ткани мозга и мозжечка. Студенты должны уметь применять полученные знания для решения ситуационных задач, микроскопировании и зарисовке гистологических препаратов, чтении электронограмм и компьютерном тестировании. Студенты должны иметь опыт в процессе микроскопирования определять препарат, его окраску и отдельные структуры с последующей зарисовкой микроскопируемых объектов в альбом.

Учебные вопросы.

1) Морфофункциональная характеристика мозжечка.

2) Развитие коры мозжечка.

3) Наружный (молекулярный слой) коры мозжечка, клеточный состав.

4) Ганглионарный слой коры мозжечка.

5) Зернистый слой коры мозжечка.

6) Связи между слоями коры мозжечка.

7) Глиальные клетки мозжечка.

8) Компоненты тормозной системы мозжечка, их роль.

9) Афферентные лазящие волокна, их связи.

10) Афферентные моховидные (мшистые) волокна, их связи.

11) Клубочек, синаптические соединения между клетками мозжечка.

12) Возбуждающие воздействия в мозжечке.

13) Тормозные воздействия в мозжечке.

14) Общая схема взаимодействий возбуждения и торможения в мозжечке.

15) Развитие коры большого мозга.

16) Миграция нейронов и глиальных клеток в развивающейся нервной системе и коре мозга.

17) Формирование микроколонок в коре (Резников, Ракич).

18) Клеточный состав коры большого мозга.

19) 1-6 слои коры большого мозга.

20) Типы коры в зависимости от выраженности слоев.

21) Ассоциативные волокна коры большого мозга.

22) Комиссуральные волокна коры большого мозга.

23) Проекционные волокна коры большого мозга.

24) Строение модуля (Сентаготаи, Маунткасл).

25) Возбуждающие и тормозные воздействия в модуле

26) Структурные основы хранения информации.

27) Нейрональная пластичность.

28) Методология трансплантации головного мозга.

29) Методика трансплантации эмбрионального головного мозга

30) Нейротрансплантация при дегенеративных заболеваниях головного мозга (болезнь Альцгеймера, паркинсонизм, боковой амиотрофический склероз, рассеянный энцефаломиелит).

31) Нейротрансплантация при нарушениях мозгового кровообращения.

Учебно-материальное обеспечение:

Литература

Основная

1. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник / Ю. И. Афанасьев, С.Л.Кузнецов, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; Под ред. Ю.И.Афанасьева, С. Л. Кузнецова, Н. А. Юриной.- 6-е изд.- М.: Медицина, 2006.- 768 с.

2. Гистология. Атлас для практических занятий: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н. В. Бойчук, Р. Р. Исламов, С. Л. Кузнецов, Ю.А.Челышев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с.

3. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии: Учебное пособие для медицинских вузов / Ю. И. Афанасьев, Л. П. Бобова, В. Л. Горячкина и др.; Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского.- М.: Медицина, 1999.- 328 с.

Дополнительная

2. Гистология, эмбриология, цитология: учебник для медицинских вузов / Ред. Э. Г. Улумбеков и др.- 3-е изд.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 408 с.

3. Программированные контроли по цитологии и общему курсу гистологии / С. В. Логвинов, В. П. Костюченко, А. В. Герасимов, А.И. Щепетильникова.- Томск: СГМУ, 1999.- 70 с.

4. Программированные контроли по частному курсу гистологии / С. В. Логвинов, В. П. Костюченко, А. В. Герасимов.- Томск: СГМУ, 2002.- 143 с.

5. Тестовые задания по гистологии, цитологии и эмбриологии/ С. В. Логвинов, В. П. Костюченко, А. В. Герасимов.- Томск: СГМУ, 2000.- 130 с.

6. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Редактор С. Л. Кузнецов и др.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 288 с.

7. Кузнецов С. Л., Пугачёв М. К. Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии: Учебное пособие.- М.: Медицинское информационное агентство, 2004.- 432 с.

Электронные учебные пособия.

1.Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии / С. Л. Кузнецов, Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. - М.ЗАО «ДИаморф».

2.Гистология человека в мультимедиа / Р. К. Данилов и соавт. - СПБ, ВмедА.

3.Знаете ли Вы гистологию? Интернет-программа для самостоятельной работы студентов/ А.В. Павлов. - ЯГМА.

4.Тестовые задания по курсу -гистологии, цитологии и эмбриологии / М.: ММА им. И. М. Сеченова. - 2003.

5.Световая микроскопия. Атлас-справочник / М. Я. Корн. - ЗАО «Диаморф».

6.Гистология внутренних органов человека с элементами патологии / А. А. Должиков. - БелГУ, 2005

7.Должиков А. А. Гистология на CD и в Intemet - Белгород, БелГУ, 2006.

2. Материальное обеспечение:

1. Наглядные пособия

а) Таблицы:

· мозжечок (№ 256)

· нейронный состав коры мозжечка (№ 257)

· клетки мозжечка (№ 258)

· кора больших полушарий головного мозга (№ 259)

· цито- и миелоархитектоника (№ 260)

· модуль (№ 261)

· нервная ткань (№ 191)

· развитие тканевых элементов нервной системы (№ 175)

· строение нейрона (№ 176)

· нейроциты (№ 177)

· специфические включения в нейроне (№ 178)

· нейрофибриллы (специальные органоиды нервной клетки) (№ 179)

б) Препараты:

· мозжечок. Импрегнация азотнокислым серебром по Кахалю.

· кора большого мозга. Импрегнация азотнокислым серебром по Кахалю.

· хроматофильное вещество (тигроид) в нервных клетках. Окраска толуидиновым синим по методу Ниссля.

· нейрофибриллы в нервных клетках. Импрегнация нитратом серебра по методу Кахаля.

· Нейроны сетчатки. Суправитальная окраска метиленовым синим по методу Догеля (демонстрационный препарат).

· РНК в нервных клетках мозга. Окраска метиловым зеленым с пиронином по методу Браше (демонстрационный препарат).

2. Технические средства обучения:

· учебные микроскопы

· компьютеры






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.