Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика «высокого» и «низких» политических рынков






Общая качественная характеристика политического рынка в российском социально-политическом поле имеет следующие его черты:

- наличие «автоматического механизма» самонастройки рынка во взаимодействии спроса, предложения и цены;

- наличие системы взаимодействующих рынков товаров, услуг, капиталов. Политическое поле России — это система, включающая в себя рынок имиджей кандидатов и действующих политиков;

- отлаженная и разветвленная система рыночной инфраструктуры (медиа-холдинги, органы государственной власти, суды, избиркомы);

- наличие «рынка покупателей»;

- наличие конкуренции за потребителей между производителями политических товаров и услуг;

- свобода выбора покупателями (потребителями) продавцов (изготовителей), а продавцами — покупателей.

Выделяются два субрынка: «высокая политика» и «низкая политика». В зону высокой политики помещаются две подсистемы: электоральный рынок и рынок государственной власти; в зону «низкой» политики – рынок политической активности.

Субрынок «высокой политики» поделен между четырьмя ведущими игроками – Единая Россия (согласно данным Минюста РФ на 01.01.2015 г. численность партии составляет 2 113 767 человек. Партия имеет 82 631 первичку и 2 595 местных отделений), Справедливая Россия (409 374 членов), ЛДПР (235 650 членов), КПРФ (161 569 членов).

Субрынок «низкой политики представлен 76 политическими партиями. В соответствии с требованиями Федерального закона «О политических партиях» 73 из них имеют право принимать участие в выборах. В Минюсте зарегистрировано 33 организационных комитета по формированию новых партий.

Таблица 1.4

Ведущие игроки на субрынке «высокой политики»

Название партии Идеология Лидер партии Руководитель фракции в ГД РФ Численность фракции в ГД РФ
«Единая Россия» Социальный консерватизм, прагматизм, центризм. Д. А. Медведев В. А. Васильев  
Коммунистическая партия Российской Федерации Коммунизм, марксизм-ленинизм, патриотизм. Г. А. Зюганов  
«Справедливая Россия» Социализм XXI века, социал-демократия, демократический социализм. С. М. Миронов  
Либерально-демократическая партия России Патриотизм, панславизм, империализм, антиамериканизм, национал-консерватизм, антикоммунизм, этатизм, смешанная экономика, правый популизм. В. В. Жириновский  

 

Справочно: - на начало 2015 года, членами какой – либо политической партии в Норвегии являются 5, 04 % избирателей, в Финляндии – 8, 08 %, в Швеции – 3, 87 %, в Дании – 4, 13 %. В России общее число избирателей составляет около 110 миллионов человек, парламентские партии объединяют в своём составе до 3 млн человек, или 2, 7 %., непарламенские - до 0, 3 %. То есть, по меркам стран Северной Европы, потенциал роста партийных рядов в России составляет от 1 до 6 млн. человек.

Политические партии существуют для того, чтобы представлять интересы граждан - таково мнение каждого пятого россиянина (19%). Но только чуть более половины опрошенных граждан сообщает, что в России есть партия, выражающая их интересы. (см. FINMARKET.RU от 26 мая 2014, данные опроса ВЦИОМ, проведенного в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России с участием 1600 человек). Нынешнее многообразие партий россиян устраивает вполне. По мнению половины респондентов (52%), в России есть партия, выражающая их интересы. Об этом больше всех говорят приверженцы КПРФ (73%). Треть опрошенных (35%) считает, что такой партии нет, 27% уверены, что она не будет создана и в ближайший год, а 8% полагают, что она может появиться в течение этого времени. Те, кто ощущают, что в нынешней партийной системе представлено недостаточно партий, в первую очередь, предлагают создать народную партию, которая обеспечивала бы защиту интересов простых граждан (8%). Часть респондентов сообщает о том, что им недостает партии социальной направленности (4%). Также участники опроса сетуют на отсутствие следующих партий: честная (2%), молодежная (2%), справедливая (1%), демократическая (1%). Логика ответов респондентов, а тридцать пять процентов отвечавших не понимают, зачем нужны партии, объясняется спецификой становления политических рынков в современной России.

Эта специфика характеризуется наличием двух «институциональных ловушек». Одна заключается в том, что структурирующая функция институтов политического рынка осуществляется одним доминирующим субъектом – государством; другая – в том, что конкуренция акторов политического рынка возникает не столько по поводу производства, распределения и обмена политических товаров (власти, ценностей, технологий), сколько по поводу государственного патронажа, обеспечивающего преимущества перед соперниками. То есть специфика российского политического рынка заключается в избыточном присутствии государства. Оно детерминирует содержание и уровни трансакционных отношений всех субъектов политической сферы.

Существование «институциональных ловушек» фактически закре­пляет деформированное развитие политического рынка на всех уровнях от местного до федерального. Заставляя функционировать его как квазирынок.

Изменить данное положение можно двумя путями.

Первый связан с европейской моде­лью развития политического рынка. Государство, устанавливая пределы и формы проникновения рыночных принципов в политическую сферу жиз­ни общества, должно жестко регламентировать преде­лы и способы своего вмешательства в рыночную конкуренцию политиче­ских субъектов и формы ответственности, включая и процедурно - правовое обеспечение самого процесса привлечения к ответственности, органов власти за результаты такого вмешательства. Нужны поправки в Конституцию РФ.

Второй путь, предполагающий развитие по американской модели, требует искоренения практики избирательного патронажа со стороны государственной власти, практики протежирования одних политических субъектов в ущерб интересам других. Прежде всего, следует исключить негласный, неформальный патронаж, основанный на личных связях и фактически означающий сращивание интересов отдельных групп влияния в бизнесе с кланово-корпоративными сообществами в политике. Нужен закон о борьбе с политическим лоббизмом.

 

Количественно – качественная характеристика политического рынка приводится в приложениях 2-9.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.