Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системно-деятельностный подход на уроках музыки






Автор: Маринец Юлия Николаевна, учитель музыки первой квалификационной категории МБОУ «СОШ №11» г. Северодвинска.

Каждая личность обладает набором качеств:

- Самостоятельность в принятии, каких - либо решений.

-Умение отвечать за свои действия, решения.

- Способность нести ответственность за себя и своих близких.

- Готовность действовать в нестандартных ситуациях.

- Овладение приёмами учения и готовность к постоянной переподготовке.

- Овладение набором компетенций как ключевых, так и по различным отраслям знаний.

Как уже говорилось ранее, системно – деятельностный подход предполагает:

- Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики.

- Переход к стратегии социального проектирования и конструирования.

- Ориентацию на результаты образования.

- Признание решающей роли содержания образования.

- Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

- Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

- Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

- Гарантированность достижения планируемых результатов, освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Для достижения данных результатов на уроках необходимо использовать систему дидактических принципов: принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип минимакса, принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества.

Реализуя принцип деятельностина уроке музыки, учитель, не озвучивает тему урока, а повторяет материал прошлого урока и на основе повторения, учащиеся самостоятельно формулируют и озвучивают тему нового урока. Например, изучив тему «Кантата Александр Невский», учитель с помощью наводящих вопросов (на прошлом уроке мы с вами проходили произведение С.С Прокофьева «Кантата Александр Невский» и часть из нее «Вставайте люди русские», что такое кантата? Что вы услышали в этом произведении?) подводит учеников к выводу, что в кантате «Александр Невский» часть «Вставайте люди русские исполняет смешанный хор, в разных настроениях, а в начале кантаты, звучат колокольные звоны. Далее учитель обращается к субъективному опыту учащихся: что в старину колокол был средством оповещения и его звон говорил людям о каком-то событии, что колокольный звон-набат звучит в качестве призыва на борьбу, что колокольный звон можно услышать как в праздники, так и в лихие годины. Эврестическая беседа подводит учащихся к определению темы урока: «Колокольные звоны»

Учитель: на прошлом уроке мы с вами проходили произведение С.С Прокофьева «Кантата Александр Невский» и часть из нее «Вставайте люди русские», что такое кантата? Что вы услышали в этом произведении? Ученики отвечают: слышали, что исполняет смешанный хор, в разных настроениях, а в начале кантаты, звучали колокольные звоны. Учитель: как называется этот колокольный звон? Ученики: набат. Учитель: А для чего в музыке звучит колокольный звон? Ученики: чтобы призывать народ на борьбу. Учитель: когда звонил колокол в старину? Ученики: Колокол на Руси был средством оповещения, и его звон говорил людям, о каком - то событии. Учитель: А колокольные звоны они одинаковые или имеют разный звон? Ученики: Разный, потому что есть и праздничный и тревожный. Учитель: Как вы думаете: тема нашего урока какая? Ученики: «Колокольные звоны» Учитель: Правильно.

С целью реализации принципа психологической комфортности на уроке музыки, для снятия стрессообразующих факторов, создания доброжелательной атмосферы, для того, чтобы настроить детей на сотрудничество, развитие диалога, целесообразно перед входом в класс, включить ученикам красивую, спокойную, нежную добрую музыку. Это настраивает учащихся на определенный ритм работы и сосредоточенность на уроке, такое начало урока вызывает у детей интерес, к тому, что они узнают на данном этапе.

Реализуя принцип творчества, учащимся на уроке музыки можно предложить следующие задания:

- озвучить песню с помощью жестов ( ученики во время песни показывают движения руками);

- нарисовать иллюстрацию к музыкальному отрывку (например, на музыку Н.А. Римского Корсакова «Три Чуда» нарисовать иллюстрации из сказок А.С. Пушкина);

- придумать танец к музыкальному отрывку.

На уроках музыки целесообразно использовать следующие т ипы уроков:

- уроки «открытия» нового знания;

- уроки обработки, умений и рефлексии;

- уроки построения системы новых знаний;

- уроки развивающего контроля;

- уроки – исследования (урок – творчества);

Этапы построения урока при системно – деятельностном подходе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.