Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физическое развитие. В килограммах.




В этой главе будет много цифр и таких показателей, каких вы пока еще невстретите ни в официальных таблицах, ни в учебниках для тренеров, ни вмедицинских монографиях. Первая публикация о них вот эта. Но сначала немногооб истории их появления. Спортивная комната в доме, много спортивных сооружений во дворе испортснаряды в роли игрушек с первых шагов ребенка сильно изменили жизньнаших ребят: без уроков и занятий, без расписания и учителей они бегали ипрыгали, лазали, играли, кувыркались - сколько душе было угодно, и, конечно, быстро развивались физически. Мы с удовольствием наблюдали за ними изаписывали в дневники сведения об их успехах и придуманных ими спортивных" номерах". Мы и не подозревали тогда, что из этих записей выйдет. Но когда вжурнале " Семья и школа" (#4, 1964 г., с. 25) мы встретили " нормы" для ихровесников в детском саду, то поразились: шестилетний ребенок, оказывается, должен прыгать в длину с места всего на 60 см, спрыгивать с высоты 60 см, пройти по доске шириной 15 см и пробежать наперегонки... 30 м. У нас этинормы легко выполняла маленькая Оленька, а ей исполнилось лишь 2 года 7месяцев. Старший же сынишка Алеша (5 лет 9 месяцев) перекрывал ихвдвое-втрое: прыгал в длину с места 120 см, спрыгивал с высоты 190 см, шел подоске 4 см (поставленной на ребро) и бегал наперегонки и 300 и 500 м. Но он, кроме того, мог быстро влезать по металлическому шесту, отрывать от землигруз в 50-60 кг и подтянуться на турнике 4 раза подряд, что является нормойтолько для... восьмиклассников. Нас это удивило и обрадовало. Вот, оказывается, что дает " раннее развитие", которым нас так пугали. Вотнасколько крепче и сильнее могут стать все дети, если снять принятыеограничения, если заменить лежание в " конверте" плаванием, ходьбой, гимнастикой и пустить в спортзал не в 7 лет, а... в 7 месяцев. Идея " раннего развития" и открывающихся возможностей ребятишек захватила насеще и потому, что подобные же успехи (и еще более удивительные) открывались ив их умственном развитии. Малыши в игре усваивали буквы и цифры, и стрех-четырех лет начинали читать книги, решать задачки, писать буквы. Такхотелось сохранить эти интереснейшие факты жизни, что мы разрешили студентамВГИКа заснять детей на пленку. Так появился кинофильм " Правы ли мы? " (режиссер М.Игнатов, ВГИК, 1965 г.). На просмотре дипломных фильмов он удивили киноработников, и корреспондентов, и просто зрителей. А когда его фрагментыпоказали по телевидению, колесо событий закрутилось, набирая скорость и малосчитаясь и с нами, и с детьми. Отделение здорового ребенка Института педиатрии АМН СССР предложило нампровести обследование наших детей. Мы этому обрадовались - думали, чтополучим точные научные данные и о здоровье, и о физическом развитии детей, ивсе увидят, насколько возможности детей больше, чем принято считать. Двенедели продолжалось обследование, десятки специалистов у нас дома и винституте, пользуясь самой современной аппаратурой, снимали показатели, делали анализы. Была проведена даже специальная научная конференция, но...то, что там говорилось, показалось нам каким-то страшным, нелогичным, чудовищным. С конференции мы ушли ошарашенные и с тягостным чувством совершающейсянесправедливости. Но в жизни детей ничего не стали менять, потому что, глядяна подвижных, ловких, сильных и жизнерадостных наших малышей, мы не моглиповерить в то, что делаем им что-то во вред. Однако тревога и недоумение точили нас. Вот тогда-то мы и решили самиизмерять их физическое развитие, а для этого познакомились с методамиизмерений. И тут все стало постепенно выясняться. Оказалось, что при оценкефизического развития ребенка основными показателями являются рост, масса, окружность грудной клетки и головы. Поэтому мы оставили рост и вес для " антропометрических данных" и стали искатьдругие критерии, которые действительно говорили бы об уровне физическогосовершенства человека, его скелетно-мышечной системы, той самой, котораяявляется ведущей в организме и на которую " равняются" все остальные системы(И.А.Аршавский). Мы назвали эти критерии " стимулирующими индексами". В чем их суть? Если детисоревнуются по прыжкам в длину с места, то, конечно, высокие прыгнут дальше, чем маленькие, и последним не видать победы. А вот если длину прыжка измеритьв собственных ростах прыгунов, то победит самый " прыгучий". " Мера длины" становится для всех одинаковой - свой рост. Так мы узнали, что у моихребятишек к 4 годам " индекс прыгучести" (ИП) вырастает до единицы, в 5 лет -до 1, 1, в 8 лет - 1, 3, а чтобы прыгнуть на 1, 5, надо уже тренироваться -" кузнечиком" стать не так легко. И в беге побеждает не тот, кто прибежал первым, а кто развил наибольшуюскорость в своих ростах в секунду. Валерий Борзов - олимпийский чемпион -мчится со скоростью 5, 48 р/сек, у него самый высокий " скоростной индекс" (СИ), а наш Ваня в полтора года бегал со скоростью 1, 7 р/сек, а в 4 года -уже 3, 5 р/сек, а к восьми добрался до 4, 6 р/сек. Аня и Юлия в 8-9-летнемвозрасте удивляли нас, развивая скорость 5, 2-5, 4 р/сек - почти как олимпийцы! Но долгие часы сидения за партой в школе ежегодно " съедали" эти показатели на0, 1-0, 2 р/сек, к концу школы у них осталось только 4, 2-4, 4 р/сек. Самыйбыстрый в семье сейчас 13-летний Ваня, у него " скоростной индекс" 4, 5 р/сек. Система индексов оказалась применима и для метаний, Только папе пришлосьвыточить гранаты весом 150, 200, 250, 300, 400, 500, 600 г, чтобы все бралиодинаковые гранаты - в одну сотую своего веса (0, 01 В), а дальность броскаизмерялась опять-таки в собственных ростах. " Метательный индекс" (МИ) растетот 0 до 10-15 р и у чемпиона по метанию будет еще выше. Но самым главным, самым важным показателем физического развития мы все-такисчитаем " силовой индекс" (СИ). " Силовой индекс" показывает, сколько собственных весов может оторвать человекот земли или сколько килимов груза отрывает он на один килограмм своего веса.При измерении его включаются в работу самые крупные группы мышц (ног, корпуса, плечевого пояса, рук), что дает ощущение напряженности всего тела.Техника выполнения настолько проста, что измерения можно делать даже умалышей с полутора-двухлетнего возраста. Индекс у ребенка очень стабилен повеличине (при нескольких попытках разброс ничтожен: 3-5%), но чутко реагируетна состояние здоровья, слабость, усталость. Величина " силового индекса" ребенка растет непрерывно от нуля до 2-3 единиц, а у наших детей даже до 4-5 единиц (Ваня, Аня). Рекордный результат, видимо, покажут штангисты А.Воронин или К.Осмоналиев, т.е. самые сильные людинебольшого веса. Короче, " силовой индекс" - показатель качества мышц всегоорганизма и, видимо, ведущая характеристика физического развития. Система индексов испытывалась в узком кругу нашей семьи и ее ближайшегоокружения, но даже этот ограниченный опыт говорит о ее больших преимуществахи возможностях. Во-первых, индексы объективно выражают меру физического совершенстваорганизма, независимо от антропометрических данных ребенка. Во-вторых, отказываясь от абсолютных результатов (в метрах, секундах, килограммах), " мы перестаем обижать малышей" (по словам учителя физкультурытомской школы #9) и позволяем им на равных со старшими участвовать вспортивных состязаниях и даже одерживать победы. В-третьих, индекс, выражая любое из измеряемых качеств (силу, скорость бега, прыгучесть и др.) численной величиной, может служить каждому человекусредством самоконтроля, а тренеру и ученому позволить исследовать процессыразвития и становления отдельных физических качеств и их возрастныеизменения, объективно сравнивать эффективность различных методов тренировок ирезультаты работы разных групп и школ. Нам система индексов дала возможность увидеть, что высокая подвижность нашихдетей и большие, чем принято допускать, нагрузки удивительно благотворносказываются на здоровье, телосложении и самочувствии детей. Она жеподтвердила, что наивысших результатов дети достигают к 7-10-летнемувозрасту, поступление в школу и резкое снижение двигательной активности ведетк снижению всех показателей физического развития. Если система стимулирующих индексов будет принята в школе, то нам кажется, это поможет и ученикам, и учителям физкультуры вскрыть дополнительные резервыи добиться более высоких результатов в физическом развитии детей. Мы уже упомянули, что дети приняли эту систему оценок их физическойподготовки. Они сочли ее справедливой. Может быть, к этому мнению детейприслушаются и взрослые?

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.