Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологические компоненты профессионализма рекламиста






Первая группа достоинств профессионализма рекламиста связана с профессионально развитыми социально-психологическими свойствами его личности.

Профессиональный компонент мировосприятия и мироотношений. Его развитость обнаруживается в избирательном внимании рекламиста к тем сторонам жизни общества, которые связаны с рекламой. Они особенно интересуют рекламиста, он лучше других разбирается в них, понимает значение и пути совершенствования. На этой основе возникает чувство причастности к жизни общества, глубже осмысливается своя жизнь и рекламная деятельность, понимаются проблемы общества, ощущается связь с общими усилиями народа и правительства по совершенствованию жизни. Воплощением профессионального компонента выступает уяснение рекламистом социального смысла своей профессиональной деятельности, возникающего в результате четкого, ясного, продуманного, искреннего и обоснованного ответа для себя на вопросы:

• каково современное российское общество и его место в мировом сообществе, решаемые им задачи, трудности развития, потребности и социальные ожидания населения в товарах, продуктах и услугах;

• в чем заключается миссия рекламной деятельности в жизни государства и народа, в чем ее социальное, экономическое и культурное предназначение;

• каковы конкретные возможности, резервы, способы и средства рекламы для содействия общественному развитию, а также личной самореализации, самоутверждения и самоудовлетворения своих потребностей и интересов?

Профессионально-групповая интегрированность. Она характеризуется прежде всего профессиональным самоопределением, т. е. окончательным выбором рекламной профессии как способа самореализации, самоутверждения, достижения самоуважения и получения средств для собственной жизни.

Профессиональная идентичность выражается в психологической приобщенности рекламиста к определенной рекламной общности, к ее психологии, культуре и чувстве профессиональной гордости за принадлежность к ней. Усваиваются стереотипы профессионального мышления, ценности, отношения к обществу, другим социальным группам, потребителям рекламы, способы поведения, манеры, привычки, традиции, обычаи, ритуалы, язык (сленг) и др.

Профессиональная мотивация социально-психологического характера. В результате уяснения социального смысла и образования феномена профессионально-групповой интеграции у рекламиста возникают и соответствующие социальные ценности и побуждения. К основополагающим, “сквозным” профессиональным мотивам относятся: желание связать свою жизнь с рекламой и рекламной общностью (мотив профессиональной привязанности), с отстаиванием и защитой присущих им интересов, солидарностью с общепринятым поведением, поддержкой, культивированием профессиональных ценностей.

Профессиональная культурность (профессиональная духовность) – подготовленность к выполнению рекламной деятельности с учетом всех ее общечеловеческих, социальных, моральных, правовых аспектов и зависимостей. Это знание и умение строить свой рекламный труд по высшим образцам, по законам морали и права, которые присутствуют в любом труде. Истинно культурен тот, у кого такой труд стал привычкой, кто не может поступать иначе.

Противоположна профессиональной культурности профессиональная ограниченность, «технократизм»: делать «главное» (добывать деньги, выпускать больше рекламной продукции в ущерб ее качеству и проч.), но при этом ухудшать экологию, вредить здоровью людей, снижать их жизненный уровень, нарушать их права и др. Давно известно: цели, которые достигаются неправыми средствами, — неправые цели. Более того, как справедливо отмечал украинский философ Г. Сковорода: «Что может быть вреднее человека, обладающего знаниями самых сложных наук, но не имеющего доброго сердца? Он все свои знания употребит на зло».

Интерес рекламиста только к результату труда без интереса к его процессу – это психологическое отчуждение от самого труда, который приходится просто терпеть, отбывать как повинность ради конечной личной выгоды, свидетельствующее о низкой профессиональной культуре, «урезанном» профессионализме работника.

Профессиональная самоосознанность (профессиональное самосознание, профессиональный «Я-образ», «Я-концепция») – осознанность личностного смысла – своего «Я» в рекламной профессии: «профессия для меня», «каким профессионалом я хочу быть», «каков я как профессионал», «каким профессионалом (я думаю) считают меня другие люди». Это представление о себе как профессионале, сопряженное с самооценкой и переживанием ее.

Сформировавшееся профессиональное самосознание рекламиста отражает элементы завершенности профессионального самоопределения – окончательного выбора жизненной профессии, внутренней убежденности, что найдена именно та профессия, с которой стоит связать всю свою жизнь, признания ее как отвечающей личным планам, как важнейшего средства самореализации и самоутверждения среди людей, достижения самоуважения, т. е. как профессии «для меня». Вместе с тем это и самооценка достигнутой степени самореализации в рекламной профессии, ее результатов, имеющихся потенций для роста.

Образы самосознания человека (наряду с образами окружающего мира) – необходимая основа целесообразной регуляции, саморегуляции его трудовой деятельности и взаимодействия с окружающими людьми, ибо это взаимодействие существенно определяется тем, как человек понимает свое место среди людей, «за кого себя принимает», что думает о том, как выглядит в глазах окружающих, как отмечает известный специалист по психологии труда Е. Л. Климов. Зрелость профессионального сознания выражается в совпадении «Я-должного» и «Я-реального». Не только ошибочно, но и вредно завышение самооценок или занижение, увлечение способами психологической защиты своего самолюбия (например: «Меня критикуют, придираются, но несправедливо — просто завидуют, а на самом деле я что надо»). Завышенная самооценка тормозит, а то и вовсе прекращает профессиональный рост, отрицательно влияет на улучшение трудовых показателей.

Профессиональное самосознание молодого рекламного специалиста формируется вместе с обретением смысла жизни, под его влиянием и оказывает обратное влияние на него.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.