Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 7. Мы затронули ряд тем, которые дали вам общее представление о своеобразии искусства иконы






(21.11.96)

Мы затронули ряд тем, которые дали вам общее представление о своеобразии искусства иконы. Я пытался показать вам, что иконы имеют библейские корни, мы пытались с вами проследить культурную традицию античности, которая питала ранне-христианское искусство, и говорили довольно подробно о пространственных построениях в иконописи, о геометрии, о понимании цвета. Таким образом, основные, структурные моменты мы с вами осветили.

Сегодня нашей темой будет ранне-христианская ставрография. Что означает это слово? “Ставрос” - греческое слово, означающее “крест”. Ставрография - изображение креста. Понятно, что ставрография не предполагает ни особого изучения пространства, ни изучения цвета. Для нас представляет интерес происхождение креста как изобразительного мотива - какие формы принимало и принимает это изображение, которое является главным христианским символом.

Какие ученые об этом писали? Это, в первую очередь, Александр Голубцов. Недавно переиздали цикл его лекций по Литургике, изданный в 1918 г. Я очень советую вам этот сборник посмотреть, потому что А.Голубцов был замечательным ученым, и вы получите большую пользу от знакомства с его лекциями. Конечно, о происхождении креста писал о. Павел Флоренский.

Начнем с дохристианской символики. Крест как символ существовал изначально, это общечеловеческий символ. В эпоху раннехристианскую язычники, которые оспаривали христианское почитание креста и смеялись над ним, эти язычники не отрицали его символики. Просто она была другая. Образованные язычники прекрасно знали, что это символ космический. Но христиане видели в кресте не космический символ, хотя крест - хранитель всей Вселенной, и это, конечно, космическое смирение.

Этот символ встречается у индусов, в Вавилоне, в Египте, у этрусков, в античном классическом мире, у северо-американских индейцев и многих других народов. Крест - это простейшая геометрическая форма, поэтому сообразить, что можно сделать такую фигуру, нетрудно было никому. Важно, какие конкретные представления с этой формой связывались у разных народов.

В древней Индии и в Тибете крест имел форму свастики. Свастика была космическим символом, изображала она круговорот природных сил. Иногда ее называют кривой розеткой. Свастика встречается и у классических народов. И, между прочим, встречается она и в римских катакомбах (правда, я знаю только один такой случай).

Другой символ известен у вавилонян и египтян. Это знак в виде креста с кружком < показ изображения>. И такой же знак встречается в том же Египте в изображениях ранне-христианских мучеников. Что это за знак? Это знак Горуса. Горус - сын Ра, а Ра - это в древнем Египте бог солнца. И вот этот кружок - символ солнца в древнем Египте. И вот эти пересекающиеся линии имеют тоже космический, астральный смысл. Это иероглиф, который обозначал жизнь. И этот знак был усвоен египетскими христианами.

Что же касается области представлений финикийских и древнееврейских, то здесь уже символика креста гораздо ближе к христианской. Еврейская буква тау восходит к финикийскому алфавиту и имела также значение космического символа. По словам Голубцова, этот знак у всех народов имел разные варианты, и в космической символике был связан с понятием жизни.

Иногда крест встречается на груди египетских мумий. Крест в круге встречается на могилах этрусков в Италии. Все это было некоторым символическим указанием на вечную жизнь. В Америке этот знак был обнаружен миссионерами на одеждах индейских жрецов. Правда, Голубцов предполагает в этом возможное влияние христианства.

Когда христианские апологеты были вынуждены защищать символ креста перед своими языческими оппонентами, то они указывали на многообразие крестовидных форм в природе и в бытовых явлениях жизни. Для язычников же главным было не космическое содержание знака креста, а то, что крест являлся орудием позорной казни, и это их всегда смущало.

Теперь переходим непосредственно к христианской символике креста, а вместе с тем и Распятия.

Самое раннее христианское изображение креста найдено в Пальмире (Сирия) и датируется апрелем 134 г. по Р.Х. Этот крест имеет форму такую < показ изображения>.

Такое изображение креста обнаружено в надписи, весьма известной среди специалистов, которая звучит так: “Тому, имя Которого благословенно в вечности. Сделано [...? ], сыном [Неси? ], сыном [Сайды], сыном [Барока] ради благословения ему и его детям в месяце нисане года 447”. Это надгробный памятник иудео-христианского происхождения, принадлежащий христианам из евреев. Крест здесь изображен дважды: после надписи, затем в нижней строке - перед датой. Начертание креста и его расположение вызвало полемику среди ученых: не является ли этот знак просто лишь знаком пунктуации, а не символом креста? Но возобладало мнение, что пунктуация здесь не при чем. Могу адресовать вас к статье на эту тему в словаре христианской археологии и литургики Каброля, т. 3, часть2, Париж 1914 г. Этот словарь на французском языке.

Примерно в это же время, в середине II в., мы встречаем изображение креста в римских катакомбах - в катакомбе Люцины, в латинской надписи, которая означает “Руфине [почившей] - мир”. Это крест простейшей формы, нам с вами хорошо знакомый.

Впервые встречаемый крест в Пальмирской надписи имеет название андреевского креста (в России) или же бургундского креста (на Западе).

Восьмиконечный, так называемый греческий крест - не единственный во второй половине II в. В катакомбе Домитиллы мы его встречаем, и затем в катакомбе Прискиллы мы встречаем надписи с такими же крестами. В катакомбе Прискиллы довольно своеобразная монограмма, которая представляет интерес с точки зрения учения о Троице. Здесь изображен тройной крест. Возможно предположение, не отражает ли такое своеобразное начертание креста учения о Троице. Но это гипотеза.

Раньше, чем в середине II в., мы изображений христианского креста не знаем.

В III в. число изображений креста растет. Опять же в катакомбах Домитиллы встречается довольно своеобразное надгробие с надписью “Виктория” (это латинское имя). В этой надписи изображено древо, явно символизирующее древо жизни. Вот такое древо - елочкой. Крест с удлиненной нижней ветвью называется латинским крестом. Это тот самый латинский “крыж”, который русские люди в XVII в. считали явной ересью. Нужно сказать, что латинское имя Виктория написано греческими буквами, также как и предыдущая надпись “Руфине - мир”. Это объясняется влиянием греческой культуры, глубоко вошедшей в недра латинской жизни. Я уже объяснял, что само слово “катакомба” наполовину латинское, наполовину греческое.

Так вот, древо жизни и крест сопоставлены в этой надписи, таким образом здесь зафиксирована исконная связь этих понятий в христианской жизни.

В III в. мы уже видим разные начертания креста, весьма разнообразные. Во-первых, мы видим крест в виде греческой буквы t - тау (впервые он появляется во II в., в катакомбе Каллисты). Это финикийско-еврейская буква, и, как вы знаете, предполагается, что Христос был распят на кресте именно такой формы. Поэтому такая форма креста из двух брусьев без перекрещивания является распространенным знаком в ранне-христианское время, и этой букве придавалось особенное мистическое значение в еврейском алфавите. Об этом говорит послание Псевдо-Варнавы (“В одной букве t ты имеешь крест”), об этом говорит Тертуллиан (“греческая буква t, а наша латинская t - есть образ креста”). Языческие писатели тоже знали, что это образ креста. Например, у сатирика Лукиана Самосатского есть произведение под названием “Процесс букв”. Там изображается такая сцена, когда на букву t поднимается общее негодование среди прочих букв - потому, что ее формой воспользовались тираны для устройства крестов.

Голубцов говорит, что для усвоения этой буквы кресту Христову немало содействовали и воспоминания о мистическом знаке t, который по велению Иеговы должен был изобразить пророк Иезекииль на челе жителей Иерусалима. “И сказал Господь ему: пройди посреди града Иерусалима, и изобрази t на лицах мужей стенящих и болезнующих о всех беззакониях, совершающихся....”

В связи с этим хочу обратить ваше внимание и на то, что христиане первых веков крестились не как мы с вами, а делали крестное знамение на лбу. Об этом нам известно из житий мучеников. Вполне возможно, что это крестное знамение было в виде знака t, потому что об этом сказано у пророка Иезекииля (Гл. 9, стих 4). Об этой символике говорят и Псевдо-Варнава, и Климент Александрийский. Мистическое значение этой буквы находили и в других местах Библии. В частности, видели крест в сказании о том, как Авраам совершил обрезание 318 мужей своего дома - заключение завета с Богом выразилось в наложении на них знака, который в своем цифровом обозначении, по мнению некоторых пророков, пророчествовал о кресте. Варнава объясняет, что цифра 318 состоит из трех букв. Цифра 10 - “йота”, цифра 8 - “ита”, а цифра 3 - крест.

Понятно, что в таком же значении распространяется буква t и в катакомбах. Далее мы встречаем разные усложненные формы крестного знамения. Во II в. уже известна та же самая t, но вот с таким прибавлением. Это r - ро - вторая буква имени Христа. Здесь, видимо, имеет место некоторое иносказание.

Затем в катакомбах появляются изображения Христа в виде якоря, причем по сторонам якоря изображаются рыбки. В частности, в катакомбах Прискиллы изображается якорь, который имеет очень большое значение для русской ставрографии, потому что известная форма креста с полумесяцем внизу есть не что иное, как стилизованное изображение якоря. Такой крест - в виде якоря - существовал с III в. и по крайней мере до XVII в. Истолкование символики такого креста известно нам как символ спасения, символ корабля у св. Мартина Турского.

Далее нарастает число самых разнообразных форм креста, которые представляют собой монограммы имени Спасителя. < изображение примеров>

Затем появляется изображение, в котором андреевский крест пересекается вдоль, и здесь изображаются такие маленькие якоря. < показ изображения>

Или вот изображение с альфой и омегой - a и w.

Далее показываются различные усложненные изображения с крестом и буквой r.

Суть в том, что для ранних христиан было несомненно, что в священном имени Спасителя заключается тайна Его страдания и тайна Искупления. Поэтому они и стремились открыть эту тайну в начертании первых букв Его святого имени. Мы видим, как велика и глубока была вера ранних христиан, которые во всем, что было связано со Спасителем, видели Его подлинную святость.

Некоторые из этих форм имеют точную датировку. Скажем такой знак < показ изображения> точно датирован 355 г. - это уже IV в.

Несколько слов надо сказать и о распространении изображений самого Распятия. Когда появляются распятия?

Если сам знак креста прослеживается, как мы видим, до первой трети II в., т. е. эпохи апостольских мужей, то дошедшие до нас памятники распятия относятся к несколько более позднему времени. Из них самое древнее - середины II в. - представляет собой карикатуру на христиан. Это граффити - выцарапанное изображение - в раскопках Палатинского дворца в Риме. Эта находка была сделана в 1856 г. знаменитым археологом Гаруччи. Там на кресте в форме буквы t изображен человек с ослиной головой. А рядом, по левую сторону креста изображен человек с поднятой рукой, как бы молящийся. Под этой карикатурой надпись: “Алексамен молится Богу”. Надпись найдена в помещении для прислуги. Очевидно, среди прислуги был какой-то христианин, по имени Алексамен, и один из его товарищей, быть может, застав его за молитвой, нарисовал эту карикатуру. Почему же там изображен распятый человек с ослиной головой? Среди язычников распространилось мнение (это зафиксировано и у Тацита), что христиане особенно почитают осла. Якобы осел вывел из пустыни евреев, отсюда это почитание и взялось. По всей вероятности этот карикатурист видел изображения распятия, но переделал их на свой лад. Вряд ли он сам сочинил такое изображение, гораздо естественнее предположить, что это карикатурная перерисовка каких-то распятий, которые до нас с вами не дошли.

Древнейшее сохранившееся распятие - это небольшая сердоликовая гемма из Газы (Сирия), которая датируется II -III вв. Она находится в Британском музее. Описание этой геммы вы можете найти в той же самое статье “Croix et crucifixes” в том же самом словаре Каброля, о котором я вам уже рассказал. Итак, посмотрим на воспроизведение этой геммы. Это совершенно исключительный, замечательный памятник, который показывает, что в III, и даже во II в. распятие изображалось совершенно так же, как оно будет изображаться через много столетий на византийских иконах. Фигура Христа здесь изогнута дугой, а по сторонам ее две маленькие фигурки - мужская и женская. Ясно, что это Матерь Божия и любимый ученик Спасителя - Иоанн Богослов. Но в отличие от византийских распятий они как бы поменялись местами: женская фигурка поставлена справа от зрителя (у нас она обычно слева). И что еще здесь замечательно - Христос изображен с нимбом, и от нимба исходят три луча. Эти три луча напоминают нам кресчатые нимбы на византийских и русских иконах Спасителя. Надо сказать, что достойный автор статьи, на которую я ссылаюсь, видимо, совершенно не знает православной иконографии, потому что там написано, что это якобы не что иное, как гностическое изображение, которое автор относит к секте [васеридиан? ] - почему, так и не ясно. На обороте этой геммы греческая надпись, которая до сих пор не прочитана. Совершенно ясно, что никакого отношения к гностицизму это изображение иметь не может, это православное изображение, которое возводит иконографию распятия к ранне-христианским временам. Характерно, что г. Газа находится поблизости от Палестины, и там, конечно, сохранялись воспоминания о евангельских событиях в наиболее точной традиции. {Некоторые преподаватели, принимающие экзамен, тем не менее придерживаются той точки зрения, что это изображение не христианское, поэтому не плохо было бы знать, что иконография Распятья появляется в 5веке и восходит к сиро-палестинской традиции}

Известны другие геммы с изображением распятого Христа и разбойников - тоже III в.

Характерно, что в римских катакомбах нет ни одного изображения Распятия.

Следует отметить, что в ранне-христианском искусстве IV-V вв. широко распространяется изображение креста, соединенное с агнцем. Прежде всего, это изображения скульптурные, но были и живописные. Например, Павлин [Ноланский? ], описывая христианскую базилику, приводит такое изображение: “под крестом, окрашенным в кровавый цвет, стоит Христос-Агнец в образе белоснежного агнца, да невинная жертва принесется несправедливой смерти.”

Изображение агнца становится одним из самых распространенных ранне-христианских изображений. Во многих изображениях агнец представлен лежащим на жертвеннике. Известно изображение агнца с проколотым боком, из которого струится кровь. Здесь Агнец полностью заменяет образ Христа, изображается с ранами Христа. Бывает изображение креста с агнцем на вершине. Бывает и так, что посреди креста - медальон (кружок), и в этом кружке - агнец, на пересечении ветвей креста. Известно знаменитое изображение на саркофаге [...], где Агнец жезлом касается корзины с хлебами, Агнец ударяет копытцем с скалу, Агнец принимает крещение, совершает исцеления и т. д. Здесь уже символика креста теряет свое значение и вытесняется символом Агнца. Это IV в.

Дальнейшая история креста не так разнообразна, как в ранне-христианское время. В VI-VII вв. распространяется изображение расцветшего креста. Крест соединяется с образом расцветшего древа. В более позднее время такой крест был очень популярен в Древней Руси.

Известны изображения VI-VII вв., где в середине креста изображается лик Спасителя.

Восьмиконечный крест появляется в VII в. В частности, такой крест известен в византийской рукописи, находящейся в Венской библиотеке. Около.... года св. Анастасий Синаит написал сочинение против..... И вот, борясь с сектантами, Анастасий Синаит приводил в тексте изображение распятия, и заклинал переписчиков передавать это изображение в непреложном, неприкосновенном виде. Таким образом происходит канонизация определенных иконографических типов. Все разнообразие ранне-христианской ставрографии постепенно забывается, отступает на задний план. Интерес к буквенным начертаниям исчезает в более позднее время, для Средневековья он совершенно не характерен. Эти формы полностью вытесняются более поздними изображениями, включая расцветший крест, о котором я только что упомянул.

Можно добавить, что изображение креста упоминается в споре между православными и католиками в 1054 г., когда одно из обвинений против греков состояло в том, что они изображают Христа в виде человека, близкого к смерти. Это сочинение кардинала [Гумберта? ], который проклял Михаила Керуллария. На это Михаил Керулларий ответил довольно интересно, но, может быть, не очень понятно для современного восприятия: “Вы упрекаете нас в том, что мы..............” Т. е. греки в XI в. считали, что изображение умирающего Спасителя есть естественное, реалистическое изображение, а латиняне считали, что этим унижается образ Спасителя. Более того, в сочинении кардинала Гумберта сказано, что греки делают распятия наподобие антихристова - на это Керулларий уже ничего не отвечал.

Само изображение Распятия, расположение креста на Голгофе представляло большой интерес для византийских богословов. В частности, Патриарх Герман, известный апологет иконопочитания, писал, что крест был поставлен таким образом, что Христос был обращен лицом к Западу, а руки Его - к северу и югу. Т. е. крест на Голгофе, по мнению Патриарха Германа, стоял так, как он стоит в православных храмах.

Некоторые весьма удачные цитаты из ранних апологетов приводит о. Павел Флоренский. Например, из Оригена:

“Поперечные перекладины корабельной мачты и оконечности парусов носят на себе фигуру нашего Христа. Также и птицы, когда они..... летят, раскрывши крылья, подражают крестной форме. Сами трофеи и знаки победы при триумфах есть украшенные кресты, которые мы должны иметь не только на своих лицах, но и в душах наших” (таким образом, Ориген подтверждает, что крестным знамением осенялось только лицо).

Амвросий Медиоланский:

Цитату воспроизвести невозможно ввиду резкого ухудшения записи. Далее о. Александр приводит еще несколько святоотеческих цитат о кресте из работы о. Павла Флоренского. См. Богословские труды, т. 17.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.