Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды таможенных пошлин и их характеристика






В соответствии с Законом РФ О «таможенном тарифе» таможенная пошлина – обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации.[1] Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела – Федеральную таможенную службу. Ставки таможенных пошлин в Таможенном союзе ЕврАзЭС определяются в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании» и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин. С 1 июля 2010 года вступил в силу новый Таможенный кодекс Таможенного союза трёх государств: России, Белоруссии и Казахстана. Единый таможенный тариф Таможенного союза утверждён решением Совета ЕЭК № 54 от 16.07.2012.[2]

В финансовой науке под пошлиной понимают вид обязательных платежей публичного права, которые граждане и организации уплачивают государственным органам за совершение юридически значимых действий и оформление соответствующих документов.[3]

Тенденция диверсификации пошлин, появления новых видов пошлин то брала верх, то уступала противоположной тенденции, когда пошлины укрупнялись и происходила их консолидация. Так произошло, например, в СССР в 1930 г., когда из значительного количества пошлин, существовавших в 1920-е годы (статистических, канцелярских, судебных, документальных, за выдачу и визирование загранпаспортов, за патенты и изобретения и т.д.), многие были упразднены, а оставшиеся объединены в единую государственную пошлину.[4]

В 1990-2000-е годы в Российской Федерации также происходила трансформация отдельных видов обязательных платежей в разновидности единой государственной пошлины. Видами государственной пошлины стали такие ранее существовавшие налоги и сборы, как налог на операции с ценными бумагами, различного рода лицензионные и регистрационные сборы, гербовый сбор, пробирный сбор, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и др.[5]

Нередко понятия пошлины и сбора используются как равнозначные (гербовые пошлины и гербовые сборы, статистические пошлины и статистические сборы, консульские пошлины и консульские сборы, нотариальные пошлины и нотариальные сборы и т.д.). При этом, не устанавливая формальных различий между пошлинами и сборами, финансовое законодательство может уточнять, что пошлинный характер имеют сборы, уплачиваемые за оказание государственными и муниципальными органами (в ряде случаев иными субъектами публичной власти) публичных услуг, совершение юридически значимых действий, выдачу официальных документов и т.д. Так, в действующем в Российской Федерации налоговом законодательстве пошлины и сборы не различаются, а государственная пошлина определяется как сбор, взимаемый с установленных лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий.[6]

Особое место пошлины занимают в механизме регулирования внешней торговли. Таможенно-тарифный метод такого регулирования предполагает использование таможенной пошлины, которая представляет собой вид таможенного платежа, сочетающего черты косвенного налога и пошлины. Таможенная пошлина определяется как обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Таможенные пошлины могут быть ввозными (импортными) и вывозными (экспортными), в зависимости от того, какой товар ими облагается – ввозимый или вывозимый с таможенной территории. Транзитные (провозные) пошлины в настоящее время практически нигде не применяются, за исключением небольшого числа развивающихся стран.

Ввозные пошлины выполняют фискальную и регулятивную функции. Они содействуют оптимизации товарной структуры импорта, поддержанию рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов, защите национальной экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции и т.д.

Вывозные пошлины могут применяться в фискальных целях, для выравнивания низких внутренних цен и более высоких цен на внешнем рынке, с целью сохранения национальных ресурсов (в этом случае с помощью экспортной пошлины может быть сокращен до известного предела вывоз того или иного товара). Мировая торговая практика ограничивает случаи применения вывозных пошлин.

Таможенная пошлина является эффективным инструментом торговой политики. В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть базовыми (ими облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с данной страной предоставлен режим наибольшего благоприятствования), преференциальными (эти ставки представляют собой разновидность льготных ставок таможенной пошлины, предоставляемых отдельным странам или группам стран, например развивающимся и наименее развитым) и максимальными (по ним рассчитываются таможенные пошлины на товары, происходящие из государств, в отношении которых данная страна не предоставила ни режима наибольшего благоприятствования, ни преференциального режима).[7]

В таможенных союзах таможенно-тарифное регулирование передается с национального уровня на уровень таможенного союза, и на всей территории таможенного союза действует единый таможенный тариф. Так, с образованием в 2010 г. Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества и вхождением в него Российской Федерации таможенная пошлина на товары, ввозимые на территорию Таможенного союза ЕврАзЭС, рассчитывается по ставкам, содержащимся в Едином таможенном тарифе, принимаемым Евразийской экономической комиссией.[8]

При ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию государств Таможенного союза от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются:

- транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжение, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) этих транспортных средств;

- продукция морского промысла судов государств Сторон, а также судов, арендованных юридическими лицами и физическими лицами государств Сторон;

- товары, ввозимые для официального или личного пользования представителями третьих стран, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных договоров государств Сторон или их законодательства;

- валюта государств Сторон, валюта третьих стран (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательством государств Сторон;

- товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;

- товары, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также в благотворительных целях по линии третьих стран, международных организаций, правительств, в том числе для оказания технической помощи (содействия);

- товары, ввозимые в рамках таможенных режимов, установленных правовыми актами в области таможенного регулирования и предусматривающих освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами;

- товары, ввозимые физическими лицами, за исключением запрещенных к ввозу, не предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, в соответствии с правовыми актами в области таможенного регулирования;

- товары, подлежащие обращению в собственность государств Сторон, в случаях, предусмотренных их законодательством.[9]

Экспортные пошлины, взимаемые с товаров при их вывозе за границу, используются в современной мировой торговой практике крайне редко. Эти пошлины могут применяться в фискальных целях, для выравнивания низких внутренних цен и более высоких цен на внешнем рынке, с целью сохранения национальных ресурсов (в этом случае с помощью экспортной пошлины может быть сокращен до определенного предела вывоз того или иного товара). Экспортные пошлины часто применяют развивающиеся страны, которые обладают монополией в области производства или сбыта какого-либо товара.

В Европейском Сообществе с самого начала была предусмотрена возможность введения отчислений за вывоз, с тем чтобы приостановить опустошение рынка в том случае, если мировые цены окажутся значительно выше внутренних цен, регулируемых органами ЕС. В законодательстве ЕС содержатся положения об экспортных пошлинах и равнозначных отчислениях, взимание которых является частью экспортной процедуры, однако в настоящее время экспортные пошлины в ЕС не применяются.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

- фискальную, которая относится к импортным и экспортным пошлинам, поскольку они направляются в доходную часть федерального бюджета;

- протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

- балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.[10]

Фискальные цели вообще преследуются при проведении любым государством своей таможенной политики. Уплачиваемые декларантами таможенным органам таможенные платежи (таможенные пошлины, НДС, акцизы, таможенные сборы и др.) являются важным источником государственных доходов. Об этом свидетельствуют ежегодные бюджетные задания по сбору доходов в виде таможенной пошлины и иных таможенных платежей.

К настоящему времени фискальная функция таможенно-тарифного регулирования в экономически развитых странах в значительной степени утратила свое значение. Доля таможенных пошлин в доходах их бюджетов невелика и продолжает сокращаться в соответствии с договоренностями, достигнутыми в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

В РФ фискальное значение таможенно-тарифного регулирования выше, однако и здесь наблюдается четко выраженная тенденция к снижению доли взимаемых таможенных пошлин. Тем не менее, государство заинтересовано в этих доходах, причем в прогнозируемых доходах, по возможности мало подверженных негативным инфляционным воздействиям.[11]

Что касается защитной функции, в разные периоды истории государственная экономическая политика склонялась то в сторону свободы торговли, то в сторону протекционизма, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. Однако абсолютно открытой экономики, в процессе функционирования которой без ограничений происходило бы движение товаров, труда, технологий и капиталов через национальные границы, не имело и не имеет ни одно государство.[12]

Балансировочная функция осуществляется на основании имеющихся данных о мировых ценах в рамках международной торговли. Под мировыми ценами понимаются экспортные цены основных поставщиков конкретного товара и импортные цены в важнейших центрах импорта этого товара. Следует отметить, что мировая цена представляет денежное выражение интернациональной стоимости товаров, она определяется конъюнктурой мирового рынка, спросом и предложением на мировом рынке, колебанием валютных курсов, изменением политической обстановки, кроме того, на мировые цены большое влияние оказывает государство, осуществляющее регулирование путем субсидирования, квотирования, лицензирования импорта и экспорта.[13]

Более низкий уровень интернациональной стоимости объясняется в основном следующими моментами: в поставках на мировой рынок участвуют, как правило, наиболее эффективные производители отдельных стран; конкуренция на мировом рынке острее; осуществляя продажу продукции на внешний рынок, производители (поставщики) могут расширить рынок сбыта, что ведет к увеличению масштабов реализации и соответственно к уменьшению издержек. Именно наличие подобной зависимости между объемом реализации и издержками производства является объективной основой широкого распространения в мировой торговой практике скидок. Относительно низкий уровень стоимостной основы мирового рынка в свою очередь служит материальной основой, как правило, более низкого, по сравнению с внутренними рынками уровня цен.[14]

Адвалорные таможенные пошлины начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 5 или 10 % от таможенной стоимости). В этом случае величина таможенной пошлины определяется по следующей формуле:

ТПа =ТСТ х СТПа /100 (1)*, (1)

где ТПа – величина таможенной пошлины, исчисленная по адвалорной ставке;

ТСТ – таможенная стоимость товара;

СТПа – ставка таможенной пошлины адвалорная (в % к таможенной стоимости товара).

Специфические таможенные пошлины исчисляются по формуле:

ТПс= КТ х СТПс х ОКе (или ОКвк) (2),

где 111с – величина таможенной пошлины, исчисленной по специфической ставке;

КТ – количество товара (в тонная, литрах, кубометрах, штуках и т.д.);

СТПс – ставка таможенной пошлины специфическая (в евро за единицу товара, например, 10 евро за одну пару обуви);

ОКе – официальный курс евро к рублю, установленный ЦБ России на дату принятия таможенной декларации;

ОКвк – официальный курс валюты контракта к рублю, установленный ЦБ России(курс валюты, в которой заявлена таможенная стоимость товара).[15]

Комбинированные таможенные пошлины сочетают оба названных вида таможенного обложения, т.е. включающих в себя как стоимостные, так и количественные показатели перемещаемых товаров. При этом в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения, либо путем сложения полученных величин (например, 20 % от таможенной стоимости товара, но не менее 10 евро за 1 кг, 30 % от таможенной стоимости иномарки, но не менее 4-х евро за 1 куб. см объема двигателя, комбинированная ставка для одежды из меховой овчины – 20 % таможенной стоимости, но не менее 30 евро за 1 штуку).[16]

Исчисление величины таможенной пошлины по комбинированным ставкам осуществляется в три этапа. На первом этапе производится расчет величины таможенной пошлины по адвалорной ставке по формуле (1). На втором этапе величина таможенной пошлины исчисляется по специфической ставке по формуле (2). На третьем этапе сопоставляются результаты исчисления таможенной пошлины, полученные на первых двух этапах. Причем последовательность расчета не имеет принципиального значения. Вначале можно осуществить расчет по специфической ставке, затем по адвалорной. Сравниваются между собой величины 111а и 111с. Наибольшая из этих двух величин и принимается в качестве таможенной пошлины, подлежащей уплате.

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении ими товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка, независимо от вариации цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20 % цены товара, то при цене товара 200 евро доходы бюджета составят 40 евро. При увеличении цены товара до 300 евро доходы бюджета возрастут до 60 евро, при падении цены товара до 100 евро доходы бюджета сократятся до 20 евро. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20 %.[17]

Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают определение таможенной стоимости товара, являющейся налогооблагаемой базой при исчислении пошлины. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием различных факторов как экономических (обменный курс, процентная ставка и др.) и административных (таможенное регулирование), применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что создает почву для возможных злоупотреблений.[18]

Специфические пошлины, как правило, применяют к стандартизированным товарам и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в их применении и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты рынка с помощью специфической пошлины сильно зависит от колебаний цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 евро за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля, ценой в 10 тыс. евро, поскольку составляет 10 % его цены, чем автомобиля, ценой 12 тыс. евро, поскольку составляет только 8, 3 % его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты отечественных производителей.[19]

По характеру таможенные пошлины могут классифицироваться, как:

1. сезонные пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли сельскохозяйственной продукции. Обычно срок их действия может составлять шесть месяцев в году.

2. особые виды пошлин, которые устанавливаются на определенное время в соответствии со ст. 8-10 Закона «О таможенном тарифе” с целью защиты экономических интересов страны в отношении ввозимых товаров. К ним относятся:

- специальные пошлины, применяемые в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих ущерб или угрожающих его нанести отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия других государств или их союзов, ущемляющие интересы Российской Федерации;

- антидемпинговые пошлины, которые применяются в случаях ввоза на таможенную территорию России товаров по цене, более низкой, чем их номинальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ;

- компенсационные пошлины, применяемые в случаях ввоза на таможенную территорию России товаров, производство или вывоз которых прямо или косвенно использовались государственные субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров, или препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.[20]

Антидемпинговые меры относятся к числу часто применяемых во многих странах мира и к мерам тарифного регулирования внешнеторговой деятельности путем установления общих принципов применения антидемпинговых мер, прямо вытекающих из их предназначения. Так, антидемпинговая мера может быть применена к какому-либо товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного федеральным органом исполнительной власти, определенным Правительством РФ, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию РФ причиняет или угрожает причинить материальный ущерб отрасли российской экономики.[21]

Таможенные пошлины классифицируются по происхождению, как:

- автономные пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

- конвенционные (договорные) пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения. Например, Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ/ВТО) 1947 года;

- преференциальные (льготные) пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которыми облагаются товары на основе многосторонних соглашений из развивающихся стран. Цель – поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.[22]

Россия, как и многие другие страны, предоставляет тарифные преференции товарам из развивающихся и наименее развитых стран.

По типам ставок таможенные пошлины классифицируются как:

- постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств; подавляющее большинство стран мира использует тарифы с постоянными ставками;

- переменные – таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий); такие тарифы используются редко, например, в странах Западной Европы в рамках единой сельскохозяйственной политики.[23]

По способу вычисления таможенные пошлины классифицируются как:

- номинальные тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе, они дают самые общие представления об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;

- эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленный с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.[24]

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.