Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая подсудность






Иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК РФ).

При этом место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа (ч. 2 ст. 54 ГК РФ).

Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20 ГК РФ).

2. Подсудность по выбору истца (альтернативная подсудность) (ст. 36 АПК РФ)

Иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по выбору истца. Право такого выбора для заявителя предусмотрено законодательством в следующих случаях:

1. Иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в Российской Федерации.

2. Иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов Российской Федерации, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков.

3. Иск к ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранного государства, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения на территории Российской Федерации имущества ответчика.

4. Иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту исполнения договора.

5. Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лицаили его филиала, представительства.

6. Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасения на море могут предъявляться в арбитражный суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна ответчика либо по месту причинения убытков.

Территориальная подсудность применима только в случаях рассмотрения арбитражного дела в одном из арбитражных судов субъектов РФ.

Выбор между арбитражными судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу. Арбитражный суд не вправе отказать в этом выборе истцу. В случае непринятия арбитражным судом такого иска действия суда могут быть обжалованы в установленном порядке.

3. Договорная подсудность (ст. 37 АПК РФ)

Подсудность, установленная ст. ст. 35 и 36 АПК РФ, может быть изменена по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству.

4. Исключительная подсудность (ст. 38 АПК РФ)

В случаях, прямо предусмотренных законодательством, суд, которому надлежит рассматривать данный иск, изначально определяется АПК РФ и не может быть изменен по соглашению сторон. Такой способ определения территориальной подсудности имеет место в следующих случаях:

1. Иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.

2. Иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты предъявляются в арбитражный суд по месту их государственной регистрации.

3. Иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика.

4. Заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника.

5. Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества.

6. Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

7. Заявления по спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства,

подаются в арбитражный суд по месту государственной регистрации на территории Российской Федерации организации-ответчика.

8. Заявления по спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства и не имеющими государственной регистрации на территории Российской Федерации, подаются в Арбитражный суд Московской области.

9. Заявления об оспаривании решения третейского суда и о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подаются в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого принято решение третейского суда.

10. Заявление о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений подается стороной, в пользу которой состоялось решение иностранного суда, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства должника неизвестно, по месту нахождения имущества должника.

11. Встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в арбитражный суд по месту рассмотрения первоначального иска.

Дело, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому арбитражному суду.

 

Тема: Виды судопроизводств в арбитражном суде первой инстанции

После определения подведомственности и подсудности спора необходимо выбрать порядок обращения в суд.

Порядок обращения в арбитражный суд и особенности рассмотрения дела зависят от вида судопроизводства. Вид судопроизводства – это совокупность особенностей возбуждения, рассмотрения и разрешения определенных групп дел в арбитражных судах первой инстанции.

Современное арбитражное процессуальное законодательство в отличие от прежнего АПК РФ содержит более подробную классификацию видов производства:

1) исковое производство;

2) производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений;

3) особое производство;

4) производство по делам о несостоятельности (банкротстве);

5) упрощенное производство;

6) иные производства.

Нормы искового производства устанавливают наиболее общие правила арбитражного процесса, тогда как неисковые производства содержат специальные нормы, устанавливающие особенности рассмотрения отдельных категорий дел разделы III и IV АПК РФ) по сравнению с исковыми делами.

В правовом регулировании неисковых видов судопроизводства используется определенный юридический прием, а именно в законе установлено, что дела неискового производства, но с учетом особенных правил, отражающих специфику производства по этим делам.

 

В 2014 году в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен законопроект, предполагающий появление в АПК РФ по аналогии с ГПК РФ приказного производства. Предполагается, что в порядке приказного производства должны рассматриваться дела, в которых:

- требования вытекают из неисполнения или ненадлежащего исполнения договора и основаны на представленных взыскателем документах, устанавливающих денежные обязательства, которые должником признаются, но не исполняются, если цена заявленных требований не превышает для юридических лиц триста тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей сто тысяч рублей;

- требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, если цена заявленного требования не превышает для юридических лиц триста тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей сто тысяч рублей;

- заявлено требование о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает сто тысяч рублей[8].

 

Исковое производство

Основным видом производства при осуществлении правосудия в сфере экономической деятельности является исковое производство. В порядке искового производства арбитражные суды рассматривают возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (раздел II АПК РФ). Исковые дела – двусторонние, по которым есть спор о праве и стороны до обращения в суд занимают равное правовое положение.

В соответствии со ст. 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Сам по себе характер гражданского правоотношения является категорией оценочной, поскольку многие законодательные акты той или иной отрасли права нередко содержат правовые нормы, регулирующие отношения различной отраслевой принадлежности. В связи с этим было бы правильным понимать под спорами, возникающими из гражданских правоотношений, частноправовые споры в широком смысле, в том числе возникающие из земельных, природоохранных и других правоотношений[9].

В структуре рассмотренных дел арбитражными судами субъектов РФ основную часть составляют дела, вытекающие из экономических споров и других гражданских правоотношений, в 2014 году – 978, 6 тыс. или почти 70% (68, 7%) от общего количества рассмотренных дел, в 2013 году - 815, 5 тыс. (65, 4%).

По экономическим спорам, вытекающим из гражданских правоотношений, в статистической отчетности показатели АС СРФ выделяются как по видам договоров, так и по формам неисполнения обязательств: - о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам в 2014 году – 802, 3 тыс., или 57, 4 % (в 2013 году- 657 тыс. или 54, 0 %) в общей структуре дел; - о заключении, изменении и расторжении договоров, о признании договоров недействительными в 2014 году суммарно составляют 1, 7 % в структуре дел, в 2013 году – 2, 0 %.

Преобладают договоры купли-продажи: в 2014 году – 339 тыс. или 24, 2 %, в 2013 году - 272, 4 тыс., или 22, 3 %). Также значительную долю составляют споры по договорным обязательствам: поставки 11, 7 % (10, 7 %), энергоснабжения 11% (9, 9 %); договоры аренды 4, 7 % (4, 5 %); подряда 6, 4 % (5, 9 %);. страхования 9, 4 % (9, 0 %); возмездного оказания услуг 8, 2 % (7, 6 %)[10].

К основным чертам, характеризующим сущность искового про­изводства в арбитражном процессе, можно отнести:

Ø направленность на рассмотрение и разрешение спора о субъективном праве и законном интересе лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Наличие спора о праве предполагает конфликтную ситуацию между сторонами, одна из которых тем или иным образом препятствует другой в осуществлении законных прав либо нарушает эти права;

Ø равенство субъектов спора, т. е. сторон искового производства, поскольку в материальном смысле гражданские правоотношения, из которых возникает спор, основаны на юридическом равенстве сторон. Муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления в исковом производстве участвуют также как равноправные субъекты гражданского оборота;

Ø средством и способом защиты субъективных прав и законных интересов в случае их нарушения или угрозы нарушения является иск. Соответственно наличествуют и исковые средства защиты права: отказ от иска, признание иска, встречный иск;

Ø деятельность суда в исковом производстве осуществляется в целях защиты субъективного права и законного интереса спо­собами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ, а именно: путем признания права, присуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков, взыскания неустойки, компенсации, морального вреда, прекращения или изменения правоотношения и др.

Иск – это требование, предъявляемое истцом в судебном (гражданско-правовом, арбитражно-правовом, третейском) порядке, и вытекающее из принадлежащего истцу права в силу договора или по иным основаниям, предусмотренным в законе.

Формой объективизации иска служит процессуальный документ – исковое заявление.

Иск является структурно сложным правовым образованием, в связи с чем законодательство позволяет выделить в нем ряд элементов. Под эле­ментами иска понимаются его внутренние части, отражающие структуру иска. Общепризнано выделение двух элементов иска: предмета и основания иска.

Под предметом иска понимается определенное требование истца к ответчику, например о признании решения общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью недействительным.

Право определения предмета иска принадлежит только истцу, который, например, по спору из гражданских правоотношений должен сам выбрать надлежащий способ защиты гражданских прав: признание права, присуждение к исполнению обязанностей в натуре, возмещение убытков, взыскание неустойки и т. д. в соответствии со ст. 12 ГК РФ.

Под основанием иска понимаются обстоятельства, из которых вытекает право требования истца, на которых истец их основывает.

Основание иска также можно подразделить на фактическое и правовое. Фактическое основание иска – это совокупность юридических фактов, а правовое – указание на конкретную норму права, на которых основывается требование истца (или совокупность норм).

Элементы иска являются главным критерием при определении тож­дества исков, поскольку тождество исков определяется совпадением предмета, основания и сторон иска. Если не совпадают стороны, предмет или основание иска, например, появляются новые юридические факты в основании иска, то, соответственно, нельзя говорить о тождестве исков и истец вправе вновь обращаться с иском в суд.

Предмет и основание иска определяют границы предмета доказывания, пределы судебного разбирательства. Право на их изменение принадлежит только истцу.

Содержание иска – определенное действие суда, о совершении которого просит истец, обращаясь за защитой своих нарушенных или оспоренных прав и законных интересов.

Различают следующие виды исков:

v по процессуально-правовому признаку:

- иски о признании требований истца (когда требование истца направлено на признание наличия или отсутствия спорного материально-правового отношения между ним и ответчиком). Например, иск о признании права собственности на недвижимость, иск о признании неподлежащим исполнению документа, по которому взыскание проводилось в бесспорном порядке). В исках о признании истец не требует совершения каких-либо действий в отношении ответчика. Решение по искам о признании не нуждается в принудительном исполнении. Защита права осуществляется непосредственно самим решением.

- иски о присуждении – иски, направленные на понуждение ответчика к совершению каких-либо действий в пользу истца либо воздержанию от действий, нарушающих права истца. Например, иск о взыскании денежных сумм, о возмещении убытков.

- преобразовательные иски – иски, направленные на прекращение, изменение и возникновение спорного материального правового отношения, существующего между истцом и ответчиком. Например, иск о ликвидации юридического лица, иск об изменении условий договора или иск о расторжении договора.

v по материально-правовому признаку различают иски по отраслям и институтам права (гражданскому, административному, налоговому, земельному и иных отраслей);

v по характеру защищаемого интереса:

- личные иски, направленные на защиту собственных субъективных прав и законных интересов лица, которое обращается за защитой. Например, иски, возникающие из обязательственных отношений кредитора и должника;

- иски в защиту публичных интересов направлены на защиту имущественных интересов государства, либо общества в целом. Например, иск прокурора о признании сделки приватизации недействительной в интересах государства;

- иски в защиту прав других лиц, которые могут предъявлять прокурор и соответствующие органы, когда интересы государства и имущественные интересы государственных предприятий совпадают;

- производные (косвенные) иски направлены на защиту интересов лиц, которые обращаются в суд, но не прямо, а опосредованно или косвенно. Примерами производных исков могут служить иски по спорам между акционером и акционерным обществом, вытекающим из деятельности этого общества.

- иски в защиту неопределенного круга лиц (групповые иски) имеют своей целью защиту интересов большого круга лиц, персональный состав которых на момент возбуждения дела определить невозможно. Примером группового иска является обращение в суд прокурора о признании нормативного правового акта недействующим.

Исходя из того, что иск в арбитражном процессе представляет собой единое понятие, имеющее две стороны – материальную и процессуальную, право на иск также является комплексным образованием и включает в себя право на предъявление иска (право на обращение в суд) и право на удовлетворение иска (принудительное осуществление гражданского права через суд). Оба этих правомочия тесно связаны между собой и выступают в единстве. Если у истца имеется право на предъявление иска и право на удовлетворение иска, то суд выносит решение в его пользу, которое может быть исполнено, т.е. нарушенное или оспариваемое право получит защиту в арбитражном суде.

Возникновение у заинтересованного лица права на предъявление иска обусловлено следующими обстоятельствами:

1) арбитражная процессуальная правосубъектность;

2) подведомственность дел арбитражному суду.

Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что у лица отсутствует право на удовлетворение иска, например, из-за недоказанности обстоятельств дела, либо по причине пропуска срока исковой давности без наличия на то уважительных причин, суд вправе отказать в удовлетворении иска.

 

Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений

Прежде всего, следует отметить, что Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ, введенный в действие с 15 сентября 2015 года, не внес каких-либо изменений в процедуру рассмотрения арбитражными судами дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

1) об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;

2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;

3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Как видно, круг рассматриваемых дел является открытым и не ограничивается их перечислением в АПК РФ.

Так, арбитражные суды рассматривают экономические споры по требованиям:

§ о возврате налогоплательщикам и налоговым агентам из-лишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней (гл. 12 НК РФ), о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов, которым предоставлено право взыскания в безакцептном (бесспорном) порядке, а также исполнительных документов (постановлений) о взыскании налога за счет имущества организации-налогоплательщика или налогового агента (ст. 47 НК РФ);

§ об аннулировании лицензий (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; п. 3 ст. 20 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»);

§ об обратном взыскании неосновательно взысканных соответствующими органами штрафов, пеней и иных санкций, исполнительного сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

В статистике рассмотрения дел арбитражными судами экономические споры и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений в 2014 году составили 279 тыс. дел, за исключением 134 тыс. дел, связанных с применением законодательства об административных правонарушениях, то есть 19, 6%, в 2013 году – 283 тыс. (без дел об административных правонарушениях) или 20, 3%.

В 2014 году взыскано с организаций и граждан обязательных платежей и финансовых санкций, если не предусмотрен иной порядок их взыскания по 69, 4 тыс. дел 5 млрд. рублей., что составляет только 46% от суммы заявленных требований, то есть около 80 тыс. на одно удовлетворенное требование), из них дела по заявлениям органов Пенсионного фонда Российской Федерации составляют 89 %, взыскано (4 млрд. 462 млн. руб.).

В 2014 году рассмотрено 1, 3 тыс. дел оспаривании нормативных правовых актов (в 2013 г. – 1, 4 тыс.). По результатам рассмотрения судами признаны недействующими 335, 234 из которых были приняты органами местного самоуправления и 64 – государственными органами субъектов Российской Федерации[11].

Правовая природа дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, заключается в том, что при их рассмотрении арбитражный суд разрешает спор о праве, который возникает между юридическим лицом, гражданином-предпринимателем, с одной стороны, и органами, наделенными властными полномочиями, - с другой, что свидетельствует о юридическом неравенстве спорящих сторон. Споры по данной категории, закрепленные в ст. 27, 29 АПК РФ, носят экономический характер, так как возникают в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности организаций, являющихся юридическими лицами, и граждан, имеющих статус индивидуальных предпринимателей.

Материально-правовым отличием такого спора является то, что этот спор идет между участниками публичного и частного интересов. Однако неравенство участников в материально-правовом отношении не влияет на эффективность защиты их прав в арбитражных судах в силу независимости суда, состязательности процесса, процессуального равноправия сторон. К исключениям из правил искового производства для рассматриваемой категории дел относится запрет на участие в судебном разбирательстве арбитражных заседателей, а также возможность истребования по инициативе суда доказательств от государственных и иных органов в случае их непредставления (ч. 6 ст. 200; ч. 5 ст. 210; ч. 5 ст. 215 АПК РФ).

К числу особенностей рассмотрения дел, возникающих на административных и иных публичных правоотношений, АПК РФ относит особенности распределения бремени доказывания (ст. 189). Так, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акт, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

Законодатель по таким категориям дел предусмотрел возможность примирения сторон, если федеральный закон не ограничивает такую возможность (ст. 190 АПК РФ).

Общей особенностью рассматриваемой категории дел является подача в арбитражный суд не искового заявления, а заявления.

Стороны спора в делах административного судопроизводства занимают положение, аналогичное положению истца и ответчика, и в соответствии с этим пользуются как материальными, так и процессуальными правами и несут обязанности соответствующей стороны, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Установлены короткие сроки апелляционного обжалования судебных актов по таким делам: 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения (ч. 2 ст. 208 АПК РФ). Общей особенностью административного судопроизводства является право суда признать обязательной явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и в случае неявки – подвергнуть их судебному штрафу (ч. 3 ст. 194; ч. 3 ст. 200; ч. 4 ст. 205; ч. 3 ст. 210: ч. 3 ст. 215 АПК РФ).

Заявления по делам, возникающим из публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ. Исключения составляют заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, которые подаются по месту нахождения или месту жительства заявителя, а не органа, принявшего решение (ч. 1 ст. 208 АПК РФ).

Для дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, заключение мировых соглашений в целом нехарактерно.

Закон № 186-ФЗ установил, что ВС РФ может пересматривать решения (ч. 4.1 ст. 206, ч. 5.1 ст. 211 АПК РФ):

· административного органа,

· арбитражных судов по делам о привлечении к административной ответственности,

· арбитражных судов по результатам рассмотрения ими жалоб и протестов.

В АПК РФ отсутствуют указания на конкретную Судебную коллегию Верховного Суда РФ, которая выполняет функции «второй кассации» по административным делам. Эти дела, в том числе по налоговым и иным спорам, вытекающим из публичных правоотношений, обжалуются во второй кассации в Судебную коллегию по делам об административных правонарушениях. Этот вывод можно сделать из ст. 206 и 211 АПК РФ. Там сказано, что порядок обжалования устанавливается КоАП РФ. В свою очередь в КоАП РФ появилась ссылка на административную коллегию (ч. 2 ст. 24.3.1 КоАП РФ).

Изменение подведомственности

Новшества затронули также некоторые вопросы подведомственности. Изменения коснулись рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов и кадастровой стоимости.

Подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов

Изменена редакция п. 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ, относившего к компетенции арбитражных судов дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере экономической деятельности. Теперь эти споры разрешают суды общей юрисдикции. Суд по интеллектуальным правам продолжает принимать решения по таким делам в пределах своей компетенции. Соответствующие изменения внесены в ряд других федеральных законов.

Глава 23 АПК РФ в прежней редакции была посвящена рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов. Первоначально эту главу планировалось исключить в связи с изъятием у арбитражных судов обязанности рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов. Но Суд по интеллектуальным правам продолжает разрешать споры в своей сфере, и данная глава сохранилась под названием «Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов Судом по интеллектуальным правам». В этом суде разрешаются споры в области исключительных прав (в сфере патентных прав, прав на селекционные достижения, топологии, секреты производства и др.).

Суд по интеллектуальным правам по первой инстанции рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав, а также споры о правах на (п. 1 ч. 4 ст. 34 АПК РФ):

· селекционные достижения,

· топологии интегральных микросхем,

· секреты производства (ноу-хау),

· средства индивидуализации,

· использование результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

Напомним, что в прежней редакции п. 1 ч. 4 ст. 34 АПК РФ говорилось обо всех результатах интеллектуальной деятельности. Таким образом, из компетенции Суда по интеллектуальным правам изъяты, в частности, дела в области прав на произведения. Примечательно, что ВАС РФ с этим был не согласен.

Решения Суда по интеллектуальным правам, по делам об оспаривании нормативных правовых актов теперь направляются в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения – издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации (ст. 196 АПК РФ). Журнал «Вестник ВАС», в котором публиковались постановления Президиума ВАС РФ и решения судов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, в АПК РФ больше не упоминается.

Кстати, госпошлина по делам об оспаривании нормативных правовых актов установлена в размере 3000 руб. Прежде в зависимости от категории спора нормативные правовые акты могли быть оспорены в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде. Для подачи заявления в суд общей юрисдикции компания должна была заплатить пошлину в размере 3000 руб. (подп. 6 п. 1 ст. 333.19 НК РФ), а в арбитражный суд – 2000 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Поскольку дела об оспаривании нормативных правовых актов переданы в суды общей юрисдикции, изменился и размер госпошлины для компаний. Более того, уже с 2015 г. пошлина возрастет до 4500 руб. (Федеральный закон от 21.07.2014 № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

Если нормативный правовой акт оспаривается в Суде по интеллектуальным правам, который входит в систему арбитражных судов, пошлину надо оплачивать, как и раньше, в размере 2000 руб.

 

Подведомственность споров об оспаривании кадастровой стоимости

Стоит отметить, что не так давно были внесены изменения еще и в ГПК РФ (см. ст. 6 Федерального закона от 04.06.2014 № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами»). Они коснулись рассмотрения дел о кадастровой стоимости. Ранее такие дела рассматривались арбитражными судами. С 6 августа 2014 г. к исключительной компетенции областных судов в качестве первой инстанции отнесены и споры об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

 

Упрощенное производство

Рассмотрение дел в упрощенном порядке является весьма эффективным и относительно быстрым инструментом судебной защиты. Такой порядок позволяет сторонам разрешить спор удаленно, с минимальными издержками и без потери времени на поездки в суд. Это также отличный способ снизить нагрузку на судебный корпус, избавляющий судей от необходимости включать в свое расписание незначительные, не требующие длительной подготовки дела, и позволяющий сосредоточить свое внимание на более сложных и ответственных разбирательствах в рамках общего порядка рассмотрения дел.

Упрощенное производство – это новый вид производства в арбитражном процессе, ранее не известный арбитражному процессуальному законодательству, новый институт арбитражного процессуального права. Однако его появление вызвано объективными причинами и всей историей развития как арбитражного процессуального, так и гражданского процессуального права.

Цель введения упрощенного производства – прежде всего процессуальная экономия средств и времени как арбитражного суда, так и участников арбитражного судопроизводства. Однако при рассмотрении дел в порядке упрощенного производства должны выполняться все задачи арбитражного судопроизводства, указанные в ст.2 АПК РФ, а также соблюдаться основные принципы арбитражного процесса. Не следует рассматривать введение упрощенного производства как отход от принципов равноправия сторон, диспозитивности и состязательности, так как в законе установлены соответствующие гарантии, позволяющие перевести рассмотрение арбитражного дела из упрощенного порядка в обычный режим искового производства. Законодателем лишь признается, что не во всех случаях арбитражному суду необходимо проводить дорогостоящую развернутую процедуру рассмотрения арбитражного дела.

В упрощенном порядке в 2014 году арбитражными судами рассмотрено 40% арбитражных дел - почти 565 тыс. дел. Доля упрощенного порядка несколько различается по категориям дел - по экономическим спорам из гражданских правоотношений – 39%, из административных правоотношений и иных публичных правоотношений – 47%, о привлечении к административной ответственности – 32%, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности – около 39%. Дела по требованиям, основанным на совершенном нотариусом простом векселе в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта при цене заявленных требований для юридических лиц до 300 тыс. рублей составила всего 122 дела, а для индивидуальных предпринимателей до 100 тыс. рублей – 44[12].

По своей природе упрощенное производство в арбитражном процессе близко к институту выдачи судебного приказа в гражданском процессе. Цели введения приказного производства в гражданском процессе и упрощенного производства в арбитражном процессе являются едиными, есть и иные схожие черты указанных институтов. Несмотря на это, исследуемые институты существенно отличаются друг от друга:

Приказное производство:

Ø Рассмотрение дела осуществляется без судебного разбирательства (ч.1 ст.121 ГПК РФ).

Ø Заканчивается вынесением судом судебного приказа (ст.121 ГПК РФ).

Ø Выдаваемый судебный приказ одновременно является исполнительным документом (ч.2. ст.121 ГПК РФ).

Ø Вынесенный судебный приказ по заявлению должника может быть отменен вынесшим его судьей (ст.129 ГПК РФ).

Упрощенное производство:

Ø Рассмотрение дела производится по общим правилам искового производства, за некоторыми изъятиями (ч.1 ст.228 АПК РФ).

Ø Заканчивается вынесением арбитражным судом решения (ст.229 АПК РФ).

Ø Вынесенное решение должно соответствовать гл.20 АПК РФ.

Ø Исполнение решения, вынесенного в упрощенном производстве, производится по общим правилам.

Ø Обжалование и отмена решения, вынесенного в упрощенном производстве, производится в общем порядке (ч.4 ст.229 АПК РФ).

Рассмотрение дел данной категории регулируется гл. 29 АПК РФ. В случае, если требования истца носят бесспорный характер, признаются ответчиком или иск заявлен на незначительную сумму, дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Дело рассматривается в порядке упрощенного производства по ходатайству истца при отсутствии возражений ответчика или по предложению арбитражного суда при согласии сторон.

В порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены дела (ст. 227 АПК РФ):

1. В порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела:

1) по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц триста тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей сто тысяч рублей;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если в соответствующих ненормативном правовом акте, решении содержится требование об уплате денежных средств или предусмотрено взыскание денежных средств либо обращение взыскания на иное имущество заявителя при условии, что указанные акты, решения оспариваются заявителем в части требования об уплате денежных средств или взыскания денежных средств либо обращения взыскания на иное имущество заявителя и при этом оспариваемая заявителем сумма не превышает сто тысяч рублей;

3) о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, максимальный размер которого не превышает сто тысяч рублей;

4) об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, размер которого не превышает сто тысяч рублей;

5) о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает сто тысяч рублей.

2. В порядке упрощенного производства независимо от цены иска подлежат рассмотрению дела:

1) по искам, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору;

2) по требованиям, основанным на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта.

3. По ходатайству истца при согласии ответчика или по инициативе суда при согласии сторон в порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены также иные дела, если не имеется обстоятельств, указанных в части 5 настоящей статьи.

4. Не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства дела по корпоративным спорам, дела о защите прав и законных интересов группы лиц.

Эти дела рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления в арбитражный суд (ст. 226 АПК РФ).

В порядке упрощенного производства дело может быть рассмотрено при наличии одного из условий, если:

Ø требования истца имеют бесспорный характер;

Ø истцом заявлен иск на незначительную сумму.

Каждое из перечисленных условий имеет самостоятельное значение, т.е. применяется независимо от наличия других условий.

Бесспорными следует считать требования, признанные ответчиком. Признание ответчиком требований могут подтверждать, в частности, документы, представленные истцом.

Дело рассматривается в порядке упрощенного производства по ходатайству истца при отсутствии возражений ответчика или по предложению арбитражного суда при согласии сторон. Если дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства по ходатайству истца, то при наличии оснований, указанных в ст. 226-228 АПК РФ, оно может быть рассмотрено в этом порядке и тогда, когда ответчик не направил в арбитражный суд ни возражений, ни согласия на рассмотрение дела по этой процедуре.

Если предложение о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства инициировано арбитражным судом, дело может быть рассмотрено по этой процедуре при отсутствии возражений сторон в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.

В определении о принятии искового заявления к производству арбитражный суд указывает на возможность рассмотрения дела в порядке упрощенного производства и устанавливает срок, который не может быть менее 15 дней, для представления сторонами возражений в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, а также для представления отзыва на заявленные требования или других доказательств.

При рассмотрении дел данной категории судебное заседание проводится без вызова сторон. Судом исследуются только письменные доказательства, а также отзыв, объяснения по существу заявленных требований, представленные в письменной форме: другие документы.

Предварительное судебное заседание не проводится.

Если в ходе рассмотрения дела удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, либо если суд пришел к выводу, что:

1) порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны;

2) необходимо провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;

3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц;

4) рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективности правосудия, в том числе в случае признания судом необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, то арбитражный суд выносит определение о рассмотрении этого дела по общим правилам искового производства, установленным АПК РФ.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства подлежит немедленному исполнению. Вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия или со дня принятия постановления судом апелляционной инстанции (в случае его обжалования).

Копия решения направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий 10 дней со дня его принятия, в арбитражный суд апелляционной инстанции (ст. 229 АПК РФ).

 

Особое производство

В особом производстве объектом судебной защиты является не спорное субъективное право, а охраняемый законом интерес одного субъекта права. В порядке особого производства арбитражный суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (гл. 27 АПК РФ).

В судебной статистике дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в 2014 году составили всего 0, 1 % или менее 1, 5 тыс. дел (в 2013 году - 1, 8 тыс., или также 0, 1%)[13].

Глава 27 АПК РФ помещена в раздел IV «Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел» и посвящена одному из случаев рассмотрения дела в порядке особого производства, достаточно полно регламентированного ГПК РФ.

Однако сам этот термин «особое производство» в гл. 27 АПК РФ отсутствует, что вызывало недоумение у судей арбитражных судов еще в первые месяцы вступления этого акта в действие. В частности, высказывались мнения о том, что в ст. 217 АПК РФ акцент сделан на том, что эти дела должны рассматриваться по правилам искового производства. Не­которые даже полагали, что в тексте данной нормы (ст. 217 АПК РФ) имеется опечатка, так как, по их мнению, арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как это указано в ст. 30 АПК РФ.

Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с особенностями, предусмотренными в гл. 27 АПК РФ.

Согласно ст. 217 АПК РФ производство по делам об уста­новлении фактов, имеющих юридическое значение, возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

В случае, если при рассмотрении дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве, арбитражный суд оставляет заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, без рассмотрения, о чем выносит определение. В определении заявителю и другим заинтересованным истцам разъясняется их право разре­шить спор в порядке искового производства.

Арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд компетентен рассматривать дела об установлении:

- факта владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным;

- факта государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте;

- факта принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивиду­альному предпринимателю, если наименование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предприни­мателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении;

- других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 218 АПК РФ).

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.

Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя, за исключением заявлений об установлении фактов владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом и других фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество, которые подаются в арбитражный суд по месту нахождения недвижимого имущества.

Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, должно соответствовать требованиям, предусмотрен-ч. 1, п. 1, 2 и 10 ч. 2 ст. 125 АПК РФ, и содержать:

- факт, об установлении которого ходатайствует заявитель;

- нормы закона, предусматривающего, что данный факт рождает юридические последствия в сфере предпринимательской к иной экономической деятельности;

- обоснование необходимости установления данного факта;

- доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих доказательств или восстановления ратных документов.

К нему прилагаются документы, предусмотренные ст. 126 АПК РФ.

Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судьей единолично в судебном заседании с участием заявителя и других заинтересованных лиц.

К их рассмотрению не могут привлекаться арбитражные заседатели.

При подготовке дела к судебному разбирательству судья определяет круг заинтересованных по делу лиц, права которых может затронуть решение об установлении факта, имеющего юридическое значение, извещает этих лиц о производстве по делу, рассматривает вопрос о привлечении их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания.

При рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд в судебном заседании проверяет:

- не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта;

- имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы;

- порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности;

- не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта;

- не возник ли спор о праве.

Если в ходе судебного разбирательства по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, выяснится, что возник спор о праве, арбитражный суд оставляет заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, без рассмотрения, о чем выносит определение.

В определении заявителю и другим заинтересованным лицам разъясняется их право разрешить спор в порядке искового производства.

Решение по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 АПК РФ.

При удовлетворении судом заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, в резолютивной части решения указывается на наличие факта, имеющего юридическое значение, и излагается установленный факт.

Решение арбитражного суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, является основанием для регистрации такого факта или оформления прав, которые возникают в связи с установленным фактом, соответствующими органами и не заменяет собой документы, выдаваемые этими органами.

 

Производство по делам о несостоятельности (банкротстве)

Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 ФЗ " О несостоятельности (банкротстве)").

Рассмотрено более 26 тыс. (26, 3 тыс.) дел о несостоятельности (банкротстве), составляющие менее 2% в структуре общего числа арбитражных дел, в 2013 году – 23, 7 тыс., или также менее 2 %[14].

Основным предназначением процессуальной части законодательства о банкротстве является установление в судебном процессе факта банкротства (несостоятельности) участника экономического оборота, влекущего особые условия его дальнейшего функционирования. В связи с этим правомерным представляется вывод о равной составляющей (не по объему норм, а по их значению) в институте банкротства материального и процессуального начал, их равноправии и взаимопроникновении. Поэтому неправильно в данном случае представлять процессуальные нормы вспомогательными по отношению к материальным: без них институт банкротства являлся бы только декларацией, пожеланием, не обеспеченным реальным механизмом функционирования.

Ввиду того, что банкротство - институт, реализуемый только через судебный процесс, главенствующую роль в системе банкротства играет суд, рассматривающий дела о банкротстве.

Нормы АПК РФ составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру. Нормы законов о несостоятельности (банкротстве) носят особенный характер и применяются арбитражными судами в дополнение к нормам АПК РФ с учетом специфики этих дел. Арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, руководствуется прежде всего АПК РФ (например, исследуя доказательства, проводя судебное разбирательство или вынося судебный акт), применяя в случаях, предусмотренных указанным законом, содержащиеся в нем особенные процессуальные нормы, присущие только этим делам и имеющие целью учет специфики банкротства как института материального и процессуального права (например, при подготовке дела к судебному разбирательству или проведении процедур банкротства).

В ходе разбирательства дела арбитражный суд, руководствуясь прежде всего нормами АПК РФ с применением особых процессуальных норм, установленных законодательством о банкротстве, производит собственно рассмотрение дела. Именно разбирательство наиболее близко обычному арбитражному процессу и состоит из вышеперечисленных подстадий: возбуждения дела, подготовки дела, судебного разбирательства и вынесения судебного акта, который может быть оспорен в вышестоящих процессуальных инстанциях. Главной задачей разбирательства является принятие законного и обоснованного судебного акта, являющегося основой урегулирования имущественного конфликта, но не завершающего разрешение конфликта.

Процедуры банкротства можно сравнить с исполнительным производством. Таким образом, основной задачей процедур банкротства является практическая реализация судебного акта, принятого арбитражным судом, с целью окончательного разрешения конфликта. На стадии процедур банкротства арбитражный суд выполняет и судебные, и контрольно-надзорные, а также руководящие функции. Контроль суда осуществляется путем рассмотрения по правилам, установленным АПК РФ для судебного разбирательства, жалоб и заявлении лиц, участвующих в деле; руководящая роль - в утверждении результатов, в том числе промежуточных, процедур банкротства, продлении их сроков, освобождении и назначении арбитражных управляющих и т.п.

Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) регулируется

Ø главой 28 АПК РФ,

Ø гл. III Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ " О несостоятельности (банкротстве)".

Согласно ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено статьей 17 АПК РФ, устанавливающей перечень дел для коллегиального рассмотрения. К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.

Определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня их вынесения.

С заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться:

1. должник,

2. кредиторы и

3. иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства) (федеральный закон относит к ним конкурсных кредиторов и уполномоченные органы).

По делам о несостоятельности (банкротстве) может быть заключено мировое соглашение в соответствии с федеральным законом, а также допускаются иные примирительные процедуры, предусмотренные гл. 15 Кодекса и другими федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В соответствии со ст. 33 АПК РФ и ст. 6, 33 ФЗ " О несостоятельности (банкротстве)" дела о банкротстве подведомственны только арбитражному суду независимо от того, кто является участником правоотношений - юридическое лицо или гражданин. Поскольку дела о банкротстве отнесены к делам специальной подведомственности арбитражных судов, они не могут быть рассмотрены судами общей юрисдикции. Одновременно эти дела отнесены и к исключительной компетенции арбитражных судов, поэтому участники правоотношений не могут передать дело о банкротстве на рассмотрение третейского суда (п. 3 ст. 33 Закона).

Подсудность дел о банкротстве является исключительной: заявление о признании должника банкротом может быть подано только в арбитражный суд по месту нахождения должника (ст. 38 АПК РФ и ст. 33 Закона).

Поскольку дела о банкротстве не относятся к делам искового производства, его участниками не могут быть третьи лица, заявляющие и не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, заявители по таким делам не могут изменять основание или предмет своих требований, увеличивать или уменьшать размер требований. Требование о признании должника банкротом не может быть объединено с исковым и иным требованием (например, о взыскании долга или об оспаривании акта). В то же время кредиторы могут объединить свои требования о признании должника банкротом (п. 5 ст. 39 ФЗ), например, если размер требований каждого из них к должнику не достигает минимальных величин. Существует в делах о банкротстве и аналогичный отказу от иска институт, имеющий свои особенности: отказ должника или кредитора-заявителя от требований о признании должника банкротом может быть принят арбитражным судом только в случае, если все кредиторы должника поддержат этот отказ (п. 1 ст. 57 ФЗ).

Срок рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве в соответствии со ст. 51 ФЗ составляет 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом. Как видим, этот срок увеличен по сравнению с общим сроком рассмотрения арбитражными судами исков (3 месяца, в том числе 2 - на подготовку плюс 1 - на разбирательство). Следует отметить, что 7-месячный срок не включает срок на проведение процедур банкротства, за исключением наблюдения.

Представительство в делах о банкротстве осуществляется по общим правилам, установленным АПК РФ, при этом имеет одну особенность: в доверенности представителя должны быть специально оговорены его полномочия на ведение именно дела о банкротстве (п. 1 ст. 36 Закона).

Судебное разбирательство арбитражного суда по делу о банкротстве производится по правилам, установленным АПК РФ (гл. 19), без каких-либо особенностей.

Ст. 52 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что по результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

Ø решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

Ø решение об отказе в признании должника банкротом;

Ø определение о введении финансового оздоровления;

Ø определение о введении внешнего управления;

Ø определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

Ø определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

Ø определение об утверждении мирового соглашения.

Вышеперечисленные судебные акты подлежат немедленному исполнению, если иное не установлено федеральным законом.

Особенности банкротства физических лиц

С 1 июля 2015 года в отношении физических лиц и индивидуальных предпринимателей введена процедура банкротства, похожая на применяемую к юридическим лицам: с использованием финансовых управляющих, созывом собрания кредиторов и т.д. Граждане-должники должны будут подавать заявление в суд о признании их банкротами. В каких случаях будет возникать такая обязанность и какие последствия наступят после банкротства, рассмотрим в статье.

Положения о банкротстве граждан распространяются и на ИП, но с учетом особенностей. Например, предприниматель-банкрот не может в течение пяти лет вести бизнес, а его имущество распродается как имущество юридических лиц.

Попытаться обанкротить гражданина могут конкурсные кредиторы и уполномоченные органы (например, ФНС). К конкурсным относятся кредиторы по большинству денежных обязательств, причем не только организации, но и граждане, включая ИП. Также заявление о банкротстве вправе подать сам гражданин. В отдельных случаях он обязан это сделать.

Некоторым должникам банкротство поможет освободиться от долгов, а кредиторам - вернуть деньги за счет продажи имущества гражданина. Однако при применении новых правил могут возникать трудности, поэтому, прежде чем заявлять о банкротстве, нужно оценить риски и преимущества такой процедуры. Кредиторы могут столкнуться со следующими сложностями:

- возникновение временных и финансовых затрат;

- отсутствие или недостаточность имущества гражданина для погашения всех долгов;

- освобождение гражданина от долгов в случае признания его банкротом (за некоторыми исключениями);

- наличие у залоговых кредиторов приоритетных прав на средства, вырученные от продажи предмета залога (как правило, недвижимости).

Участие в процедуре банкротства гражданина может принести кредиторам и пользу:

- расходы на взыскание долгов снижаются (например, не требуется обращаться к коллекторам);

- банк вправе признать задолженность безнадежной, если гражданин признан банкротом;

- банкротство гражданина дает шанс вернуть хотя бы часть денег (в том числе в рассрочку).

Для того чтобы кредитор подал заявление о банкротстве гражданина, требуется наличие совокупности условий:

а) задолженность составляет 500 тыс. руб. и более. Ее величина определяется без учета неустоек, штрафов и других финансовых санкций;

б) уплата задолженности просрочена минимум на три месяца;

в) задолженность подтверждена вступившим в силу решением суда. Без такого постановления заявление кредитора будет оставлено без движения.

Из-за последнего условия кредиторам может потребоваться больше времени, чтобы обратиться в суд с заявлением о банкротстве гражданина. Возможно, придется ожидать не только решение суда первой инстанции, но и постановление апелляции.

В некоторых случаях получать решение суда не потребуется, например, по банковским кредитам, нотариально удостоверенным сделкам, обязательным платежам, а также по долгам, которые подтверждены документально и признаны, но не уплачены.

Если соблюдены все перечисленные условия, а гражданин является неплатежеспособным, суд признает заявление обоснованным. Среди признаков неплатежеспособности можно выделить следующие: лицо перестало платить по долгам, срок погашения которых наступил; размер задолженности превышает стоимость имущества; нет имущества, которое можно продать для уплаты долгов. Гражданин не признается неплатежеспособным, если ожидается скорое поступление денег, с помощью которых он погасит долг полностью.

Подавать заявление о банкротстве гражданина нужно в арбитражный суд по месту жительства этого лица.

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, какие документы подтверждают место жительства. К ним относятся документы о регистрации по месту жительства или выписка из ЕГРИП. Если место жительства неизвестно или оно находится за границей, нужно обращаться в арбитражный суд по последнему месту регистрации в России.

Во-первых, для обращения в суд кредитору потребуются следующие документы:

- заявление о признании гражданина банкротом. В нем нужно указать наименование и адрес СРО, из состава участников которой должен быть назначен финансовый управляющий. Пленум Верховного Суда РФ подчеркнул, что кредитор не может выбрать управляющего. Если все-таки такое лицо названо, но при этом нет данных о СРО, заявление останется без движения. Когда указаны и те, и другие сведения, арбитражный суд примет заявление и сам запросит у СРО кандидатуру финансового управляющего;

- копия вступившего в силу судебного решения, которое подтверждает долг гражданина. Без этого документа заявление также остается без движения. Следует иметь в виду, что в некоторых случаях решение суда не нужно;

- выписка из ЕГРИП или другой документ, который подтверждает наличие (отсутствие) у гражданина статуса ИП. Эти документы нужно получить не ранее чем за пять рабочих дней до подачи заявления;

- квитанция об уплате госпошлины. По делам о банкротстве граждан она составляет 6 тыс. руб.

Во-вторых, в депозит арбитражного суда кредитор должен внести 10 тыс. руб. для выплаты вознаграждения финансовому управляющему. Сумму используют, только если для выплаты не хватит денег в конкурсной массе. Пленум ВС РФ разъяснил, когда кредитор вправе компенсировать такие расходы. Это возможно, если после использования внесенных кредитором средств у должника обнаружится имущество, которого достаточно для выплаты вознаграждения финансовому управляющему. В таком случае кредитор получает возмещение из конкурсной массы.

Если все документы в порядке, деньги внесены в депозит суда и доказана неплатежеспособность гражданина, арбитражный суд признает заявление обоснованным и вводит реструктуризацию долгов. Это решение принимается не раньше чем чере






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.