Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 7. Защита прав потребителя






План

1. Суверенитет покупателя.

2. Консьюмеризм и его эволюция.

3. Международно признанные права потребителя.

4. Законодательство Республики Беларусь о защите прав потребителей.

 

1. Суверенитет покупателя

Благосостояние общества является преимущественно результатом совпадения интересов покупателей и продавцов, которое проявляется в добровольном и конкурентном обмене. Маркетологи выделяют четыре положения, на которых базируется рыночная экономика:

· Индивиды стремятся к вознаграждению. Корысть толкает людей на труд и достижение результата. Это стремление является двигателем роста и определяет общее благосостояние.

· Индивид сам выбирает вознаграждение, которое зависит от вкусов, культуры, ценностей и т. д. Система рыночных отношений предполагает разнообразие вкусов и предпочтений.

· Индивиды и предприятия могут достигнуть своих целей наилучшим образом посредством свободного и конкурентного обмена. Обмен может быть свободным тогда, когда приносит эффект двум сторонам, а злоупотребления рыночной властью со стороны продавцов ограничены.

· В основе механизмов рыночной экономики находится принцип суверенитета потребителя. Моральную основу этого принципа составляет положение, что индивиды сами отвечают за свои действия и могут сами решать, что для них предпочтительнее.

Суверенитет покупателя опирается на теорию индивидуального выбора (индивид сам себе выбирает вознаграждение) и означает, что покупатель независим в принятии решения о покупке. Его права на то, что покупать, у кого, где и когда неотъемлемы и должны охраняться государством, которое законодательно определяет ответственность производителя за причиненный ущерб и специальные требования относительно состава, использования и утилизации продукта.

Одним из основных принципов рыночной экономики является принцип невмешательства государства в экономику, что предполагает свободную конкуренцию и никем не ограниченный выбор товаров потребителями.

В области экономической этики существует несколько концепций взаимоотношения личности и общества:

· Утилитаризм;

· Справедливость и честность;

· Личные права.

Концепция утилитаризма признает основной целью не интересы отдельной личности, а достижение наилучших результатов для большинства людей, для общества. Согласно данной концепции моральная оценка последствий поступков определяется на основе двух критериев:

· Увеличения общего благосостояния общества;

· Эффективности использования средств для достижения данного благополучия.

Данный подход широко использовался в социалистической системе хозяйствования, когда интересы общества преобладали над интересами личности и не позволяли более полно раскрывать творческие ее способности.

Справедливость и честность в обществе предполагает справедливое распределение результатов деятельности. Под справедливостью понимается распределение результатов деятельности и прибыли между членами общества по труду, если нет очевидных и оправданных причин для неравных отношений. Правила справедливого и честного отношения формируются обществом в виде норм поведения (правовых, культурных, семейных и т. д.) и методов возмещения убытков.

Любой человек имеет определенные личные права, основные из которых закрепляются в Конституции. Однако мораль и этика индивида должны основываться на принципе, что права других превыше собственных прав.

При решении жизненных проблем любой человек соотносит свои достоинства с определенными стандартами поведения:

· Соответствие действующему законодательству;

· Соблюдение культурных норм и кодексов поведения;

· Не нарушение моральных принципов.

2. Консьюмеризм и его эволюция

Консьюмеризм обычно представляют как организованное движение граждан и государственных органов за расширение прав и влияния потребителей на продавцов.

Корни консьюмеризма уходят в глубокую древность. В Библии много говорится о нечестных и безответственных дельцах и этичности их поступков. Как общественное движение в защиту прав потребителей консьюмеризм берет свое начало в США с последующим распространением на другие страны.

Первые выступления потребителей, документально зарегистрированные, произошли в США в 1775 г. в штате Массачусетс. Продавцы испорченных продуктов были приговорены к позорному столбу. С течением времени на проблему защиты прав потребителей стало обращать внимание и государство. В 1890 г. был принят закон Шермана, ограничивающий влияние большого бизнеса на сдерживание конкуренции.

В истории бизнес испытал три волны консьюмеризма. Первая волна, как массовое явление, движение в защиту прав потребителей получило свое развитие в начале ХХ века. Причиной послужило повышение цен. Изначально внимание потребителей было сконцентрировано только на сфере продуктов питания, включая их производство и реализацию.

Вторая волна выступлений потребителей наблюдалась в середине 30-х годов и была вызвана повышением потребительских цен в период Великой депрессии и очередным скандалом в фармацевтической сфере. В ответ на выступления в США принимается ряд законов, которые должны были оградить потребителя от явных злоупотреблений в сфере обращения. Так, в 1938 г. принимается поправка к Закону о Федеральной торговой комиссии, которая предусматривала судебное преследование нечестной и обманной торговой практики, особенно рекламы. В 1936 г. создается Союз потребителей, независимый от государства и от бизнеса, финансируемый самими участниками.

В 60-е гг. прошлого века обостряется проблема качества жизни. Это обусловлено ростом технологических новшеств в материальном производстве, постоянным притоком новых товаров на рынок, совершенствованием методов продвижения товаров. Равнодушие политиков к нуждам населения, с одной стороны, и рост организованных протестов общественности, с другой, – привели к резкому подъему активности потребителей в защиту своих прав, которое считается третьей волной консьюмеризма.

Возрождение консьюмеризма в его нынешнем понимании связывают с речью президента США Дж. Кеннеди в 1962 г., в которой он выдвинул идею закона о правах потребителей. 15 марта 1962 г. он представил Конгрессу послание «Специальное сообщение по защите интересов потребителя», в котором были провозглашены фундаментальные права потребителей: право на безопасность, право быть информированным, право выбирать и право быть услышанным. На их реализацию и защиту ориентированы правительства большинства государств мирового сообщества.

Важнейшее положение консьюмеризма – в процессе экономической деятельности права потребителей абсолютны, неприкосновенны и не могут быть переуступлены. Потребители имеют право на гарантию того, что их интересы получат полное понимание при определении государственной политики.

Сегодня консьюмеризм распространился на большинство развитых стран в форме различных союзов, деятельность которых порой играет существенную роль в политике правительств. Он представлен тремя основными субъектами:

1. Союзы и конфедерации потребителей;

2. Государство, действующее посредством законов и механизмов регулирования;

3. Бизнес, действующий через конкуренцию и саморегулирование в интересах потребителей.

Для защиты прав потребителей применяются следующие способы:

· Предупреждение (кодексы поведения, требования по предъявлению информации, подтверждение рекламных заявлений);

· Возмещение ущерба (денежное возмещение, суд или арбитраж, корректировка судебных исков);

· Наказание (изъятие полученной прибыли, штраф, возбуждение судебных исков).

В последние десятилетия все больше о себе заявляет инвайроментализм, который Ф. Котлер определяет как организованное движение заинтересованных граждан и государственных учреждений, направленное на защиту и улучшение среды, в которой живут люди. Инвайроменталисты не выступают против маркетинга и потребления, а борются за улучшение качества жизни, под которым подразумевается не только количество и качество потребительских продуктов, но и качество окружающей среды. Они считают, что заботу об охране окружающей среды должны проявлять не только производители, но и потребители.

 

3. Международно признанные права потребителей

Обобщив устоявшуюся мировую практику в области защиты прав потребителей, генеральная ассамблея ООН в 1985 г. разработала «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей». Этот документ состоит из четырех разделов: цели, общие принципы, руководящие принципы и международное сотрудничество.

Основными целями руководящих принципов являются:

· Содействие странам в борьбе с вредной деловой практикой предпринимательства на национальном и международном уровнях, которая отрицательно сказывается на потребителях;

· Поощрение создания рыночных условий, предоставляющих потребителям большой выбор товаров и услуг при более низких ценах;

· Поощрение высокого уровня этических норм поведения тех, кто связан с производством и распределением товаров и услуг для потребителей.

В разделе «Общие принципы» указывается на необходимость разработки, укрепления и продолжения активной политики защиты интересов всех потребителей стран-участниц с учетом национальных экономических и социальных особенностей. В нем также провозглашены шесть основных потребностей потребителей, которые должны защищаться государствами:

1. Защита потребителей от ущерба их здоровью и безопасности;

2. Содействие развитию и защита экономических интересов потребителей;

3. Доступность информации;

4. Просвещение потребителей;

5. Наличие эффективных процедур рассмотрения претензий потребителей;

6. Свобода создания и деятельности потребительских обществ (групп) по защите прав потребителей.

Руководящие принципы (раздел 3) конкретизируют основные сферы защиты интересов потребителей:

· Физическая безопасность;

· Содействие экономическим интересам потребителей и защита этих интересов;

· Нормы безопасности и качества потребительских товаров и услуг;

· Система распределения основных потребительских товаров и услуг;

· Меры, позволяющие потребителям получить компенсацию;

· Программы просвещения и информирования;

· Меры, касающиеся конкретных областей.

В 1961 году в Нидерландах была зарегистрирована Международная организация потребителей. В настоящее время она объединяет более 180 общественных и государственных организаций, защищающих права потребителей в 72 странах. Под эгидой этой организации отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Государства-участницы признают 8 основных прав потребителей:

1. Право выбора в условиях разнообразия предложения по конкурентным ценам;

2. Право на безопасность товаров;

3. Право на информированность о наиболее важных свойствах товаров, способах продажи, гарантиях и т. д., помогающее потребителям сделать правильный выбор;

4. Право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущерба, связанного с их использованием;

5. Право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов от государственных и общественных органов;

6. Право на получение потребительского просвещения;

7. Право на здоровую окружающую среду, не представляющую угрозы достойной и здоровой жизни нынешнего и грядущего поколений;

8. Право на удовлетворение основных нужд, обеспечивающих выживание.

Право потребителей на информированность означает защиту от жульнической или вводящей в заблуждение информации, рекламы, маркирования и предоставление фактов, необходимых для информационного выбора. Потребитель вправе потребовать у продавца информацию об изготовителе, фирменном наименовании, местонахождении, режиме работы магазина, адрес производителя (продавца). Информация о товарах, предъявляемая потребителю изготовителем, должна содержать обозначения стандартов соответствия, сведения об основных потребительских свойствах, цену и условия приобретения, гарантийный срок, правила и условия эффективного и безопасного использования.

 

4. Законодательство Республики Беларусь о защите прав потребителей

Основным нормативно-правовым актом является Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», который был принят в 1993 г. с последующими изложениями в новой редакции в 2002 г. и в 2008 г.

Основное назначение этого Закона – правовое регулирование отношений, возникающих между потребителями и изготовителями продукции (работ, услуг).

Закон «О защите прав потребителей» является своеобразной «конституцией потребителя». Его основные положения должны быть хорошо известны как потребителям, так и производителям, продавцам, государственным контролирующим органам, общественным объединениям потребителей.

Основные положения Закона «О защите прав потребителей» являются базой для разработки и принятия других законодательных актов, конкретизирующих его положения применительно к отношениям с участием потребителей.

В законе «О защите прав потребителей» (в новой редакции 2008 года) установлены следующие права потребителей:

1. Право на просвещение в области защиты прав потребителей;

2. Право на информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (исполнителях, продавцах, поставщиках);

3. Право на свободный выбор товаров (работ, услуг);

4. Право на надлежащее качество товаров (работ, услуг), в том числе безопасность товаров, надлежащие комплектность и количество товара;

5. Право на возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), в том числе компенсацию морального вреда;

6. Право на государственную защиту своих прав, в том числе на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов;

7. Право на общественную защиту своих прав;

8. Право на создание общественных объединений потребителей.

Право потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством информирования государственными органами, общественными формированиями потребителей, продавцами, исполнителями и изготовителями потребителей о их правах и необходимых действиях по защите этих прав, в том числе посредством включения вопросов по основам потребительских знаний в программы общеобразовательной школы.

Право потребителя на информацию о товарах реализуется через обязанность продавца (поставщика, представителя, исполнителя) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах (работах, услугах), соответствующую установленным законодательством и обычно предъявляемым в розничной торговле, бытовом и иных видах обслуживания потребителей требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

· Наименование товара (работы, услуги);

· Виды и особенности предлагаемых работ (услуг);

· Обозначения нормативного документа, устанавливающего требования к качеству товара (работы, услуги), требованиям которого должен соответствовать товар (работа, услуга);

· Сведения об основных потребительских свойствах товаров (результатов работ, услуг). А в отношении продуктов питания – о составе, пищевой ценности, наличии витаминов и иные показатели, о которых в соответствии с законодательством необходимо информировать потребителя; указание на то, что продукт питания является генетически модифицированным или в нем использованы генетически модифицированные составляющие (компоненты), а также сведения о наличии вредных для здоровья потребителя веществ, о показаниях к применению отдельным возрастным группам, а также о противопоказаниях и показаниях к применению при отдельных видах заболеваний, перечень которых утверждается Правительством Республики Беларусь;

· Цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);

· Гарантийный срок, если он установлен;

· Рекомендации по приготовлению пищевых продуктов, если это требуется из специфики товара (работы, услуги);

· Дату изготовления, срок службы, срок годности и (или) срок хранения товаров (результатов работ);

· Наименование (фирменное наименование), место нахождения (юридический адрес) изготовителя (исполнителя, продавца), а также при наличии импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной изготовителем на устранение недостатков товаров;

· Сведения о сертификации товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации;

· Указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем;

· Количество или комплектность товара (результата работы);

· Штриховой идентификационный код, если этого требует законодательство;

· Указание на использование исполнителями фонограмм при оказании развлекательных услуг;

· Необходимые сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товаров (результатов работ, услуг) и иные сведения, которые в соответствии с законодательством или соответствующими договорами обязательны для предоставления потребителю.

Потребитель имеет право на надлежащее качество товаров, проверку комплектности, веса, меры приобретаемого товара (работы, услуги), на проведение в его присутствии проверки свойств или демонстрации правильного и безопасного использования товара, если это не исключено ввиду характера товара.

Продавец (исполнитель) обязан продемонстрировать работоспособность товара. По требованию потребителя продавец должен предоставить ему необходимые контрольные средства измерений, предусмотренные правилами розничной торговли, документы, подтверждающие качество и безопасность товара (результата работы, услуги), его комплектность.

Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу) надлежащего качества, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Потребитель имеет право на то, чтобы товар был безопасен для жизни, здоровья и окружающей среды при надлежащих условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги), являются обязательными и устанавливаются в соответствии с законодательством.

Реализация товара (выполнение работы, оказание услуги) с недостатками, наличие которых является нарушением обязательных требований по его безопасности, запрещается.

Кроме того, изготовитель (исполнитель, продавец) в течение установленного срока службы или срока годности товара обязан обеспечивать его безопасность. Если же изготовитель не установил на товар срок службы и его реализация допускается, то он обязан обеспечить безопасность товара (результата работы) в течение десяти лет со дня продажи его потребителю.

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

· Замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

· Соразмерного уменьшения покупной цены товара;

· Незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

· Возмещения расходов по устранению недостатков товара.

При наступлении случаев нарушения прав потребителей и отсутствия у него документа, подтверждающего факт приобретения товара, то это является основанием для отказа в удовлетворении его претензий. Для подтверждения факта покупки могут использоваться свидетельские показания, элементы упаковки, на которых имеются отметки, подтверждающие факт приобретения товара у данного продавца.

Государственная защита прав потребителей регламентируется в главе V закона. Она осуществляется уполномоченными на это государственными органами: Министерством торговли, местными исполнительными и распорядительными органами, а также судебными органами.

Практически государственная защита прав потребителей осуществляется уполномоченными по защите прав потребителей, которые были введены в структуры облисполкомов, Минского горисполкома, районных (городских) исполкомов, местных администраций в соответствии с Приказом Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 30.12.1998 г. № 126 «Об утверждении Положения об уполномоченном по защите прав потребителей». Основной задачей деятельности уполномоченного является защита прав и законных интересов потребителей на рынке товаров и услуг.

Для реализации этой задачи уполномоченный выполняет следующие функции:

1. Осуществляет контроль на подведомственной территории за выполнением Закона «О защите прав потребителей», правил торгового, бытового и других видов обслуживания населения;

2. Рассматривает в установленном порядке жалобы, заявления и обращения потребителей, а также консультирует население по вопросам защиты прав потребителей;

3. Организует информирование населения по вопросам защиты их прав;

4. Координирует деятельность всех структурных подразделений исполкома в области защиты прав потребителей и осущетсвляет методическое руководство этой работой;

5. Информирует соответствующие исполкомы и другие заинтересованные органы о выявленных фактах ненадлежащего качества или представляющих опасность для здоровья и окружающей среды товаров (работ, услуг);

6. Анализирует, обобщает и представляет предложения по совершенствованию форм и методов работы по защите прав потребителей;

7. Сотрудничает и взаимодействует с общественными объединениями потребителей района (города).

Потребители имеют право на создание общественных объединений потребителей на добровольной основе. Такие объединения обязаны осуществлять свою деятельность в рамках действующего законодательства, и она должна быть направлена на общественную защиту прав потребителей. В соответствии с этим общественные объединения имеют право:

· Участвовать в разработке нормативных документов, проектов законов и других нормативных правовых актов, регулирующих отношений в области защиты прав потребителей;

· Изучать потребительские свойства товаров, спрос на них;

· Проводить опросы населения для выявления общественного мнения о качестве выпускаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг);

· Участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителя, а также проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг);

· Вносить в республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), соблюдению правил ценообразования, снятию с производства, изъятию из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни и здоровья, потребителя и т.п.;

· Осуществлять информационно-просветительскую деятельность в области защиты прав потребителей;

· Осуществлять общественный контроль над соблюдением прав потребителя;

· Обращаться в суд с иском о защите прав потребителя.

Практически каждый человек имеет жилье (собственную квартиру, дом или государственное жилье) и фактически является потребителем жилищно-коммунальных услуг, обладая при этом определенными правами и обязанности. Для защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в Республике Беларусь был впервые принят Закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» 16 июля 2008 года № 405-3. В соответствии с этим Законом потребитель имеет следующие права:

· Право на удовлетворение в жилищно-коммунальных услугах;

· Право на безопасность жилищно-коммунальных услуг;

· Право на информацию об исполнителе и оказываемых им жилищно-коммунальных услугах;

· Выбор исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе;

· Просвещение в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;

· Право на надлежащее качество жилищно-коммунальных услуг;

· Право на возмещение убытков, вреда, причиненных исполнителем жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя;

· Государственную, включая судебную, защиту своих прав.

 

Контрольные вопросы

1. На каких положениях базируется рыночная экономика?

2. В чем сущность теории индивидуального выбора?

3. Какие концепции взаимоотношений личности и общества известны вам?

4. Какие исторические корни консьюмеризма и этапы его развития вам известны?

5. Какие фундаментальные права потребителей лежат в основе консьюмеризма?

6. Назовите важнейшие положения консьюмеризма.

7. Какими основными субъектами представлен на рынке консьюмеризм?

8. В чем отличительные особенности способов защиты прав потребителей?

9. Какие права потребителей защищают инвайроменталисты?

10. Какие международно признанные права потребителей вам известны?

11. Что означает право потребителей на информированность?

12. В чем основное назначение Закона «О защите прав потребителей»?

13. С помощью каких нормативно-правовых актов защищаются права потребителей в Республике Беларусь?

14. Какие права потребителей Республики Беларусь защищаются Законом «О защите прав потребителей»?

15. Какие сведения в обязательном порядке должна содержать информация о товарах (услугах)?

16. Что означает право потребителя на надлежащее качество товара?

17. При каких условиях потребитель может реализовать свое право на безопасность товаров?

18. Как может поступить потребитель, которому продан некачественный товар, если недостатки не были оговорены продавцом?

19. Для подтверждения факта покупки товара какие документы могут использоваться?

20. Какими органами государственного управления осуществляется государственная защита прав потребителей?

21. Какие функции выполняют уполномоченные по защите прав потребителей?

22. Какие права имеют общественные объединения потребителей в Республике Беларусь?

23. Какие права имеют потребители жилищно-коммунальных услуг?

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.