Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Исследования






    Вагнер Г. К. Рублевская традиция во взглядах на искусство Авваку­ма // ТОДРЛ.- Т. 39.- Л., 1985.- С. 388-

    Виноградов В.В. 1) О языке художественной прозы.— М., 1980.— С. 7—41; 2) Очерки по истории русского литературного языка XVII— XIX вв.- М., 1982.- С. 42-49.

    Демкова Н.С., Лихачев Д.С., Панченко А.М. Сюжетное повествование и новые явления в русской литературе XVII века // Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе.— Л., 1970.— С. 457—475.

    Демкова Н. С. Житие протопопа Аввакума (творческая история про­изведения).— Л., 1974.

    Гусев В.Е. О жанре «Жития протопопа Аввакума» // ТОДРЛ.— Т. V.— М.; Л., 1958.- С. 192—202.

    Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древней русской литера­туры.-Л., 1987.- С. 172-182.

    Кожинов В.В. Происхождение романа: Теоретико-исторический очерк.- М., 1963.- С. 229-252.

    Лихачев Д.С. 1) Великое наследие.— М., 1975.— С. 299-311; 2) По­этика древнерусской литературы.— М., 1979.— С. 292—298.

    Лихачев Д.С, Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси.— Л., 1984.- С. 59-71.

    Панченко А.М. Протопоп Аввакум // История русской литературы: В 4 т.- Т. 1.- Л., 1980.- С. 391-398.

    Плюханова М.Б. Предисловие. Комментарий // Пустозерская про­за.- М., 1989.- С. 7-36.

    Робинсон А.Н. 1) Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исследования и тексты.— М., 1963.— С. 63—86; 2) Зарождение концепции авторского сти­ля в украинской и русской литературах конца XVI—XVII века (Иван Вишен-ский, Аввакум, Симеон Полоцкий) // Русская литература на рубеже двух эпох (XVII — начало XVIII в.).- М, 1971— С. 33—83; 3) Борьба идей в русской литературе XVII в.— М., 1974; 4) Творчество Аввакума в историко-функци-ональном освещении.— М., 1979.— С. 98—181; 5) Аввакум (личность и твор­чество) // Житие Аввакума и другие его сочинения.— М., 1991.— С. 5—26.

    Словарь книжников и книжности Древней Руси: XVII век.— Ч. 1.— СПб., 1992.- С. 16-30.

    Отзывы русских писателей об Аввакуме, собранные В.И. Малыше­вым // ТОДРЛ.- Т. 8.- М.; Л., 1951.- С. 388-391; Т. 9.- М.; Л., 1953.-С. 403-404; Т. 10.- М.; Л., 1954.- С. 435-446.

     

    Занятие 13

    Силлабическое стихосложение. Творчество Симеона Полоцкого

    Вопросы и задания

    1. Поэтические школы XVII в.

    2. Охарактеризуйте силлабическое стихосложение. Каковы были причины появления в русской литературе XVII в. именно этой системы?

    3. Литературная деятельность Симеона Полоцкого и ее зна­чение для русской культуры.

    4. Особенности сборника «Рифмологион». Какую традицию начи­нает он собой в русской литературе? Как связан этот сборник со сти­лем барокко? Проанализируйте основные особенности стихотворе­ния «Приветство... Алексею Михайловичу... о вселении его в дом... в селе Коломенском». Связь с общим замыслом «Рифмологиона».

    5. Идейно-художественное своеобразие сборника «Вертоград многоцветный».

    а) Прочтите отрывок из предисловия к «Вертограду». Какое значение придает Полоцкий своему сборнику и какие задачи ста­вит перед ним?

    б) Как связана композиция стихотворений с нравоучитель­ными целями «Вертограда»? Проследите соотношение элемен­тов сюжета с рассуждением в композиции стихотворений. Ком­позиционные типы стихотворений. Какой из них наиболее рас­пространен?

    в) Расскажите о поэтических приемах сборника. В каких слу­чаях их использование соприкасается с поэтикой барокко?

    г) Функция пейзажа в стихотворении «День и нощь».

    6. Как развивалась традиция силлабической поэзии в творче­стве последователей Полоцкого? В чем отличие виршей Кариона Истомина от стихов его предшественников?

     

    Тексты

    ПЛДР. XVII век.- Кн. 3.- М., 1994.- С. 55-186, 215-258.

    Исследования

    Былинин В.К., Трихин В.А. Симеон Полоцкий и Симон Ушаков: К про­блеме эстетики русского барокко // Барокко в славянских литературах.— М., 1982.- С. 198-220.

    Гребенюк В.П. «Рифмологион» Симеона Полоцкого (История созда­ния, структура, идеи) // Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность, — М., 1982-— С. 259—308.

    Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древней русской литера­туры.- Л., 1987.— С. 282-304.

    Морозов А.А. Симеон Полоцкий и проблемы восточно-славянского барокко // Барокко в славянских литературах.— М., 1982.— С. 170—190.

    Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII века.— Л., 1973.

    Робинсон А.Н. Симеон Полоцкий и русский литературный процесс // Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность.— М 1982 — С. 7-45.

    Сазонова Л.И. 1) «Вертоград многоцветный» Симеона Полоцкого (Эволюция художественного замысла) // Симеон Полоцкий и его кни­гоиздательская деятельность.— М., 1982.— С. 203—258; 2) Поэзия рус­ского барокко.— М., 1991.

     

    Занятие14

    Можно ли говорить о реализме древнерусской литературы?

    (занятие в форме дискуссии)

    Задание

    1. Подготовить аргументы в защиту избранного тезиса. 2. Подкрепить свои аргументы ссылками на тексты.

    План

    1. Понятия «реализм» и «художественный метод». Их при­менение в древней русской литературе.

    2. Художественная специфика древней русской литературы.

    3. Принципы открытия мира в древней русской литературе и литературе нового времени.

    4. Понятие «автор» применительно к древней русской лите­ратуре и литературе нового времени.

    5. Связь древней русской литературы с литературой после дующих веков.

    Литература

    Азбелев С. Н. О художественном методе древней русской литературы.—«Русская литература», 1958, № 1.

    Еремин И. П. О художественной специфике древней рус­ской литературы.— «Русская литература», 1958, № 1.

    Адрианова-Перетц В. П. Об основах художественного метода древнерусской литературы.— «Русская литература», 1958, № 4.

    Еремин И. П. К спорам о реализме древнерусской лите­ратуры.— В его кн.: Литература древней Руси. М.— Л., 1966.

    Лихачева В. Д., Лихачев Д. С. Художественное насле­дие древней Руси и современность. Л., 1971.

    Лихачев Д. С. Поэтика древней русской литературы. Изд. 2-е. Л., 1971.

    Лихачев Д. С. Человек в литературе древней Руси. М., 1970.

    Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X—XVII вв, Л., 1973.

     

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.