Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая помощь и самопомощь как направление преодоления сотрудниками органов внутренних дел на транспорте негативных эмоциональных состояний и их последствий 4 страница






Обучение психологической саморегуляции состоит из двух частей: общей и специальной.

Общая часть вырабатывает навыки аутогенного расслабления (торможения) - особого фазового состояния, позволяющего значительно повысить действенность активации представлений и используемых самовнушений.

Она позволяет:

- выработать навыки управления вниманием (сосредоточение, концентрация, переключение);

- целенаправленно оперировать чувственными образами (представление тяжести, тепла и т.п.);

- произвольно регулировать мышечный тонус и характер дыхания; освоить навыки быстрого аутогенного погружения и выхода из этого состояния.

Упражнения общей части применяются для снятия напряжения, усталости, восстановления сил, регуляции вегетативных функций.

Специальная часть представляет собой комплекс форм самовнушения, позволяющих целенаправленно регулировать течение психических процессов и своего эмоционального состояния, нормализовать функции центральной нервной системы. Использование специальных формул для коррекции функционального состояния носит, как правило, индивидуальный характер.

Эффективным методом индивидуальной и групповой коррекции функционального состояния, повышения уровня саморегуляции и психофизиологических резервов организма в условиях профессиональной деятельности, связанной с воздействием неблагоприятных факторов, является аутогенная тренировка - обучение сотрудников приемам мышечной и психической саморелаксации.

Под влиянием аутогенной тренировки значительно повышается эмоциональная устойчивость, формируется способность целенаправленно управлять своим поведением и эмоциональным состоянием применительно к условиям сложной или опасной деятельности.

Аутогенная тренировка (АТ) способствует выработке привычки к самоконтролю, самонаблюдению за внешними проявлениями эмоций, умению самостоятельно преодолевать эмоциональную напряженность, самостоятельно формировать и поддерживать такое самочувствие, состояние и поведение, которые наиболее рациональны в каждом конкретном случае.

Применение АТ позволяет не только снимать эмоциональное напряжение, чувства тревоги и ощущения дискомфорта, но и нормализовать основные физиологические функции организма. В результате этого улучшается настроение человека, происходит активация личности сотрудника.

Аутогенная тренировка в качестве психогигиенического и психопрофилактического средства, направленного на повышение возможностей саморегуляции исходно непроизвольных функций организма человека, получила широкое применение при подготовке сотрудников правоохранительных органов.

Аутогенная тренировка - наиболее доступная для сотрудников ОВД форма психологической саморегуляции. Через 2-3 занятия они могут обучиться основным приемам коррекции своего состояния.

Появление аутогенной тренировки как самостоятельного метода и самого термина обычно связывается с публикацией И.Г. Шульцем одноименной монографии «Аутогенная тренировка» 1932 г., в последующем выдержавшей десятки переизданий.

Основная заслуга И.Г. Шульца состоит в доказательстве того, что при значительном расслаблении поперечнополосатой и гладкой мускулатуры возникает особое состояние сознания, позволяющее путем самовнушения воздействовать на различные, в том числе исходно непроизвольные, функции организма. Предложенная методика аутогенной тренировки в отличие от всех последующих модификаций получила название классической, а шесть входящих в нее упражнений именуются «стандартными упражнениями первой ступени аутогенной тренировки (АТ-1)».

В процессе уже более чем полувековой истории аутотренинга отечественными и зарубежными авторами было проведено огромное количество исследований, направленных на изучение и обоснование механизмов психотерапевтического воздействия метода, а также - на развитие методики и специализацию техники аутогенной тренировки применительно к различным видам профессиональной деятельности.

Сотрудники ОВД на транспорте самостоятельно могут использовать модифицированный вариант аутогенной тренировки (первая ступень АТ-1).

Первая ступень AT осваивается через комбинацию стандартных упражнений. Как правило, до того как приступить к выполнению этого упражнения нужно принять одну из трех наиболее удобных поз:

1) «поза кучера» (сидя на стуле со слегка опущенной вперед головой, кисти и предплечья лежат свободно на передней поверхности бедер, ноги свободно расставлены;

2) положение лежа - на спине, голова на низкой подушке, руки несколько согнуты в локтевом суставе, свободно лежат вдоль туловища ладонями вниз;

3) полулежа - облокотившись на спинку кресла, руки на передней поверхности бедер или на подлокотниках, ноги свободно расставлены. Во всех трех положениях достигается полная расслабленность, для лучшей сосредоточенности глаза закрыты.

Дать себе установку:

1. Упражнение на расслабление.

«Я успокаиваюсь, Я спокоен, я совершенно спокоен, я расслабляюсь». Затем поэтапно производится расслабление тела с направлением внимания на части тела, которые расслабляются. Проговариваем про себя: «Расслабляются мышцы лица, расслабляются мышцы затылка и шеи». (При этом нужно прочувствовать это.) «Расслабляются плечи, предплечья, кисти рук, пальцы рук». «Мои руки расслаблены» «Расслабляются пальцы ног и голеностопы, расслабляются икроножные мышцы, расслабляются мышцы бедра». «Мои ноги расслаблены». «Расслабляются мышцы груди. Дыхание спокойное и легкое. Сердце работает хорошо и ритмично. Расслабляются мышцы живота. Расслабляются мышцы спины». «Все мое туловище расслабляется. Я полностью расслабляюсь. Я расслаблен».

2. Вызывание ощущения тяжести.

Затем вызывается чувство тяжести. Продолжаем проговаривать про себя: «Моя правая рука тяжелеет, моя правая рука тяжелеет, моя правая рука тяжелая», «Моя левая рука тяжелеет, моя левая рука тяжелеет, моя левая рука тяжелая», «Моя правая нога тяжелеет, моя правая нога тяжелеет, моя правая нога тяжелая», «Моя левая нога тяжелеет, моя левая нога тяжелеет, моя левая нога тяжелая», «Мое тело тяжелеет, мое тело тяжелеет, мое тело тяжелое»

3. Вызывание ощущения тепла.

Затем вызывается чувство тепла. Продолжаем проговаривать про себя:

«Моя правая рука теплеет, моя правая рука теплеет, моя правая рука теплая и тяжелая», «Моя левая рука теплеет, моя левая рука теплеет, моя левая рука теплая и тяжелая», «Моя правая нога теплеет, моя правая нога теплеет, моя

правая нога теплая и тяжелая», «Моя левая нога теплеет, моя левая нога теплеет, моя левая нога теплая и тяжелая», «Мое тело теплеет, мое тело теплеет, мое тело теплое и тяжелое», «Я полностью расслаблен».

4. Регуляция ритма сердечных сокращений.

Проговариваем про себя: «Сердце бьется сильно и ровно» - 3 раза.

5. Нормализация и регуляция дыхательного ритма.

Проговариваем про себя: «Дышу совершенно спокойно» - 3 раза. При первых тренировках можно проговаривать 2-3 раза каждую формулу, причем не слишком быстро, чтобы успевать прочувствовать вызываемые формулой ощущения. При проговаривании формул нужно образно представлять реальное чувство тяжести и тепла в руках, ногах, туловище. Теперь созданы условия – «рабочий фон» при котором будут действовать и формулы-внушения.

6. Вызывание ощущения тепла в брюшной полости «Мой живот согревается приятным, глубинным теплом. Мой живот согрет приятным теплом. Солнечное сплетение излучает тепло»

7. Вызывание ощущения прохлады в области лба.

Выполняется с целью вызвать ощущение прохлады в области лба и висков. Это упражнение способствует снятию головных болей. «Мой лоб приятно прохладен» - 3 раза. После выполнения упражнений сотрудникам вначале рекомендуется сидеть (или лежать) спокойно в течение 1 мин. и лишь затем выводить себя из состояния аутогенного погружения по команде: «Согнуть руки (выполняются 2-3 сгибательных движения), глубоко вдохнуть, на выдохе открыть глаза». Можно использовать следующий прием: сжав руки в кулак, их три раза сгибают и разгибают в локтях, вытягивают руки верх, делая глубокий вдох, за которым следует резкий короткий выдох с одновременным открыванием глаз и разжатием кулаков в самом конце выдоха. Упражнение можно также закончить потягиванием и резким выдохом: сплести пальцы рук перед собой, вывернуть кисти ладонями наружу и при глубоком вдохе поднять руки со скрещенными пальцами над головой; опустить руки, резко выдохнуть.

Показателем усвоения очередного упражнения является генерализация ощущений. Например, упражнение по внушению тепла в конечностях считается усвоенным тогда, когда тепло начинает разливаться по всему телу. Самостоятельные тренировки рекомендуется проводить дважды в день (утром перед тем как встать, и вечером перед сном).

Обучение сотрудников ОВД приемам психологической саморегуляции производится по стандартным методикам, методом групповых занятий и выполнения определенных упражнений.

Рассмотрим основные методы психологической саморегуляции: самоубеждение и самовнушение.

Самоубеждение - умение подчинять свои личные мотивы требованиям и интересам долга. («Я должен»; «Я могу»; «Я умею»; «Я выдержу»; «Мне под силу это» и т.п.).

Самовнушение - это способность внушения каких-то мыслей, желаний, образов, ощущений, состояний самому себе. («Я спокоен»; «Мне удобно и хорошо»; «Чувствую себя бодро»; «Я сосредоточен и собран»;
«Я бодр и уверен» и т.п.).

В основе психической саморегуляции лежат короткие, категоричные словесные формулы, вызывающие либо процесс нервно-мышечного расслабления, либо процесс эмоционального возбуждения.

Механизм саморегуляции представляет собой двухстороннюю связь между головным мозгом и мышцами. С помощью импульсов, идущих из мозга к мышцам, осуществляется управление мышцами, а импульсы, идущие от мышц в головной мозг, дают мозгу информацию о своем физиологическом состоянии, готовности выполнять ту или иную работу и являются в то же время стимуляторами мозга, активизируя его деятельность.

При значительном расслаблении мускулатуры возникает особое состояние, позволяющее путем самовнушения воздействовать на различные, в т.ч. исходно непроизвольные, функции организма.

При эмоциональных реакциях всегда выявляется напряжение мускулатуры и соответствующая вегетативно-сосудистая реакция. Произвольное расслабление мускулатуры сопровождается снижением нервно-эмоционального напряжения и оказывает общий успокаивающий эффект.

Отрицательное эмоциональное состояние сопровождается активацией мускулатуры, а расслабление мышц служит внешним выражением положительных эмоций, состояния покоя, уравновешенности, снижает эмоциональную возбудимость.

Словесный сигнал или образ, вызванный им, ведет при повторении к образованию условных реакций и реализацию желаемых сдвигов, тем самым повышая уровень саморегуляции.

Для снятия состояния тревоги и страха следует использовать формулу саморегуляции, направленную на расслабление скелетных мышц. Это задержит поступление в мозг импульса тревоги. Формула саморегуляции может быть следующей:

«Отношение к происходящему спокойное, полная уверенность в своих силах, мое внимание сосредоточено на выполняемых действиях, ничто постороннее меня не отвлекает, трудности и помехи только мобилизуют меня». Подобная формула произносится мысленно или вслух 5-6 раз в течение 2-4 минут.

Для восстановления сил и покоя рекомендуется использовать самовнушенный сон. Сотрудник должен научиться погружать себя на определенное время в сон и самостоятельно выходить из него отдохнувшим и бодрым. Длительность внушенного сна от 20 до 40 минут. Формула самовнушенного сна обычно наговаривается сразу же за формулой психомышечной тренировки. Например: «Я расслабился. Мне хочется спать. Появляется чувство сонливости. Оно с каждой минутой усиливается, становится глубже. Приятно тяжелеют веки. Веки становятся тяжелыми и закрывают глаза. Наступает спокойный сон».

Каждую фразу следует мысленно произносить медленно, монотонно.

К другим методам психологической саморегуляции, позволяющим корректировать психическое состояние, относятся: самовоспитание, самоконтроль, самоприказ, десенсибилизация.

Самовоспитание - создание, фиксация и самовнушение желаемого образа. Необходимо создать мысленный образ смелого, сильного, уравновешенного, уверенного в себе человека и систематически «наслаивать» этот образ на свою личность и поведение, а также на фоне релаксации (расслабления) осуществлять воображаемый проигрыш поведения созданного образа в различных ситуациях и обстоятельствах. (Создание желаемого образа и воспроизведение определенного характера поведения).

Самоконтроль - критическое отношение к себе, осознание своих поступков и мотивов, анализ своей деятельности и поступков, т.е. - «наблюдение за собой», контроль своих эмоций, жестов, голоса, оценка своих достоинств и недостатков, чувств, настроений и т.п.

Самоприказ - подчинение своего состояния, своей деятельности и направление их в русло целесообразности. Достигается умением конкретизировать свои мысли, следованием своему слову, подчинением внутреннему голосу.

Десенсибилизация - многократное образное представление конкретной ситуации, вызывающей высокое нервно-эмоциональное напряжение в сочетании с релаксацией. Особо эффективна при устойчивых реакциях страха.

Психологическая саморегуляция проводится при возникновении у сотрудников ОВД явлений утомления, повышенной эмоциональной возбудимости, нарушения сна, при вегетативных расстройствах (связанных с вегетативной нервной системой) и т.п. Восстановительные мероприятия с помощью перечисленных методов индивидуальной психокоррекции осуществляются с продолжительностью воздействия 20-25 минут.

Довольно часто явления хронического утомления и переутомления сопровождаются снижением уверенности в своих силах и волевой активности, повышением уровня тревожности и рядом других отклонений. Для устранения этих и подобных явлений и применяется психологическая саморегуляция.

Существуют и другие методы психологической реабилитации сотрудников ОВД, при выборе и применении которых необходимо не только установить причины негативных эмоциональных состояний, учесть динамику ее развития, реальное состояние человека, но, прежде всего, принять меры по устранению психотравмирующих факторов.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.