Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация библиотечных инноваций






С точки зрения объекта изменений, библиотечные инновации подразделяются на продуктивные, технологические и управленческие.

Продуктивные нововведения - создание новых услуг, библиотечно-библиографической продукции или совершенствование существующих. Ориентированы на пользователей, общество и сотрудников, внедряющих новшество.

Технологические нововведения - создание новых технологий, совершенствование технологических процессов, использование новых технических средств. Ориентированы на сотрудников библиотек, внедряющих новшество.

Управленческие нововведения - направлены на реорганизацию структуры библиотеки, изменение методов руководства. Ориентированы на сотрудников библиотеки, профессиональное сообщество.

По признаку новизны:

Радикальные

- внедрение автоматизированных систем, обеспечивающих выполнение отдельных или всех библиотечных процессов;

- использование в автоматизированных системах новых технологий;

- изменения в законодательстве, которые могут повлиять на деятельность библиотек;

- социальные перемены (например, изменения численности, состава и размещения населения);

- внедрение новых видов услуг (выдача на дом программных продуктов, сервисное обслуживание определенных групп населения);

- изменения в финансировании;

- реорганизация;

- переезд на новое место;

- строительство нового здания.

Модифицирующие

- изменение формы или размера печатной продукции библиотеки;

- расширение какого-либо вида услуг.

Для успешной инновационной деятельности необходимы три условия:

1. Инновационная деятельность - это труд, требующий обширных знаний, изобретательности, предрасположенности. Исполнители должны быть усердными, настойчивыми, целеустремленными. Без этих качеств невозможно введение инноваций.

2. Чтобы преуспеть, новаторы должны исходить из своих сил и способностей. Ответственность принимаемых решений требует учета и оценки собственных сил.

3. Нововведения воздействуют на общество, оказывая воздействие на процесс деятельности людей.

Осуществление инновационной деятельности предполагает:

- разработку планов и программ инновационной деятельности;

- наблюдение за ходом разработки новаций и их внедрением;

- проведение единой инновационной политики, координация деятельности в этой области в структурных подразделениях библиотеки;

- обеспечение финансовыми и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;

- создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до ее внедрения;

- обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом.

Основные этапы инновационного процесса:

1. Анализ потребностей библиотечной практики:

- сбор информации об изменениях в деятельности библиотек - пожелания, требования;

- сбор информации о потенциальных возможностях библиотеки в отношении разработки и освоения новаций, определение степени и размера риска.

2. Отбор выявленных идей и определение целей и задач инновации:

- определение возможности и практической реализации;

- выяснение степени технологической общности;

- соответствие имиджу библиотеки и стратегии ее развития.

3. Анализ влияния внутриорганизационных факторов и субъективного отношения участников инновации на ее потенциал.

4. Анализ экономической эффективности:

- техническая разработка новшества, создание конкретного проекта;

- оценка потенциального спроса;

- определение расходов на создание и освоение инновации;

- наличие необходимых ресурсов для внедрения: кадрового потенциала, финансовых, технологических, технического оснащения, фондовых;

- сроки освоения новшества и использование его в деятельности.

5. Принятие решения о внедрении инновации.

6. Апробирование инновации.

7. Оценка эффективности инновации:

определение ее положительных и отрицательных сторон.

8. Распространение инновации среди библиотек с учетом специфики деятельности каждой.

9. Адаптация инновации в библиотечной практике.

10. Рутинизация инновации, превращение ее в привычный элемент библиотечной деятельности.

Важнейшие факторы, способствующие успешному внедрению инноваций:

- поддержка высшего руководства библиотеки;

- удачная организационная структура: исследовательский потенциал и широкие возможности;

- ориентация разработчиков новаций на потребности сотрудников и пользователей как высшего критерия успеха;

- поведение участников процесса, а также наличие сильного организатора;

- уникальность новой продукции.

Совмещение и упорядочение различных признаков характеристики инноваций, известных в библиотечном деле и за его пределами, позволило предложить подробную многоаспектную классификацию библиотечных инноваций (см. приложение 1).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.