Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятийный аппарат научно-исследовательской работы (цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования);






Понятийный аппарат научного исследования образуют акту­альность исследования, его цель, проблема, объект, предмет, ги­потеза, задачи, методика, новизна, практическая значимость.

Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения дан­ных проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать ее характеристику издалека нет необходимости. Для кандидатской диссертации достаточно в пределах одной-двух страниц, для дипломной работы - одной, для курсовой работы- полстраницы машинописного текста показать главное.

Цель - это то, что мы хотим получить при проведении иссле­дования, некоторый образ будущего.

Проблема. Проблему часто отождествляют с вопросом. В ос­новном это верно. Каждая проблема - это вопрос. Но не каждый вопрос - это проблема.

Проблема- это такой вопрос, который стоит на границе из­вестного и неизвестного. Поставить проблему- значит выйти на эту границу.

Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема - это противоречивая ситуация, требующая разрешения.

Объект исследования - это процесс или явление, порождаю­щее проблемную ситуацию и избранное для изучения. При прове­дении исследовательской работы существует несколько вариантов определения объекта и предмета исследования. В первом случае объект и предмет исследования соотносятся между собой как це­лое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет - это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Гипотеза - это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза - это предполагаемое решение проблемы.

Гипотеза определяет главное направление научного поиска. Она является основным методологическим инструментом, органи­зующим весь процесс исследования.

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:

а) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточне­ны;

б) она должна быть проверяема при помощи имеющихся мето­дик.

Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те след­ствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Задачи исследования - это те исследовательские действия, ко­торые необходимо выполнить для достижения поставленной в ра­боте цели, решения проблемы или для проверки сформулирован­ной гипотезы исследования.

 

9. Теоретико-методологическая основа научного исследования;

 

Теоретические основы исследования

- это совокупность научных понятий, выявленных закономерностей, вытекающих из них принципов, достаточную для решения исследовательской задачи.

Пример: Теоретико-методологическое основание исследования:

1. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского;

2. Системный подход к изучению семьи (А.Я. Варга, 2000, 2001, 2009; С. Минухин, 1998; Черников А. В., 1997; Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис, 2000; Дж. Хейли, 1980; М. Боуэн, 2005);

3. Положения возрастной психологии, раскрывающие особенности подросткового периода (Личко А. Е., 1985; Кон И. С, 1989, Божович Л. И., 1979; Пиаже Ж., 1986; Андреева Г. М., 1994; Эльконин Д. Б., 1989; Давыдов В. В., 1989);

4. Положения, раскрывающие особенности профессионального самоопределения подростков (Е.А. Климов, Л.А. Йовайша, Дж. Голланд, А.П. Чернявская, Э.Ф. Зеер, Н.С. Пряжников и др.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.