Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, принципы деятельности, система и организация органов прокуратуры






 

Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, а также иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Правовую основу организации и порядок деятельности прокуратуры РФ определяют Конституция РФ, Федеральный закон от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1, другие федеральные законы и международные договоры РФ. Организация и порядок деятельности Следственного комитета при прокуратуре РФ определяются нормативными правовыми актами Президента РФ.

Единство и централизация органов прокуратуры РФ обеспечивается соблюдением ряда принципиальных начал, положенных в основу построения и деятельности прокуратуры РФ, которые следуют из ст. 129 Конституции РФ, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и определяют сущность и предназначение прокуратуры РФ.

1. Принцип единства федеральной централизованной системы органов прокуратуры, означает, что все органы прокуратуры составляют единую систему, имеющую общие цели и задачи. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается. Каждый прокурор в пределах своей компетенции наделен едиными полномочиями и средствами реализации этих полномочий. Принимаемые органами прокуратуры акты (протесты, представления и др.) имеют одинаковую юридическую силу.

2. Принцип централизации, заключается в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, который назначает на должность и освобождает от должности подчиненных ему руководителей. Приказы, указания и распоряжения Генерального прокурора РФ обязательны к исполнению работниками органов прокуратуры.

3. Принцип независимости заключается в том, что органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора (следователя) с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. В соответствии с рассматриваемым принципом прокурор (следователь) не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

4. Принцип внепартийности означает, что прокуроры (следователи) не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели и принимать участие в их деятельности; в своей служебной деятельности они не связаны решениями общественных объединений; создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускается;

5. Принцип законности означает, что органы прокуратуры реализуют свои функции в строгом соответствии с законами, действующими на территории РФ. Законность является для работников органов прокуратуры не только организующим началом, но и методологической основой их деятельности. Деятельность работников органов прокуратуры и правовые акты, исходящие от них должны быть основаны на нормах закона и выполняться в установленной законом процессуальной форме.

6. Принцип гласности заключается в том, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной или иной специально охраняемой законом тайне. Органы прокуратуры информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Указанные выше принципы организации и деятельности прокуратуры взаимосвязаны и находятся в органическом единстве.

В основе построения системы прокурорских органов лежит административное и национально-государственное устройство, установленное Конституцией РФ. Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры[7], научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения. В систему прокуратуры РФ входит также Следственный комитет при прокуратуре РФ.

Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ сроком на 5 лет по представлению Президента РФ. Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру. Лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ, приводит к присяге Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Сообщение о назначении Генерального прокурора РФ на должность и об освобождении его от должности публикуется в печати.

Генеральный прокурор РФ руководит системой прокуратуры РФ, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. В пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры (за исключением штата и структуры системы Следственного комитета при прокуратуре РФ), несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры. Обязанностью Генерального прокурора РФ является ежегодное представление палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклада о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению.

Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы:

1. Главное организационно-инспекторское управление

o Организационное управление

o Аппарат Генерального прокурора Российской Федерации

o Инспекторское управление

o Информационно-аналитическое управление

2. Управление кадров

3. Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства

o Управление по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики

o Управление по надзору за соблюдением прав и свобод граждан

o Организационно-методический отдел

4. Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере

5. Главное управление по надзору за следствием

o Управление по надзору за следствием в органах прокуратуры

o Управление по надзору за следствием в МВД России и ФСКН России

o Организационно-методический отдел

o Отдел документационного обеспечения

6. Управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельности

7. Управление по надзору за расследованием особо важных дел

8. Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму

9. Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции

10. Главное управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами

o Управление по обеспечению участия прокуроров в кассационном производстве Верховного Суда Российской Федерации

o Управление по обеспечению участия прокуроров в надзорной стадии уголовного судопроизводства

§ Отдел по поддержанию государственного обвинения

§ Организационно-аналитический отдел

§ Отдел документационного обеспечения

11. Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

12. Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний

13. Правовое управление

14. Главное управление международно-правового сотрудничества

o Управление экстрадиции

o Управление правовой помощи

o Управление международного права

15. Управление взаимодействия со средствами массовой информации

16. Первый отдел (на правах управления)

17. Главное управление обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры

o Управление делами

o Управление документационного и методического обеспечения

o Управление по рассмотрению обращений и приему граждан

§ Отдел по приему граждан

§ Отдел по рассмотрению обращений

§ Информационно-справочный отдел

o Отдел административно-хозяйственной и договорной работы

o Отдел контрольно-ревизионной работы (на правах управления)

18. Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе

19. Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе

20. Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Центральном федеральном округе

21. Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе

22. Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе

23. Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе

24. Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе

25. Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе

26. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации».

Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками Генерального прокурора РФ. В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.

Генеральный прокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

В Генеральной прокуратуре РФ действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры.

Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей. Структурно прокуратуры построены из управлений и отделов. Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками прокуроров субъектов РФ. В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов.

Прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории РФ, и нормативных актов Генерального прокурора РФ, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.

Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров.

Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором. Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов. В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры РФ, а также за пределами РФ, где в соответствии с международными договорами находятся войска РФ, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры.

Система транспортных прокуратур, обеспечивающих надзор за исполнением законов на железнодорожном, воздушном, и водном транспорте построена с учетом сети железных дорог, включает транспортные прокуратуры отделений железных дорог на правах районных (городских) прокуратур, подчиненных прокурорам субъектов РФ.

Природоохранные прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан, действуют на правах прокуратур субъектов РФ, а в регионах – на правах межрайонных прокуратур.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов на закрытых территориях и режимных объектах имеют статус районных прокуратур, подчинены прокурорам субъектов РФ по месту нахождения объекта.

Прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний имеют статус районных прокуратур, подчинены прокурору соответствующего субъекта РФ, осуществляют надзор за соблюдением прав лиц, отбывающих наказание и соблюдения законов администрацией исправительных и воспитательных учреждений системы Министерства юстиции РФ.

В Генеральной прокуратуре РФ образованы Управления Генеральной прокуратуры РФ в восьми федеральных округах, возглавляемые заместителями Генпрокурора РФ.

 

Лекция10

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.