Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование отношения учащихся к самоуправлению






Для сравнения стремления школьников к самоуправлению обратимся к результатам диагностики апреля 2007 года (47 чел.) и декабря 2008 года (98 чел).

Участвовал ли ты в деятельности содружества (параллели)?

Участвовал (соревнования, ТУ, 45, 5% 83%

работа сменного командира и т.д.)

Нет, никем ещё не приходилось 54, 5% 17%

участвовать.

Как влияет самоуправление на жизнь школы?

Учит творчески проводить время 0% 53%

никак 72, 7% 17, 7%

не знаю 6% 6, 5%

без ответа 12% 1%

плохо влияет 6% 0%

Другие варианты ответов. Позитивные: учит дружить; класс становится более организованным и ответственным; учит ответственности и дисциплине; учит поддерживать порядок; это возможность реформировать и изменять; это что-то самостоятельное; мы сами этим управляем; чтобы знать мнения учащихся; поддерживать учеников; у нас есть свои секреты от учителей; помогает вступить во взрослую жизнь более подготовленным; c одной стороны, в школе стало интереснее учиться, а с другой мало уроков; без этого было бы скучно.

Негативные: это муть голубая; у нас все решает директор и завуч.

Что дает тебе система содружеств?

ничего 85% 33, 3 %

не знаю 9% 11%

позитивные ответы 6% 56%

Конкретные варианты ответов (2008 г.): учит общению между классами; дает знания; сближает с учителями; путь к карьере; рада идти в школу; чувствуем себя старше; больше ответственности; содружество подчеркивает, что мы становимся старше; мне это дало звание; хоть немного, но влиять на жизнь школы; авторитет у старших; дает права; мы развиваемся по возрастным группам; ощущение порядка; проявление инициативы; творческое развитие; стало интереснее учиться; без лидера содружества мы бы многого не знали; это – головная боль (1 ответ из 10б класса).

Что бы ты хотел изменить в Детской Республике?

отменить - 1, 5%

всё 6% 3%

увеличить количество дискотек 9% -

нелепые предложения

(ввести предмет магии и колдовства и т.п.) 9% -

без ответа 63% -

не знаю 12% 7%

ничего, пусть все так и остается - 53 %

Другие варианты из анкет 2008 г.: КВН с параллельными классами; больше ТУ; много времени занимает у учителей; больше участников; помощи от учителей; управление должно быть строже; сменить Президента (2 ответа из 9б класса); чаще ходить в походы; чаще проводить вечера; больше кружков и объединений и др.

 

Мы видим, что за полтора года произошли значительные позитивные изменения в отношении учащихся к детскому самоуправлению. Большинство учащихся связывают его деятельность с интенсивностью и разнообразием творческой жизни школы. Встречаются зрелые высказывания, отражающие интерес к возможности влиять на свою жизнь в школе, к возможности самостоятельного управления, поддержания порядка, воспитания ответственности, подготовки к взрослой жизни. У учащихся есть интересные идеи, предложения, которые они хотели бы реализовать. Большинство ребят понимает ценность самоуправления для школы и для себя лично. Для подтверждения результатов нашего исследования мы провели диагностику изучения мотивов участия школьников в деятельности по методике Л.В. Байбородовой. Из 51 учащегося 8 – 10 классов показали высокий уровень личностных мотивов 91, 9% опрошенных, коллективистских – 65, 2%, престижных мотивов – 52, 3%. В феврале 2008 года мы провели исследование уровня творческой активности учащихся 5-7 классов по методике М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова “Испытание. Направленность на творчество”. Высокую направленность на творчество показали 95, 4% из 124 опрошенных учащихся.

В марте 2008года мы вновь провели анкетирование учащихся 6а, 6б, 7а, 8а, 8б, 10а, 10б, 11б классов, направленное на выявление отношения учащихся школы к Детской республике, ощущения принадлежности себя к детской организации. Нам представлялось важным уточнить, какие элементы школьной системы воспитательной системы являются ценными для учащихся, в каких категориях они рассуждают, судят о ней. В анкетировании приняло участие 69 человек. Ребятам предлагалось, прежде всего, оценить работу Ученической Думы и других органов самоуправления. Ниже мы приводим ряд вопросов и процент полученных на них однозначных утвердительных ответов.

Помните ли Вы, за кого голосовали? 66, 9%

Оправдались ли ваши надежды? 53, 3%

Знаете ли вы Президента? 89, 3%

Была ли видна работа Ученической Думы? 49, 2%

Считаете ли Вы себя членом СТД? 58, 1%

Стремишься ли ты активно участвовать в работе СТД? 54, 3%

 

Результаты анкетирования значительно варьировались в разных классах. Наиболее низкие результаты оказались у 6б класса, классный руководитель которого не обеспечил включённости учащихся в жизнедеятельность Содружества Классных ребят, СТД в целом. Ребята путали название содружества с творческим объединением, не могли назвать своего лидера и т.д. Ниже мы приводим конкретные ответы учащихся на два вопроса анкеты, в приложении11 приведены ответы ещё на 5 вопросов.

ВОПРОС: Что бы ты хотел пожелать новому Лидеру Содружества.

5-6 классы. Настойчивости. Вести всех за собой. Чтобы вас все любили. Добиваться своего. Понимания с ребятами, с учителями. Смелости. Организованности. Больше новинок. Сделать СТД лучше!

7-8 классы Удачи и успехов (13). Собранности (3). Больше сборов и праздников (3). Понимания. Помощи другим. Ответственности и смелости. Уважения к себе. Усердия. Терпения. Организованности. Фантазии. Успехов в учебе. Уверенности в себе. Прислушиваться к Содружеству.

9-11 классы. Терпения (17). Успехов в деятельности (5). Понимания и поддержки (3). Совести и ума (3). Новых идей. Больше активности. Труда. Ответственности. Заботы о других. Успехов в учебе. Не унывать!

ВОПРОС: Чего не хватает вашему содружеству.

5-6 классы. Содружество «Классные ребята». Организованности и дисциплины. Экскурсий и походов. Дружбы. Традиций. Денег. Хорошего Лидера. Ума. Ответственности. Сплоченности.У нас все есть (5).

7-8 классы. Содружество «Яркие сердца». Дисциплины, собранности, сплоченности (16). Дружбы, общения, дружбы в классе (6). Веселья (3). Праздников и собраний. Совместных действий. Активности. У нас всего хватает (19).

9-11 классы. Содружество «Старейшины» Единства, сплоченности, ответственности, организованности (10). Денег (10). Времени. Дружбы. Совести. Труда. Экскурсий. У нас всего хватает (16).

Из ответов видно, что дети активно и серьёзно отвечали на вопросы анкеты, ощущая свою связь с избранным учащимися активом. Высказывания детей доброжелательны и конструктивны, видно понимание значимости и сложности организаторской работы. Даже учащиеся 5-6 классов достаточно адекватно оценивали деятельность самоуправления. Растёт авторитет актива учащихся и, вместе с этим, повышаются требования к членам Ученической думы и Президенту. Учащиеся относятся к организаторской деятельности как к серьёзному и значимому труду, понимают, что его результат зависит от таких качеств, как ответственность, фантазия, творчество, терпение, доброжелательность, способность к сотрудничеству и т.д. Примечательным является то, что, оценивая, чего не хватает их содружеству, большинство учащихся заняло не потребительскую, а самокритичную позицию, называя те качества, недостаток которых не позволил им жить более интересной, наполненной, полезной жизнью.

Важно отметить, что для подавляющего большинства школьников самоценность работы органов управления и демократических процедур остаётся в тени. Неоднократные опросы, анализ рассуждений членов Детской республики позволяют нам утверждать, что осознание ценности демократических процедур происходит в основном к 8-9 классу. Значимость организации как средства формирования доброжелательных уважительных отношений осознаётся не всеми детьми, многие скорее готовы потреблять эмоционально положительный климат, блага правового пространства, чем их создавать. Возможность планировать, выбирать дела, принимать решения привлекает тех учащихся, которые имеют свои идеи, а для некоторых является дополнительной трудностью. Практически всем детям, избранным на ту или другую организаторскую работу, было приятно признание, но многие отказывались от неё, не желая тратить своё время или понимая её трудности. Эти результаты подчёркивали наличие влияния личностной включённости школьников в процесс изменения жизнедеятельности класса, школы и переживания радости от результатов такого участия на занятие учеником активной позиции. Такая включённость обеспечивается коллективной организаторской деятельностью, первичный опыт участия в которой накапливался в работе органов самоуправления и в творческих учёбах.

Список литературы

 

1. Бегинин В.И., Викулов А.М. Политическая культура молодёжи. Опыт социологиче-ского исследования. – Саратов, Издательство Саратов. Университета, 1993.― 64 с.

2. Буслаева Л.П. Ученическое самоуправление в русской дореволюционной школе и педагогике как средство воспитания учащихся: Дис. … канд. пед. наук. Ленинград, 1987. – 185 с.

3. Вершловский С.Г. Воспитание активной позиции личности ― Л.: Лениздат, 1981. ― 141 с.

4. Газман О.С. Социально-педагогические аспекты развития // Сов. педагогика. – 1988. № 5. - С. 70― 75.

5. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) // Под ред. Н.Л.Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 1998 ― 329 с.

6. Дженусов А.И. Формирование современной культуры как средство преодоления кризисной ситуации в России.// Молодой человек в условиях кризиса. Материалы международ-ной научно-практической конференции. 28― 30 июня 1994 г. М.― СПб: Социум, 1994 ― 161 с.

7. Иорданский Н.Н. Основы и практика социального воспитания. - М.: Из-во Работник просвещения, 1925 г.

8. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск. Тетрасистема. 2000 г., ― 248 с.

9. Опалихин. Развитие ученического самоуправления в школе. О-во «Знание», М.: 1987 ― 39 с. Панченко И.С., Стельмашук Г.В. Актуальные вопросы политологии. Лекции. СПб.: 2000 г. ― 112с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.