Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подходы к пониманию активной гражданской позиции






и её формирования посредством организации детского самоуправления

Активность личности – инициативное воздействие на окружающую среду, на других людей и себя, зависит от мотивов ее поведения, мировоззрения, ценностных ориентаций, характера и темперамента. Может быть социально полезной, прогрессивной или вредной, наносящей ущерб другим людям.

Общественную активность можно определить как свойство личности, включающее осознание своей общественной значимости, готовность и желание участвовать в жизни общества, умение действовать, проявляя ответственность, инициативу, самостоятельность.

Гражданская активность ( социологический словарь под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина (1989)) представляет собой сознательную, целенаправленную деятельность человека, ориентированную как на преобразование объективных социальных условий, так и на формирование социальных качеств собственной личности (активной жизненной позиции); с другой стороны, это характеристика деятельности, отражающая степень реализации и развития социальных потенций, возможностей человека.

В первую очередь, активная гражданская позиция – это готовность человека в любой момент проявить себя как гражданина своей страны, то есть человека, знающего свои права и обязанности. Также это понятие часто связывают с патриотизмом, то есть с любовью к своей Родине, желанием менять жизнь к лучшему, не забывая о традициях, истории и законах своей страны.

В качестве факторов, влияющих на становление гражданской активности, в политологии и социологии наряду с деятельностью государства, общественных организаций, партий, церкви, СМИ выделяют образовательный и воспитательный процесс в учебных заведениях, а также принципы семейных отношений, которые переносятся на политическую жизнь, “предопределяя ее культурное содержание”.

Активный поиск путей демократического воспитания осуществлялся в русском обществе в конце 19 – начале 20-го века в условиях распространения идей демократизации и гуманизации. Само понятие демократизации ставилось русскими педагогами в зависимость от степени культурного развития общества в целом и каждой отдельной личности. С особой силой ученые подчеркивали значение овладения богатствами духовной культуры, обращали внимание на то, что этот процесс идет труднее, чем овладение культурой материальной. ”Между тем совершенно очевидно, - писал Б.И. Сырочкоевский, - что об истинно демократической культуре народов можно будет говорить лишь тогда, когда прочным достоянием масс сделаются те культурные высшие ценности человеческого духа, которые целостно воздействуют на всю личность человека, преображая его внутренний облик, весь его душевный мир. ”. Вопрос о просвещении народа П. П. Блонский предлагал рассматривать как вопрос о будущем России.

В.П. Вахтеров подчеркивал, что ребенка необходимо готовить к деятельному участию в общественной жизни, поэтому педагог должен знать эту жизнь в политическом, экономическом и социальном отношении. Русские ученые настаивали на необходимости свободы школы, автономии педагогического процесса, что позволит ей руководствоваться идеей развития личности ребенка. От этого, по мнению В.П. Вахтерова, выиграет не только личность, но и общество, и государство, так как ничто так не портит нравственность, не ослабляет ум, как государственный или клерикальный или партийный гнёт.

Политика, по мнению П.Ф. Каптерева, есть всего лишь частное выражение общественности. Знакомство с политическими партиями должно ограничиваться объективным изложением их идей, программ и должно быть направлено на свободный политический выбор, который гражданин сможет осуществить в зрелом возрасте. Политическое просвещение должно быть направлено на широкую эрудицию, критичность мышления, свободу выбора.

Считая социально-гражданское воспитание центром школьной жизни, Н.Е. Румянцев видел его суть в пробуждении деятельной любви к ближним, в развитии чувства солидарности, уважения к закону, профессиональной честности, верности призванию. Важную роль в достижении целей социального воспитания русские ученые отводили правильной постановке преподавания таких предметов, как история, право, русская словесность, литература, искусство.

По мнению В.Н. Сороки-Росинского, русская школа не может не реагировать на процессы, происходящие в России, и, в первую очередь, на демократизацию русской жизни. В условиях демократии каждому человеку дается право участия в " устроении государственных дел" и задача школы в политическом воспитании сводится к тому, чтобы " не только давать знания, но и как если бы каждый первоклассник предназначался к занятию государственных должностей". Демократизация означает участие самых широких масс в устроении государственных дел и предполагает высокую степень сознательности масс и подрастающих поколений. " Сообщаемые школой знания лишь открывают возможности", но не приводят в действие механизм гражданского убеждения. В опыте работы школы-коммуны им. Ф.М. Достоевского В. Н. Сорока-Росинский смог найти такой механизм в соединении учебы, игры и жизни. Его воспитанники проиграли, пережили различные политические режимы, осознанно пришли к демократическим способам управления.

Русским педагогам удалось показать, что процесс политической социализации осуществляется во взаимосвязи с интеллектуальным, нравственным, духовным развитием воспитанников. Теоретические и практические разработки русских педагогов изменяли представление о роли школы в общественном развитии, делали ее не просто местом получения определенной суммы знаний, а центром формирования будущего народа и страны. Основное средство воспитания гражданина ученые видели в школьном самоуправлении, устройстве кружков, союзов, обществ, клубов.

Прогрессивно мыслящий деятель Н.Н. Иорданский осознавал, что демократизация – это и способ организации воспитательного процесса, и следствие воспитания, образования и культуры. “Раскрепощение личности – личное и социальное – вот основной мотив современной действительности, как бы хаотична она не была. Вот почему и в детской жизни теперь должен выдвинуться невольно основной мотив социального воспитания - элемент общественности, гражданственности, но в доступной форме для его цельного мира, тоже переживающего свою революцию – в форме детского самоуправления. Если мы к нему не готовы, то должны подготовиться”.

В нашу эпоху, как подчеркивает В.А. Житенев, гражданская активность – “это итог освоения богатств знаний современной цивилизации, политического образования, политической сознательности, воплощенной… в конкретную созидательную практически-преобразующую материальную и духовную деятельность”.

Особое внимание психологи уделяют таким факторам, как принципы семейных отношений, группы сверстников, позиции педагогов, характер воспитательного процесса, учебники, средства массовой информации, работа, церковь, поп-музыка, общественные движения.

Какие же стороны педагогического процесса влияют на формирование «активной гражданской позиции»? В школе, в семье ребёнок должен получить опыт жизни, в которой его мнение важно и нужно, когда он влияет на происходящие события, развитие своего сообщества, участвует в принятии жизненно-важных решений, имеет определенные права и обязанности.

Исследования педагогики коллектива советского периода убедительно показали, что воспитывается социальная активность в коллективной, доступной детям совместной деятельности по улучшению собственной жизни в образовательном учреждении, микросоциуме, обеспечивающей формирование изменений в правовом взаимодействии и участие в социальном творчестве.

Каждое общественное дело имеет свою объективную, общественно значимую цель. Принимает ли участник общего дела эту цель, становится ли она для него внутренним побуждением, “ реально действующим мотивом “ (А.Н. Леонтьев) – в этом заключается самое существенное для формирования гражданской активности. Таким образом, гражданская активность имеет своей основой мотивацию деятельности. Общественно значимые мотивы реализуются в ней через участие в общественных, коллективных делах, что предполагает овладение приемами и способами, обеспечивающие успешность деятельности. Обычно это приемы и способы выполнения поручений своей организации, своего коллектива, своей группы.

Данные исследования А.М. Векулова, В.И. Бегинина, О.В. Коршуновой и др. показывают, что глубинный смысл политики в участии социальных групп, граждан в управлении общими делами и улучшении жизни на основе гармонизации своих интересов и потребностей и интересов и потребностей других людей и социальных общностей. Глубинный смысл политики в участии социальных групп, граждан в управлении общими делами и улучшении жизни на основе гармонизации своих интересов и потребностей и интересов и потребностей других людей и социальных общностей. Эта деятельность сохраняет сущностные характеристики политической и, ограждая от прямого участия во властных отношениях, конструируют личность как субъекта социального действия.

Цель ученического самоуправления сегодня: воспитание граждан, стремящихся и умеющих воплотить демократические идеалы в эффективные общественные и политические действия, владеющих основами демократической культуры.

Основные задачи:

Позитивное отношение к основным демократическим ценностям: свобода, равенство, братство, толерантность (терпимость), солидарность, сотрудничество, конценсус (согласие), взаимопонимание, мир, права, обязанности, гуманность, забота; отказ от насилия; уважение и соблюдение законов, способность их формулировать и коллегиально принимать; способность терпимо относиться к альтернативному стилю мышления, сочетать коллективное и индивидуальное начало; отношение к политике как к средству реально помогающему согласовывать интересы личности и общества; развитие прогностических и аналитических способностей, способность к самоанализу и самоконтролю; стремление к рационально-этическому осмыслению социальных проблем; активная жизненная позиция, установка на инициативную деятельность; умение принимать совместные согласованные решения на основе диалога и компромисса, ответственность за принятые решения; способность понимать другого человека.

Суть образовательной философии заключается в следующем:

· Учащихся необходимо рассматривать как полноценных граждан.

· Школа – социальная лаборатория, в которой люди пробуют на практике и усваивают основные политические навыки демократии, получают опыт жизни в демократической социальной среде.

· Технология коллективной организаторской деятельности И.П. Иванова является технологией демократического взаимодействия, обеспечивающей включённость в управление каждого члена школьного сообщества.

 

Если педагог снимает с себя ответственность за оценку и выбор такой среды, которая наилучшим образом способствовала бы росту ребенка, за ее дальнейшее создание и развитие, то дети остаются в распоряжении беспорядочных и случайных сил современного социального окружения, которое неизбежно оказывает на них влияние. Опыт – процесс исследования неопределенности мира. В социальной сфере ребенок исследует, что люди делают и как действуют. Образование, основанное на личном опыте, означает многочисленные и близкие контакты между детьми и взрослыми и возможность управлять процессом социального взаимодействия, ощущать и анализировать последствия своих решений.

Демократия – это не только форма правления, это прежде всего способ жить вместе, гармонизируя интересы членов сообщества. Демократия – это совокупность идей, ценностей и социальных процессов, которые изобретаются, разрабатываются путем тщательного обдумывания, практики и согласия большинства. Таким образом, демократическая школа будет такой, какой ее захотят и смогут сделать ее члены, а это, в свою очередь, будет зависеть от зрелости их идей, ценностей и социального поведения.

В авторитарной школе ни уроки гражданственности, ни теории общественных наук, ни ученические советы не способны создать ничего, кроме карикатуры на демократию, так как реальный полученный ребёнком опыт будет опытом зависимости, страха, притворства, стихийного протеста.

Для ребёнка школа – модель общества. Воспроизводимые в школе модели общения, поведения и взаимодействия становятся основой личности ученика. Самоуправление является реальным способом включения ребёнка в отношения партнёрства, сотрудничества, сотворчества и накопления опыта совместного делового обсуждения проблем жизнедеятельности и их конструктивного решения. Демократия имеет много значений, но если говорить о ее моральном значении, то оно состоит, прежде всего, в ее вкладе в социальное развитие каждого члена общества.

 

Цели учащихся:

· Взять на себя как можно больше ответственности за свое образование.

· Участвовать в управлении школой.

· Способствовать формированию подлинного демократического сообщества и его интересной творческой жизни.

Ведущая идея: организация и осуществление процесса, побуждающего учиться тому, как стать ответственными, компетентными демократическими гражданами своего школьного коллектива, вырабатывающего понимание демократии как образа жизни, как способа взаимодействия с людьми.

Выводы:

· В целях демократического воспитания учащихся необходимо осуществление перехода от подчиненного администратору заведения к школе, которая создает демократическую культуру, где учащиеся, педагоги и администрация готовы совместно участвовать в управлении, принимать решения и разделять ответственность.

· Педагоги должны постоянно помнить, что школьная демократия это познавательный процесс, а осуществление школьного самоправления - создание естественной общественной лаборатории для учащихся со скрытым учебным планом.

· Попытка обучать демократии должна начинаться с последовательной организации управления классом и школой, а также с отношений между администрацией, учителями и учениками на демократических принципах.

· Школа – социальная лаборатория, в которой люди опробуют на практике и усваивают основные политические навыки демократии, получают опыт жизни в демократической социальной среде.

· Мы рассматриваем структуру демократического управления как способ объединения разрозненных групп в единый коллектив, существующий на принципах взаимного уважения, внимания и ответственности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.