Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глобализация.






Вспомним, что развитие истории выражалось в объединении отдельных регионов и конкретных обществ в общемировое целое. Последовательно рос объем связей и взаимозависимостей. На определенном этапе объем этих связей порождает новое качество, которое мы обозначаем как глобализация. В этом смысле глобализация — определенный и закономерный этап общеисторического процесса.

В XX в. возникает новое качество мировой истории — формирование мирового целого. Процессы глобализации разворачиваются с XVI века. Но если до Колумба догосударственные общества могли существовать изолированно, то после уже нет. Общества, резко отстаю­щие от динамично развивающихся, не могут долго существовать и погибают.

Что способствует «открытию»? Если в «закрытом» обществе обнаруживается нечто, что нужно всему человечеству (нефть, газ, металлы и пр.), то происходит «открытие», а затем модернизационные изменения. Устойчивое существование закрытых обществ во второй половине ХIХ-ХХ вв. становится невозможным, так как информационно-культурные и эконо­мические составляющие глобализации (прежде всего во второй половине XX века) в буквальном смысле разрушают традиционный уклад как силу, противостоящую внедрению эффективных стратегий.

Любые примеры современных закрытых обществ (Ливия, Иран, Северная Корея) иллюзорны. По существу в этих странах идет процесс разложения традиционного общества и вызревания культурных, гносеологических, психологических предпосылок перехода к тотальной динамизации.

Вопросы к учащимся:

Приведите примеры «открытия» стран в XIX — первой половине XX вв.

Идет ли процесс «открытия» сейчас? Сохранят ли, по вашему, свою «закрытость» такие страны, как Северная Корея. Куба? Обоснуйте свое мнение.

Согласились бы вы с утверждением, что сейчас нет способа изолировать себя от мира, что Интернет, новые средства ком­муникации глобализируют мир, делают его открытым?

2. Глобальные проблемы человечества(см. схему 24 приложения ).

Глобализация всех процессов связана и с осознанием мировым сообществом единства жизненного пути, необходимости совместно борьбы за выживание человечества.

В начале XX в. — эйфория от технических изобретений: электричество, телефон. Думали: прогресс — и так будет всегда! Фантасты рисовали будущее в розовых красках.

Считали, что природа неизменна, неисчерпаема, что ее возможности безграничны, что с ней можно делать все что угодно.

В конце XX в. человечество ощутило не безграничность природы. Осознав приблизительно в 1960-е гг. угрозу, стоящую перед челове­чеством, и необходимость принятия мер для его выживания, люди поня­ли, что надо переходить на энергоматериалосберегающие техноло­гии. Возникнув, эта идея стала разрабатываться учеными и посте­пенно проникать в массы.

В 1970—1980-е гг. появились концепции экологической катастрофы Земли:

1. Советский академик Н.Н. Моисеев выдвинул теорию ядерной зимы: если произойдет обмен ядерными ударами между СССР и США, биосфера перестанет существовать, а если и сохранится, то человек в ней не сможет выжить.

2. В эти же годы представители «Римского клуба», созданной в 1968 г. международной организации ученых, общественных и политических деятелей, привлекли внимание общественности к глобальным проблемам современного человечества, связанным с научно-техническим развитием. Они поставили во­прос: что будет, если человечество никак не станет реагировать на угрожающие жизни явления, при стихийности развития пробле­мы, самотеке? Ответ был таков: биосфера разрушится в конце XXI в.

3. В середине 1990-х гг. российский ученый В. Горшков (его точ­ку зрения разделяют ученые Моисеев, Данилов-Даниелян и др.) при­шел к выводу, что биосфера вышла из состояния равновесия еще в нача­ле ХIХ в. Последствия этого: нарушен цикл углерода, он захоронен в море, в поч­ве. А это является очень серьезной проблемой для человечества. Условием выхода из кризиса ученый считает со­кращение численности населения в 10 раз, уменьшение давления на природу. Природа сама восстановит равновесие, ведь любая система стремится к равновесию. Если оно нарушается, есть механизм вос­становления, «ремонтные виды» меняют друг друга, пока не восста­новятся.

Вопросы к учащимся:

Что такое глобальные проблемы человечества?

Почему эти проблемы обозначают как «глобальные»?

3. Интеграционные процессы в современном мире.

Если в XIX веке страны Европы создавали или укрепляли национальные государства (происходил процесс размежевания), то в динамичный мир XX в. входит процесс интеграции.

Интеграционные процессыв XX веке начинают принимать глобальный характер. Причем в Европе этот процесс носит и экономический, и политический ха­рактер. Особо отметим, что глобализация, являясь центральной тенденцией современного этапа мирового развития, сопровождается интеграционными процессами, или интеграцией.

Закономерен вопрос: чем интеграция отличается от глобализации.

Итак, глобализация – это процесс, в результате которого все более прозрачным становятся границы национальных государств в различных областях – экономике, социальном взаимодействии и т.п.

А интеграция – это процесс сближения, объединения на межгосударственном уровне с подписанием необходимых документов.

Вопрос к учащимся:

Приведите примеры интеграционных процессов в Европе в конце XX — начале XXI вв.

Обратите внимание!

Исторически и Азия, и Европа переживали ряд войн, попы­ток интеграции. Например, Европа прошла через следующие этапы:

• Римская империя использовала цивилизационно-силовой метод: объединение силой плюс благами цивилизации и государственности. Империя формировалась как языче­ское государство, толерантное к культам покоренных наро­дов. Крах римской империи стал крахом мирового интегра­тора.

Христианство объединило европейский мир вокруг моноте­истической религии и завершило это объединение.

Наполеоновские войны — попытка силой объединить стра­ны Европы под эгидой Франции в целях ускорения их бур­жуазного развития.

• Либерально-секулярная парадигма объединяет в XX—XXI вв. одни страны и заставляет выпадать из Европы другие.

4. Демографическая проблема

А. Изменение традиционной модели семьи, соотношения смер­тей и рождений.

В начале XX в. население Земли составляло, приблизительно 1 млрд. человек, в конце XX в. — 6 млрд.

Почему такое резкое увеличение? Для традиционного общества характерно рождение 10—12 детей и смерть половины из них. Модернизированное обще­ство с развитым здравоохранением показывает прогресс выжива­ния, при этом сокращается количество детей в семье (не надо ро­жать «с запасом»), для модернизированного общества характерна семья с 1 - 2 детьми.

Почему же в XX в. резко увеличивается количество население. Какие общества дают этот скачок? Нетрадиционные, где велика смертность, и не модернизированные, где низка рождаемость. Дело в том, что в XX в. большинство обществ только вступили в полосу модернизации и находятся на промежуточной ступени перехода от традиционного к модернизированному обществу (полиативное общество).

Обратите внимание!

Происходит следующая трансформация рождений и детской смертности (см. схему 25 приложения).

Вопрос к учащимся:

Выскажите свой прогноз по поводу демографической ситуа­ции в мире в нашем веке.

Б. Городская революция.

В новое время шел постоянный процесс урбанизации.

Вопрос к учащимся:

Что такое урбанизация?

Урбанизация процесс постепенный, связанный с промыш­ленной революцией.

Вопросы к учащимся:

Что такое промышленная революция?

В каких странах она началась наиболее рано?

Обратите внимание!

Пока промышленная революция идет только в городах, не за­трагивая село, страна остается аграрной, как только промышлен­ная революция переходит в село, страна переходит в индустри­альную фазу, ее развитие ускоряется, общество обретает мощ­нейшую динамику.

В XIX в. Англия оказалась первой страной, где городское на­селение стало преобладать над сельским. В XX в. городская рево­люция распространилась по всему миру.

Обратите внимание!

Биологическая регуляция рождаемости зависит от плотности населения.

Большая плотность (город) — малая рождаемость.

Малая плотность (деревня) — большая рождаемость.

Процесс т.н. называемой городской революцией, сейчас идет и в Африке, где иногда люди приходят в города из каменного века.

5. Модернизационные процессы и их перспективы.

XX в. оказался временем исключительной динамики, веком количественных и значительных расширений пространства.

В конце XX в. — динамично развиваются Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Бразилия, Тайвань, Европа без Боснии и Албании. Качественное ускорение развития произошло в Великобритании, Германии, США, Франции. Мир динамики расширился, он сужает, разлагает мир статики.

Динамичный тип общества впервые сложился в Западной Ев­ропе, где люди стали думать, как из минимума ресурсов получить максимум пользы. В ответ на вызов Западной динамизации в мире разворачиваются модернизационные процессы. Они идут с XVIII в., к концу XX в. охватывают весь земной шар и продолжаются в XXI в.

И если в новое время наибольшую динамику демонстри­ровали страны протестантизма, то во второй половине XX в. к ним присоединились конфуцианские страны. Примеры Японии и т.н. «новых тигров» показывают, что существо цивилизации может быть настолько изменено, что она приобретает имманентное развитие.

Развитие некоторых стран Востока в XX в. показало, что вестернизация (усвоение модели Запада) - не единственный путь модернизации, но возможны и иные варианты (в Японии. Южной Корее, Тайване и др. странах, сохранивших свои традиции и минимизировавших вестернизацию).

На основании учебника и дополнительной литературы заполните таблицу 48.

Таблица 48

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.