Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страны Центральной и Юго-Восточной Европы в 50-60-е гг.






Цели:

1) рассмотреть попытки «демократического обновления социализма» в ГДР, Венгрии, Чехословакии, Польше;

2) дать оценку политики СССР по «защите реального социализма», объяснить смысл «доктрины Брежнева»;

3) выделить основные направления реформирования стран по пути социализма.

Опора на пройденный материал:

знать основные события, которые происходили в странах этого региона во второй половине 40-х гг., а также в 50-60-е гг. в Чехословакии и Югославии (материал 9 класса) и странах Запада, ориентироваться в международных отношениях этого периода.

Основные понятия:

сталинская модель социализма, ОВД, СЭВ, административно-хозяйственная система, индустриализация, кооперирование.

 

Как и для стран Запада, эти годы были успешными и для государств этого региона (2, с. 203-207). Для подтверждения этого тезиса приведем таблицу.

Таблица 30

Среднегодовые темпы развития стран - членов СЭВ:

 

  1951-1955 гг. 1956-1960 гг. 1961-1965 гг. 1966-1970 гг.
Национальный доход 10, 8 8, 5 6, 0 7, 4
Промышленное производство 13, 6 10, 1 8, 3 8, 3
Производство сельского хозяйства 4, 0 4, 8 2, 1 3, 7

 

Кроме того, можно использовать таблицу из учебника Л.Н. Алексашкиной (2, с. 214, задание 3).

А теперь отметим основные черты в развитии стран Центральной и Юго-Восточной Европы:

- завершается создание мощного государственного сектора, развитие тяжелой индустрии и кооперирование сельского хозяйства;

- происходит первая волна хозяйственных реформ – совершенствование системы планирования и управления народным хозяйством (Югославия 1950-е г., Польша 1956 г., ВНР 1953 г., 1968 г., ЧССР 1965 г.);

- период попыток слома сталинской модели социализма;

- расширяется сфера экономических, политических и военных отношений между странами этого региона и СССР;

- появляются первые сигналы экономического неблагополучия;

- проявляется отставание от западных стран по техническому уровню производства, конкурентоспособности продукции и качеству жизни.

Эти годы определяются как период строительства основ социализма.

В странах Центральной и Юго-Восточной Европы проводятся:

1. Индустриализация.

2. Кооперирование.

Индустриализация

Была сделана ориентация на первоочередное развитие тяжелой промышленности, плановость и централизацию. Благодаря индустриализации Албания, Болгария, Румыния превратились из аграрных стран в индустриально-аграрные.

Ускоренная индустриализация создала почти полный комплекс отраслей с упором на тяжелую промышленность. В то же время затраты энергии и ресурсов на производство единицы промышленной продукции в этих странах в среднем были в 2 раза больше, чем в западноевропейских государствах.

Кооперирование

Главные отличия сельскохозяйственного кооперирования от СССР:

1) сохранилась частная собственность крестьян на землю;

2) большая или меньшая степень обобществления земли, сельскохозяйственного инвентаря и скота;

3) большая помощь от государства.

Процесс кооперирования был завершен к началу 60-х гг. (Болгария, ГДР, Чехословакия, Венгрия, Румыния). Две страны от проведенного кооперирования впоследствии отказались (Польша, Югославия).

В развитии европейских социалистических стран в эти годы существовала большая противоречивость процессов развития в социально-экономических и политических сферах.

Руководство ряда стран переоценили успехи – стали форсировать процесс индустриализации и коллективизации, возникли диспропорции между промышленностью и сельским хозяйством. В то же время созданный производственный потенциал функционировал недостаточно эффективно.

Ряд социально-экономических проблем, которые стояли перед этими странами, не только не удалось решить, но они значительно обострились:

1. Жилищная проблема.

2. Обеспечение населения продовольствием и промышленными товарами.

3. Развитие сферы услуг.

В некоторых странах Центральной и Юго-Восточной Европы стали возникать «культики личности» (М. Ракоши в ВНР, В. Червенков в НРБ, Э. Ходжа в Албании).

Страны ЦЮВЕ взяли на вооружение теорию Сталина – в период строительства социализма обостряется классовая борьба, проходят репрессии (Венгрия, Польша, Чехословакия, Болгария).

После смерти Сталина вносятся определенные коррективы в политику. Были снижены чрезмерные темпы индустриализации, увеличены капиталовложения в легкую и пищевую промышленность, в сельское хозяйство.

На рубеже 40-50-х гг. в этих странах стала складываться советская модель социализма.

Выделим ее основные черты:

1. Существование административно-командной системы (т.н. принудительно-направляемое хозяйство – Л. Эрхард).

К характерным чертам этой системы можно отнести:

1. Управление экономикой с жестким централизованным планированием.

2. Игнорирование законов рынка.

3. Отсутствие соревнования различных форм собственности.

Была создана хозяйственная машина, которая движется только на принуждении и страхе. Она приводила к ущемлению интересов потребителя, дефициту продуктов питания и товаров народного потребления. Это вело к постоянному снижению жизненного уровня жизни трудящихся.

В связи с возникшими проблемами, требовались радикальные реформы (демонтаж командно-административной системы управления и создание новой системы, которая основана на экономических стимулах и законах рынка).

В большинстве стран Центральной и Юго-Восточной Европы руководство отказывалось от проведения таких реформ, т. к. они считали, что это приведет к реставрации капитализма. Другие же проводили их медленно и нерешительно, а если проявлялась большая активность, то советское руководство вмешивалось в эти процессы (Венгрия 1956 г., ЧССР 1968 г.).

Эти годы показали неспособность режимов, которые возникали в странах, строить свою социально-экономическую политику так, чтобы идти в ногу с достижениями НТР. Командно-административная система управления экономикой привела к государственному монополизму в народном хозяйстве, порождала загнивание, неэффективность производства. Это вело к нарастанию отставания хозяйственного, технологического, научно-технического развития этих стран от стран несоциалистической зоны.

2. Политическая система.

Основой этой системы являлась монополия правящей коммунистической партии на власть.

В ряде стран существовала однопартийная система: Венгрия - Венгерская партия трудящихся ВПТ, с 1956 г. – Венгерская социалистическая рабочая партия (ВСРП); Румыния – Румынская коммунистическая партия (РКП); Югославия – Коммунистическая партия Югославии (КПЮ), с 1952 г. – Союз коммунистов Югославии (СКЮ); Албания – Албанская партия труда (АПТ),

В других - многопартийная система при руководящей роли коммунистической партии (ГДР – Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ); Польша – Польская объединенная рабочая партия (ПОРП); Чехословакия – Коммунистическая партия Чехословакии (КПЧ); Болгария – Болгарская коммунистическая партия (БКП).

Каждая из этих стран представляла собой «партийное государство», в котором произошло сращивание верхушки правящей партии, государственного и хозяйственного аппарата. В этих странах отсутствовала парламентская демократия и общественный контроль над действиями властей. Это привело к коррупции, произволу, беззаконию, нежеланию знать настроения и потребности трудящихся, а главное к глубокой пропасти, которая отделяла управляющих от управляемых.

3. Идейная основа.

Догматизированный марксизм, который превратился в господствующую идеологию. Данный строй имел непосредственный репрессивный аппарат, имеющий специальные управления по борьбе с «идеологическими диверсиями».

В итоге была создана сталинская модель социализма, для которой были характерны следующие черты:

- человек отлучен от власти и собственности;

- плановая система;

- централизованная экономика;

- монополизм одной партии;

- господство одной идеологии;

- отсутствие настоящей демократии.

Первые кризисы в социалистической системе произошли уже в начале 1950-х гг. После смерти И. Сталина были серьезные выступления против тоталитаризма в Польше и Восточной Германии.

В 1956 г. страны Центральной и Юго-Восточной Европы бурно отреагировали на решения ХХ съезда КПСС, развенчавшие культ личности Сталина (Польша, Венгрия).

В 1960-е гг. две страны (Югославия и Албания) противопоставили себя советскому «гегемонизму». В этот же период руководство Румынии стало проводить отличительную от стран ОВД и СЭВ политику.

Крупным потрясением социалистической системы стали события 1968 г. в Чехословакии. В этом же году прокатилась волна выступлений в Польше.

В этих условиях в СССР была принята т.н. доктрина «ограниченного суверенитета», которая сыграла не последнюю роль в драматической истории стран социализма и способствовала консервации существующих режимов. Эта доктрина связана с именем Л.Брежнева, когда он летом и осенью 1968 г. настойчиво выдвигал тезис, согласно которому никто не вправе вмешиваться извне в процессы строительства социализма в странах социалистического содружества, но дело меняется коренным образом, когда возникает опасность социализму в той или иной стране.

Особенно показательна в этом плане его речь на V съезде Польской объединенной рабочей партии 12 ноября 1968 г. Он высказал следующий тезис: «…когда внутренние и внешние силы, враждебные социализму, пытаются повернуть развитие какой-либо социалистической страны в направлении реставрации капиталистических порядков, когда возникает угроза делу социализма в этой стране, угроза безопасности социалистического содружества в целом, - это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, заботой всех социалистических стран» (7, с. 329).

Взаимоотношения между странами Центральной и Юго-Восточной Европы и СССР.

В эти годы происходит постепенное углубление разноплановых связей. Военно-политические отношения были дополнены социально-экономическими связями и отношениями, все более глубоким политическим и военным сотрудничеством.

Выделим основные формы сотрудничества.

1. Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) образован в 1949 г. В него вошли Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. В 1950 г. - вступила ГДР, 1962 г. - Монголия, 1964 г. - Югославия, 1972 г. - Куба.

СЭВ создавалась как организация, которая вырабатывала совместную экономическую политику и давала рекомендации своим участникам, под его воздействием стало складываться международное социалистическое разделение труда.

Европейские страны СЭВ в 1960-е г. за счет собственного производства и взаимных поставок удовлетворяли свои поставки в электроэнергии, многих видах топлива, сырья и материалов.

Индустриализация стран СЭВ поставила вопрос об объединении их усилий в создании надежной топливно-сырьевой и энергетической базы. К концу 1960-х гг. международное социалистическое разделение труда превратилось в важный фактор расширенного воспроизводства в каждой социалистической стране – члене СЭВ.

В эти годы Международным банком экономического сотрудничества была создана система переводного рубля. Смысл этих расчетов заключался в обмене одних товаров на другие, и такая практика идеально вписывалась в систему централизованного государственного планирования.

2. В 1955 г. заключен Варшавский договор, который дополнил двухсторонние союзнические соглашения многосторонним военно-политическим союзом. В него входили Албания (с 1962 г. не участвовала), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия.

Для взаимных консультаций и рассмотрения разных вопросов был создан Политический консультативный комитет (ПКК). Образовано Объединенное командование вооруженными силами, выделенными по соглашению между участниками Варшавского договора в ведении этого командования.

После изучения данной темы можно предложить следующее задание:

Задание 1:

Что было общим в преобразованиях 1950-х гг. в восточноевропейских странах и социалистическом строительстве в 1930-е гг. в СССР? В чем состояли особенности стран Восточной Европы? (3, с. 41).

Задание на дом: повторить понятия «Классическая экономическая теория XIX в.» и «Кейнсианство».

Выводы:

В итоге преобразований были нарушены исторически сложившиеся политические, экономические, научные, культурные и гуманитарные связи между западноевропейскими странами и странами ЦЮВЕ.

Конечно, при всей важности и ценности связей этих стран с СССР они не могли заполнить тот вакуум, который создался в связи с искусственным разделом народов и государств европейского континента.

Страны Запада в 70-80-е гг .(сокращенный вариант)(2, с.194-196).

Цели:

1) указать причины экономического кризиса 1970-х гг.;

2) рассмотреть основные направления социально-экономической политики неоконсерваторов в 1980-е гг., пояснив почему эту политику называют неоконсервативной революцией.

Опора на пройденный материал:

знание истории стран Запада в предшествующий период, а также истории США, Франции и Германии в этот период (материал 9 класса), истории международных отношений в 1970-1980-е гг., вспомнить основные положения неоконсервативной модели (тема «Итоги первой мировой войны» - 11 класс), характерные черты НТР.

Основные понятия:

второй этап НТР, кибернетика.

 

В 1970-е гг. ведущие страны Запада были поражены кризисными яв­лениями. Перед руководителями этих стран встала проблема: что делать? Ответ: отказ от старой социально-ориентированной модели развития. Нужны новые ме­тоды, новые идеи.

Появились политики консервативной ориентации, " новые правые", ко­торые в области теории опирались на работы идеологов монетаризма - Ф. Хайека и М. Фридмана, критиковавших концепцию Дж.М. Кейнса.

Политика консерваторов базировалась на следующих походах:

• Снижение налогов на прибыль компаний;

• Повышение косвенных налогов;

• Уменьшение взносов предпринимателей в фонды социального страхова­ния;

• Свертывание ряда программ помощи малообеспеченным слоям населения;

• Сокращение расходов на образование и здравоохранение;

• Серьезные ограничения вмешательства государства в экономику;

• Приватизация.

Первопроходцем этого курса стала Великобритания (май 1979 г. - пре­мьер-министром страны стала лидер консерваторов М. Тэтчер). Эту же линию в январе 1981 г. начинает проводить президент США Р. Рейган, а в октябре 1982 г. - канцлер ФРГ Г. Коль. С 1983 г. пятипартийная правительственная коалиция в Ита­лии упор в своей деятельности делает на идеи неоконсерватизма. В последующие го­ды этот курс начинают проводить в Испании, Португалии, скандинавских стра­нах, а еще позднее - в бывших странах социализма Центральной и Юго-Восточной Европы.

Результат: во второй половине 1980-х г. в ведущих странах Запада насту­пила экономическая стабилизация.

Вывод:

В этот период страны Запада охватил экономический, валютно-финансовый, энергетический, сырьевой кризис, с ним эти страны успешно справились, была реализована неоконсервативная модель развития; кроме того был совершен второй этап НТР, продолжались интеграционные процессы.

Страны Запада в 70-80-е гг .(расширенный вариант).

Цели:

1) указать причины экономического кризиса 1970-х гг.;

2) рассмотреть основные направления социально-экономической политики неоконсерваторов в 1980-е гг., пояснив почему эту политику называют неоконсервативной революцией.

Опора на пройденный материал:

знание истории стран Запада в предшествующий период, а также истории США, Франции и Германии в этот период (материал 9 класса), истории международных отношений в 1970-1980-е гг., вспомнить основные положения неоконсервативной модели (тема «Итоги первой мировой войны» - 11 класс), характерные черты НТР.

Основные понятия:

второй этап НТР, кибернетика.

 

Общая оценка этого периода

1970-1980-е гг. – один из важнейших периодов в истории стран Запада.

В эти годы происходят колоссальные изменения в экономике стран, в их политике, в идеологии, в их взаимоотношениях.

Кроме того происходят изменения в отношениях между государствами с различными общественным строем (об этом подробно в теме: «Международные отношения в 1969 - 1985 гг.»).

Кардинальные изменения, которые произошли в экономической политике, стабилизируют экономическую ситуацию, что приводит к политической стабильности.

 

Начнем рассмотрение этой темы с экономической ситуации в начале 1970-х гг.

Страны Запада были охвачены различными кризисными явлениями (2, с.163):

- 1974 – 1975 гг. – общее падение промышленного производства составило 10 %. (США – 14%, Великобритания – 7%, Франция – 14%, ФРГ – 8%, Италия – 13%).

- В этот период происходит падение объема внешней торговли между странами.

- Повышается уровень инфляции – 15-20% в год.

- Рост безработицы, которая составляла 5-6% от трудоспособного населения.

- В 1973 г. резко стали повышаться цены на нефть и газ, баррель нефти, который продавался в 1972 г. за 2, 5 долл., оценивался в 1980 г. в 34 долл., от этого очень сильно пострадали США и ведущие страны Западной Европы.

- Начинается валютно-финансовый кризис. С 1944 г. в странах Запада действовала Бреттон-Вудская система, в соответствии с которой главной валютой западного мира был доллар. Но постепенно весь западный мир заполнил доллар и стали укрепляться такие валюты, как японская иена, западногерманская марка, швейцарский франк. Это привело к тому, что был введен т.н. «плавающий» курс валют.

Все эти явления способствовали подъему социальных движений (подробнее см. 2, с.169-171).

Все эти факты свидетельствами не только о серьезных проблемах в развитии этих странах, но и указывали на необходимость появления новой идеологии.

Для лучшего понимания новой идеологии (неоконсерватизм), укажем, что существует три типа экономических теорий, две из них нам уже известны:

1. Классическая экономическая теория, которая господствовала в странах Запада в XIX - начале XX вв.

2. «Кейнсианство» («неолиберализм») – возникло в 1930-е гг., очень ярко проявилось в деятельности американского президента Ф. Рузвельта («Новый курс»).

3. Третья теория появилась на рубеже 1970-1980-х гг. и получила название «неоконсерватизм».

После этой информации можно предложить учащимся задание в виде теста. Учитель называет то или иное положение одной из трех теорий, а учащиеся определяют – к какой из них оно относится.

Итак, отметьте характерные черты (19, с.227-278):

1. Классической экономической теории.

2. «Кейнсианства».

3. «Неоконсерватизма»:

а) активное вмешательство государства в регулирование экономики;

б) стихийное рыночное регулирование экономики;

в) ограниченное регулирование экономики государством;

г) полная свобода частного предпринимательства;

д) полное невмешательство государства во взаимоотношения между работником и предпринимателем;

е) рыночный спрос регулирует и определяет производство товаров;

ж) стимулирование государством инициативы частного предпринимательства;

з) прогрессивный подоходный налог позволяет государству перераспределять средства в пользу малоимущих, стимулируя эффективный спрос;

и) сокращение социальных расходов;

к) финансирование экономики с помощью дефицитного госбюджета;

л) полная занятость рабочей силы – нормальное состояние экономики, безработица или нехватка рабочих рук – временное отклонение от нормы;

м) уровень занятости рабочей силы находится в зависимости от эффективного спроса;

н) полная занятость рабочей силы – частный случай в развитии экономики;

о) приватизация предприятий;

п) монетаризм;

р) создание широкой системы социального обеспечения;

с) государство должно заботиться о том, чтобы его доходы превышали расходы;

т) сокращение дефицита госбюджета;

у) поддержка профсоюзов;

ф) свободная рыночная конкуренция;

х) государственное регулирование рынка косвенными методами.

Ответы: 1. – б, г, д, е, н, (п), с, ф; 2. – а, з, к, м, л, р, у, х; 3. – в, е, ж, и, п, т, ф, (х).

Новая идеология начинает активно внедряться в ряде стран Запада и первой страной, ставшей на этот путь стала Великобритания (май 1979 г. – лидер консервативной партии М. Тэтчер становится премьер-министром), в 1981 г. эта идеология начинает реализовываться в США – президентом страны становится республиканец Р. Рейган (см. 2, с.179). 1 октября 1982 г. федеральным канцлером ФРГ становится сторонник неоконсерватизма Гельмут Коль (партийная принадлежность - ХДС).

С 1983 г. начинает проводить эту линию Италия, на рубеже 1980 - 1990-х гг. – Швеция, Норвегия, Испания, Португалия, страны Латинской Америки, в начале 1990-х гг. реформы в этом направлении начинают бывшие страны социализма.

Результат этой политики – экономическая ситуация в странах Запада стабилизировалась. Темпы развития увеличились до 3 % в год. В последующие годы быстрые темпы прироста дают: ФРГ, Франция - 5%, Япония – 6%, Италия – 4%. Уровень инфляции упал до 2- 5% год.

Но серьезной проблемой остается безработица – 7, 5 % (Италия и Великобритания – 10%).

Тем не менее, в целом, экономическая ситуация стабилизировалась, что способствовало с одной стороны, росту материального благосостояния людей (пример по США – 2, с.175), а с другой политической стабилизации.

На очередных выборах победы одержали те же политики: Р. Рейган (1984 г.), М. Тэтчер (1983 г., 1987 г.), Г. Коль (1983 г., 1987 г., 1990 г.).

Однако основы экономики, утвердившиеся после войны, остались неизменными: рынок; частная собственность; защита государством прав и интересов граждан; укрепление демократических устоев и традиций; повышение уровня жизни населения.

Большим подспорьем для экономического роста стал второй этап НТР, для которого были характерны следующие черты:

1. Большое внимание стало уделяться связи науки с производством. Наука становится производительной силой.

2. Происходит дальнейшее совершенствование техники и технологии.

3. Электронизация и комплексная автоматизация производства.

4. Серьезные изменения в области управления. Появляется «кибернетика» (управление информацией).

5. Переход от бумажной информации к компьютерной.

После этого выделим основные события, связанные со вторым этапом НТР, использовав для этого учебник Л.Н. Алексашкиной (2, с.163-166) и список научных открытий и технических изобретений, приведенный в теме: «Страны Запада в 50-60-е гг.».

В помощь учителю.

Таблица 31

Этапы НТР Годы Новая техника и технология Последствия
Первый 1950-1960 гг. Освоение энергии атома, развитие квантовой электроники, лазерной техники, электронных преобразователей энергии, кибернетики, ЭВМ и т.д. АСУ, производство синтетических материалов, пластмасс, «зеленная революция», освоение космоса и т.д.
Второй 1970-1980 гг. Развитие микроэлектроники, биотехнологии, информатики и т.д. Использование искусственных материалов, малоотходные и безотходные производства, промышленное освоение космоса, широкое использование компьютерной техники и т.д.

 

После изучения вопросов, связанных с НТР можно дать учащимся 2 задания:

Задание 1. Первой революцией в производстве принято считать неолитическую революцию, в результате которой древнейшее человечество перешло от присваивающего к производящему хозяйству. Американский социолог Д. Белл считает, что в развитии промышленных технологий было три революционных изменения. Каким этапам модернизации (перехода от традиционного, аграрного общества к индустриальному) соответствует первая и вторая технологические революции Белла? Какому этапу в развитии общества соответствует третья промышленная революция Белла? Каково значение НТР для перехода к этому этапу?

Таблица 32

Технологическая революция Изменения в производстве под ее влиянием
Вторая половина VIII в. – изобретение парового двигателя Произошел переход от мануфактуры к фабрике, к машинному производству
Конец XIX в. – использование электричества и химии в промышленности Повышение производительности труда, появление новых средств транспорта и связи, создание искусственных материалов
Вторая половина ХХ в. – изобретение компьютеров и телекоммуникаций Применение информационных технологий

 

Задание 2. Американский социолог А. Тоффлер рассматривает историю производства в виде трех технологических «волн». Как вы объясните особое внимание ученого к особенностям образования на каждом этапе? Как связаны НТР и изменения в характере труда и образовании?


Таблица 33

«Первая волна» «Вторая волна» «Третья волна»
Возникновение аграрного общества: использование примитивных технологий, ручного труда. Виды производительной деятельности – земледелие, скотоводство, ремесло. Образование означает передачу опыта и навыков. Становление индустриального общества: промышленность становится определяющей отраслью. Развивается массовое, стандартное производство. Человек воспринимается как придаток машины, его труд требует точности, он однообразен и монотонен. Образование служит формированию соответствующих деловых качеств и квалификации. Создание информационного общества. Стандартные монотонные операции выполняет автомат или компьютерная техника. Главными в организации производства становятся информация и творчество. Образование должно быть фундаментальным, дифференцированным, индивидуальным и непрерывным.

 

Завершая вопрос, связанный с НТР, выделим проблемы, которые она несет (2, с.166).

В заключение изучения данной темы, говоря об интеграционных процессах в Западной Европе, укажем на расширение ЕС в эти годы (Великобритания, Ирландия, Дания, Испания, Португалия, Греция). Таким образом, в ЕС к концу 80-х гг. входило 12 государств. Особо подчеркнем, что интеграционные процессы помогают решать многие социально-экономические проблемы современного мира.

Вывод:

В этот период страны Запада охватил экономический, валютно-финансовый, энергетический, сырьевой кризис, с ним эти страны успешно справились, была реализована неоконсервативная модель развития; кроме того был совершен второй этап НТР, продолжались интеграционные процессы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.