Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страны Запада в 50-60-е гг.






Цели:

1) раскрыть основные тенденции в развитии стран Запада;

2) дать определение «интеграция» и указать объективные предпосылки и значение процесса интеграции для ускоренного развития экономик развитых стран;

3) проследить основные этапы интеграции в Западной Европе;

4) объяснить причины, по которым ценности западной цивилизации приобрели общечеловеческое значение.

Опора на пройденный материал:

знать процессы, которые происходили в США, Франции и Германии в этот период (материал 9 класса), а также ситуацию в странах этого региона во второй половине 40-х гг. и международные отношения в 50-60-е гг.; вспомним понятие «кейнсианство» (материал 9 класса) и «социально-ориентированная модель» (тема «Итоги первой мировой войны» - 11 класс).

Основные понятия:

Европейские сообщества (ЕС), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), государственно-монополистический капитализм, либерализация, интеграция.

 

В начале 50-х гг. страны Запада вступили в период стабильного экономического и политического развития.

В 50-е гг. прирост продукции в промышленности составил 60-70 %, а в сельском хозяйстве - 20-30 %. В 60-е гг. темпы экономического развития практически сохранились.

Значительно поднялся уровень жизни большей части населения. Произошел рост реальной заработной платы. Заметно улучшились жилищные условия, повысился уровень образования и медицинского обслуживания. Безработица сократилась до 2, 5-3 %, хотя наблюдались и спады производства, но они стали менее значительными.

Отметим главные факторы таково благополучия:

1. Реформы после войны – в основе идеология (вспомним материал 9 класса об этой теме) «кейнсианства», теория «эффективного спроса», максимальное стимулирование эффективного спроса потребителей. Этот вариант развития называют еще «неолиберальным». Умышленное превышение государственных расходов над доходами должно было искусственно расширить спрос, создать общество «массового потребления» и тем самым поощрить капиталовложения в производство, т.е. стимулировать экономический рост. Но это было чревато неконтролируемой инфляцией, но эта политика была успешной в 50-60 гг.

2. Кроме того, после войны широкое развитие получает государственно-монополистический капитализм (ГМК). Он начинает развиваться быстрыми темпами и превращается в систему, которая регулировала основные сферы экономики и социальных отношений.

ГМК с большей или меньшей степенью проявлялся прямым вмешательством государства в экономику, и отмечался преобладанием косвенных методов регулирования, главным образом через налоги и кредит.

Главными чертами, которыми определялось развитие ГМК в этот период:

- создание в большинстве развитых западных стран обширного государственного сектора;

- национализация некоторых отраслей хозяйства;

- образование государственных и смешанных предприятий в ведущих отраслях экономики;

- быстрое увеличение доли национального дохода, которое перераспределялось через бюджетную систему государства. Доля государственных расходов в ВНП достигла 25-40 %. Быстрый рост государственных расходов был в значительной мере связан с расширением системы социального страхования и обеспечения, а также сферы социальных услуг.

3. Финансовая помощь Западной Европе со стороны США по плану Маршалла. Увеличились закупки промышленного оборудования для предприятий.

4. Бурный рост международной торговли, ее либерализация, создание Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Внешняя торговля стала стимулом развития экономики.

5. Относительно дешевая нефть, которая шла в страны Запада из государств Персидского залива (один баррель нефти стоил 1, 5 доллара).

6. В конце 50 - начале 60-х гг. начинается научно-техническая революция (НТР).

Со всей остротой перед всеми странами мира встала задача решительного преобразования экономики на основе новейшей техники и технологии, ломки устаревшей отраслевой структур народного хозяйства, смены методов управления экономикой. Экстенсивный путь развития экономики к этому времени полностью исчерпал себя. Возникла настоятельная необходимость приспособления к новым условиям научно-технической революции, перехода от экстенсивного к интенсивному типу экономического развития.

Основное содержание НТР - превращение науки в ведущий фактор общественного производства, а также постепенный переход от машинного к комплексно-автоматизированному производству. Особо подчеркнем, что НТР соединяет науку с производством, превращает ее в ведущую производительную силу.

Отметим основные направления развития НТР:

- быстрый процесс автоматизации производства, в особенности в США;

- ускоренное развитие энергетики, прежде всего атомной;

- прогресс химии привел к созданию множества новых продуктов производства (пластмассы, синтетические смолы и волокна);

- положено начало освоению космического пространства, появление реактивных самолетов в гражданской авиации.

Ведущую роль в развитии науки и техники в послевоенные годы играли США. В годы второй мировой войны из Европы в эту страну прибыло немало ученых, которые искали там убежища от фашизма.

На темпы развития НТР большое влияние оказывал рост расходов на науку (за 1953-1970 гг. в США этот показатель значительно вырос).

НТР внесла заметные изменения в социальную структуру общества – модернизация сельского хозяйства привела к сокращению сельского населения в 2-4 раза и перемещения его в города. Таким образом, происходит ускоренная урбанизация.

НТР вызвала качественный скачок в военном деле, в производстве военной продукции работали – лучшие кадры и туда направлялись колоссальные финансовые средства.

Научно- техническая революция предъявила новые требования к человеческому фактору производства:

1) к его квалификации;

2) организации трудового процесса;

3) творческого отношения к выполняемому заданию.

После изучения этого вопроса можно задать 2 задания:

ЗАДАНИЕ 1: Выделите из учебного материала (2, с.163-166) события, связанные с первым этапом НТР.

ЗАДАНИЕ 2: Укажите на то, как использовали достижения НТР США (2, с.174).

В помощь учителю:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.