Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мир в начале ХХ и начале ХХI вв.






(Подробно эта тема изложена в публикации автора -29).

Цели:

1) рассмотреть основные изменения, которые произошли в мире на протяжении ХХ в.;

2) подготовить учащихся к осознанию мира, который был в начале прошлого века, и мира нынешнего;

3) подвести итоги развития мира к началу ХХ и началу ХХI вв.;

4) кратко охарактеризовать основные перемены в облике мировой цивилизации в ХХ в., обратив внимание учащихся на противоречивость и неоднозначность итогов общественного развития.

Опора на пройденный материал:

знания из курса новой истории политической карты мира, общемировых экономических процессов, политической и экономической ситуации в ведущих странах Запада.

Основные понятия:

суверенное государство, зависимые территории, зависимые государства, индустриальное и информационное общество, метрополия, колония, полуколония.

 

Учитель выделяет несколько направлений, по которым будут анализироваться два этих периода.

Первое из них связано с картой мира.

Рассматривая ситуацию в начале ХХ в., указываем на три понятия, которые будут необходимы при изучении курса: суверенное государство, зависимые территории (колонии и доминионы) и зависимые государства. Даем им характеристику и учитель вместе с учащимся показывает на карте данные территориальные образования.

После этого учитель обращается к современной политической карте мира и совместно с учащимися рассматривает те изменения, которые произошли в мире за прошедшие сто лет.

Второе направление наших размышлений связано с процессом сближения разных стран и регионов, с единением мира. Указываем, что в начале ХХ в. шел активный процесс интернационализации жизни, формирования всемирного единого экономического пространства, единого мирового хозяйства и единого мирового рынка.

Но этот процесс экономического единения подрывался сложившейся системой международных отношений, которая в конце концов привела к двум мировым войнам. Одно из последствий этих войн – раскол мира на две социально-экономические системы: капитализм и социализм.

Говоря о современной ситуации в мире, отмечаем, что мировая система социализма исчезла, а капиталистическая система существует и расширяется. Более того, можно отметить, что идет процесс формирования всемирного экономического пространства, процесс всемирной интеграции, складывается духовное и культурное единство человечества.

Третье направление наших размышлений – внутриэкономические и внутриполитические процессы в ведущих странах Запада. На протяжении ХХ в. эти страны прошли путь от индустриального общества к информационному (постиндустриальному) обществу, преодолев два этапа научно-технической революции. В этих странах широкое развитие получило социальное и трудовое законодательство, активно шел процесс формирование правового государства, изменился социальный состав общества, сложились устойчивые партийно-политические системы.

Говоря о партийно-политической системе, отметим, что традиционно все политические партии распределяют по следующей шкале: правые, центристские и левые (на флангах также выделяют крайне правые и крайне левые, а в центре – право- и левоцентристские партии).

Что является определяющим фактором этого распределения?

1. Каким образом конкретная политическая партия относится к государственной власти,

2. Как она понимает функции государства,

3. Каковы ее концепции экономического развития страны, в частности, взгляд на институт частной собственности и на налоги,

4. Какое внимание она уделяет социальным проблемам и как видит пути и методы их решения.

На правом фланге находятся консервативные партии. Они делают ставку на частнопредпринимательскую инициативу и соответственно являются сторонниками низких налогов. Вмешательство государства в экономику должно быть ограниченным. Но само государство должно быть сильным. Государственный сектор должен быть минимальным. Социальные проблемы для консерваторов не являются приоритетными.

Центр политического спектра традиционно занимают либеральные партии. Суть их позиции – экономика, основанная на рыночных отношениях при минимальном участии государства. Рыночные механизмы достаточно эффективны для того, чтобы обеспечить саморегуляцию. То же самое касается и гражданского общества в целом – либералы и здесь не допускают вмешательства, а уж тем более насилия со стороны государства. За государством признается одна функция – поддерживать порядок, обеспечивать безопасные условия жизни для граждан, следить за тем, чтобы соблюдался существующий закон. Они ориентируются преимущественно на интересы средних слоев (интеллигенция, мелкие и средние предприниматели, ремесленники).

Левый фланг представлен социал-демократическими (социалистическими) партиями. Их позиции диаметрально противоположны позициям консерваторов. Социал-демократы выступают не только за активное вмешательство государства в экономику, но и за его непосредственное участие в экономической деятельности. Экономика должна иметь два взаимодействующих и взаимодополняющих сектора: частный и государственный. Социальные проблемы для социал-демократов являются приоритетными. В данном отношении они также выступают за масштабное участие государства, предлагая финансировать многочисленные социальные программы за счет бюджетных средств. Социальные проблемы при этом безусловно решаются. Однако оборотной стороной медали становится неизбежное повышение налогов.

На крайне левом фланге находятся коммунистические партии. Их отличительная черта – принципиально негативное отношение к частной собственности. Коммунисты выступают за огосударствление экономики, развитие ее на плановых началах. При этом решение всех социальных проблем также ложится на плечи государства, т.е. на бюджет. Идеал коммунистов – гармонично развитое общество, в котором полностью обеспечена социальная справедливость, нет бедных и угнетенных, общество, в котором каждый работает по способностям и получает по потребностям. Но практически реализовать данный абстрактный идеал невозможно. Причины:

1. Исчезает мотивация труда,

2. Неизбежным становится прямое или скрытое принуждение,

3. Стремление все планировать и распределять порождает огромный бюрократический аппарат, который начинает довлеть над обществом.

В этом случае приходится жертвовать правами и свободами человека и, как следствие, общество неотвратимо скатывается к жестким диктаторским, тоталитарным режимам, прямо противоречащим теоретически рисуемому идеалу.

Рассмотрев предложенную классификацию, можно использовать дополнительные критерии классификации (демократические, радикальные, экстремистские; конфессиональные, клерикальные; националистические; партии «зеленых»).

В завершении урока следует напомнить учащимся, что на протяжении ХХ в. наблюдались всплески национализма, особенно ярко он проявился в 1990-е гг., когда в Европе распалось целый ряд государств, в том числе и Советский Союз.


Вывод:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.