Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность малого бизнеса и его роль в экономике






 

Можно с уверенностью утверждать, что предпринимательство зародилось в тот момент, когда люди придумали натуральный обмен. Ручной труд, крайне примитивные технологии и общинный уклад жизни привели к необходимости менять один товар на другой. Наиболее предприимчивые граждане быстро догадались, что создавая дефицит на определенный вид товара, можно сильно поднять его стоимость, тем самым сделав более ликвидным. Тогда в мире и произошла дифференциация на богатых и бедных.

Предпринимательство развивалось вместе с человеком. Конечно, современный образ типичного предпринимателя сильно отличается от того, каким он был, например, в период становления государства и института частной собственности. С зарождением капитализма образ делового предприимчивого человека стал постепенно складываться в то, что мы сегодня привыкли понимать под словом «бизнесмен»[3].

История российского предпринимательства началась с большим опозданием относительно Америки и Европы, несмотря на то, что профессия купца появилась в IX—XIII веках. В то время купечество было не только профессией, но и определенным социальным классом. «Третье сословие» — купцы (после дворянства и духовенства), — делилось на три гильдии. Исходя из размеров капитала. Род занятий определялся сословным происхождением, а не только желанием создать собственное дело.

В основном, купеческая деятельность сводилась к торговле и перепродажам. Торговали всем: сырьем, мехом, продовольствием, лесом. Природных богатств было много, страна — большая, и необходимость обеспечения логистики обусловила появление судовладельцев и транспортных компаний.

На этом, частный бизнес в России заканчивался. Были еще ростовщики, однако на Руси во все времена их деятельность считалась аморальной, и превышение ростовщиком определённой процентной ставки преследовалось законодательно. В России практически невозможно было стать предпринимателем «с нуля».[4]

Предпринимательство зародилось во времена Киевской Руси в торговой форме, а также в виде различных промыслов – звероловства и бортничества. Русских купцов можно назвать первыми массовыми представителями российского предпринимательства. Лесной промысел, развивающиеся сельские и городские ремесла, дерево– и металлообработка вместе с торговлей формировали крупные зоны российского предпринимательства. Уже в XI в. на Руси был принят первый документ, регулирующий предпринимательскую деятельность и отношения между предпринимателями – кодекс «Русская Правда». В нем были закреплены принцип и право неприкосновенности собственности предусмотрена возможность банкротства. Татаро-монгольское иго задержало развитие предпринимательства на Руси на века. До XV–XVI вв. предпринимательство проявлялось в основном в виде сельских промыслов. Затем расцвела торговля смолой, воском, льном, коноплей, изделиями из кожи и металла и др. В XVI в. зародилась Нижегородская ярмарка. Монастырские колонии и казачество внесли большую лепту в развитие предпринимательского дела в России. С XVI в. в Московском государстве расцвело торгово-промышленное предпринимательство, подкрепляемое столичным купечеством. Зарождаются поколения предпринимателей. Первым из них считается род Строгановых, породивший крупнейших купцов и промышленников в период XVI–XX вв.[5]

В то самое время, когда в России отменили крепостное право, в США началась война между рабовладельческим Югом и капиталистическим Севером. Юг, где было распространено рабство и аграрная система хозяйствования, и промышленный Север выделились в два отдельных экономических района. На Север стремились предприниматели и основная масса эмигрантов, бегущих из худших финансовых условий с одной мыслью — заработать. Рабочих рук на Севере было достаточно, демографическая ситуация была стабильной, а уровень жизни — хорошим. Неудивительно, что на Севере сосредотачивались предприятия машиностроения, металлообработки, лёгкой промышленности. Основной рабочей силой были многочисленные эмигранты из других стран, которые работали на фабриках, заводах и других предприятиях, получая зарплату. На Юге труд был бесплатным, рабским, и, как следствие, неэффективным. При наличии большого количества свободных земель категорически не хватало рабочих. Север был сильнее экономически и поэтому одержал победу в гражданской войне.

Олицетворением успеха и американской мечты стал «дядя Сэм» (Uncle Sam — шутливая расшифровка аббревиатуры US (United States), которая в виде штемпеля ставилась на упаковки с мясом). Реальным прототипом собирательного образа дяди Сэма стал торговец мясом Сэмуэль Уилсон, воплотивший в себе представления американцев о честности, труде и патриотизме. Он начал самостоятельную жизнь в 14 лет без цента в кармане, став затем процветающим дельцом. Со временем «дядя Сэм» стал синонимом стопроцентного американца и самой Америки как символ жизни по принципу опоры на собственные силы.

Европа тоже пришла к капитализму, однако другим путем — через религию. Протестантизм, возникший в противовес католичеству, создал новую модель этики, где главными ценностями стали упорный труд и накопление денег как осязаемого эквивалента божественной благодати. Германия, Англия и Голландия жили по принципу: если ты трудился в поте лица, считал каждую копейку и в итоге скопил миллион, значит, ты избран богом и будешь спасен.

В Германии (которая населена как католиками, так и протестантами) наилучших экономических успехов добивались протестанты: именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. Характерная черта протестантских обществ — ведение коммерции не только ради увеличения личного потребления, а в качестве богоугодного вида деятельности. Не одно поколение людей, воспитанных на принципах уважения к труду и к деньгам, сделали европейскую экономическую модель такой, какой она дошла до нас.

Такие разные принципы развития капитализма привели к тому, что сегодня налоги от малого и среднего бизнеса в Европе и США (которые все называют развитыми странами) обеспечивают 50% ВВП. В России эта цифра составляет 17%.[6]

Итак, предпринимательская деятельность (предпринимательство) — сложная категория. Ее можно рассматривать в разных аспектах: организационном, экономическом, юридическом и др.

Предпринимательство — это прежде всего вид человеческой деятельности. Причем предпринимательская деятельность не сводится к простой совокупности действий. Она состоит из связанных и последовательных предпринимательских мероприятий (действий), имеющих единую цель. Основная цель предпринимательской деятельности — производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит прибыль[7]. Однако ориентация на достижение коммерческого успеха не является самодовлеющей целью в современном бизнесе.

Наряду с извлечением прибыли для субъектов предпринимательской деятельности принципиальное значение приобретает также вопрос о создании собственного дела (бизнеса), в рамках которого осуществляются производство товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Предпринимательские структуры принимают участие в решении социальных проблем российского общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды. Одна из основных конституционных обязанностей предпринимателей — уплата законно установленных налогов и сборов.

Вместе с тем при создании предпринимательских структур не преследуется цель — уплата налогов и сборов. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК) (п. 1 ст. 3) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это публичная обязанность предпринимателей, вытекающая из реализации предпринимательских действий.

Организационный аспектпредпринимательства выражается в следующем. Основу практической деятельности человека составляет целенаправленное действие.В свою очередь, действие понимается как процесс, направленный на выполнение простой текущей задачи либо подчиненный достижению промежуточного результата целостной деятельности.

В научной среде предпринимательство с точки зрения экономической определенности принято рассматривать в трех аспектах: как экономическую категорию; как метод хозяйствования; как тип экономического мышления.

Так, для характеристики предпринимательства в качестве экономической категории используется система отношений между субъектами и объектами предпринимательства. В свою очередь, рассматривая предпринимательство через призму метода ведения хозяйства, ученые-экономисты выделяют такие признаки предпринимательства, как самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов.

Предпринимательство — особый тип экономического мышления, характеризующийся совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений. Центральное место здесь принадлежит личности предпринимателя. Это — особый склад ума, воля к победе, желание борьбы, творческий характер его труда[8].

Шумпетер трактовал предпринимательство как новаторство. Предприниматели же, согласно определению Й. Шумпетера, – это хозяйственные субъекты, функцией которых является осуществление новых комбинаций и которые выступают как активные субъекты предприятия[9]. При этом Й. Шумпетер полагает, что традиционное ограничение круга предпринимателей только лишь «самостоятельными субъектами» (частными лицами), в принципе, неверно. К предпринимателям следует относить всех, кто выполняет названную функцию, в том числе работников организации, а также и тех, кто реализует инновационную функцию импульсивно, эпизодически: экономистов, финансистов, юристов, консультантов и пр.

Статусный аспект идентификации предпринимателя Й. Шумпетером, не только не принимается в расчет, но представляется Шумпетеру принципиально неверным. Существенным оказывается только функциональный аспект идентификации. В качестве предпринимателя признается только лицо, осуществляющее инновацию (новую комбинацию), и оно перестает быть таковым, как только учрежденное им «дело» начинает дальше функционировать как стабильная система.

Предпринимательство, по мнению Й. Шумпетера, не может рассматриваться как профессия, так как в этом статусе невозможно находиться длительное время. Также весьма условным является и идентификация предпринимателей как класса – данная группа не имеет собственной классовой позиции, правда, предпринимателей отличает особый стиль жизни[10].

Категория «предпринимательство» имеет большое практическое значение. Она широко используется в действующем законодательстве. Достаточно сказать, что в первой и второй частях Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК) термин «предпринимательская деятельность» применяется в 45 статьях. Таким образом, отношения в сфере предпринимательской деятельности являются объектом правового регулирования. В то же время субъекты предпринимательской деятельности вправе издавать локальные (корпоративные) нормативные акты, регулирующие корпоративные отношения, внутренние вопросы деятельности.

Определение понятия «предпринимательская деятельность» дано в п. 1 ст. 2 ГК. Предпринимательскойявляется самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке[11].

Предпринимательство есть рисковая деятельность.Категория «предпринимательский риск» еще не стала предметом повышенного внимания ученых-юристов в силу своей «молодости». В литературе делаются лишь первые попытки в общем смысле сформулировать определение данного понятия. При этом используются теоретические разработки общей проблемы риска различных исследователей.

Категория «риск» весьма многогранна[12]. В связи с этим нельзя не вспомнить о риске собственника (ст. 221 ГК), покупателя (ст. 459), арендатора (ст. 669), сторон в договорах подряда (ст. 705), страхования (ст. 944, 945), предпринимателя (ст. 929, 933) и иных лиц. В каждом из этих случаев содержание риска будет иметь индивидуальные признаки. Так, в ст. 933 ГК предусмотрена возможность заключения договора страхования предпринимательского риска, под которым согласно ст. 929 ГК понимается риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов.[13]

В научный оборот термин «предпринимательство» был введен английским (по некоторым источникам, французом шотландского происхождения) экономистом Ричардом Кантильоном в XVIII веке. Однако, до сих пор отсутствует единый подход к определению феномена «предпринимательства».[14]

Предпринимательская деятельность по своей сути всегда связана с определенным риском и материальной ответственностью за возможные неудачи и провалы, т. е. за результаты тех или иных экономических решений».[15]

И это далеко не полный перечень определения предпринимательства. Основные признаки предпринимательской деятельности изобразим на рис. 1.

Таким образом, современное определение опирается на множество точек зрения. Наиболее общей является понимание предпринимательства в широком смысле, как специфического фактора общественного воспроизводства (наряду с капиталом, землей и трудом), который обеспечивает необходимую динамику процессов воспроизводства путем создания новых, более эффективных комбинаций производственно-сбытовых факторов.

Рис. 1. Основные признаки предпринимательской деятельности[16]

Чтобы предпринимательская деятельность стала эффективной и стабильной, необходимо создать комплекс условий во всех сферах общественной жизни: экономике, праве, политике и др.[17]

Итак, отметим, что гражданин в целях извлечения прибыли может учредить юридическое лицо и получать прибыль от его деятельности или заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В соответствии со ст.23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Любой гражданин имеет право вести предпринимательскую деятельностью, но не всякий гражданин способен реализовать это право.

Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать следующими общими признаками субъекта гражданского права:

§ Правоспособностью (способностью иметь гражданские права и нести обязанности)

§ Дееспособностью (способностью своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права)

§ Иметь место жительства (место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно).

Осуществлять предпринимательскую деятельность могут только дееспособные граждане, то есть те, которые в состоянии самостоятельно совершать юридические действия, заключать сделки и исполнять их, приобретать имущество и владеть, пользоваться и распоряжаться им. По общему правилу гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступления совершеннолетия (по достижении 18 летнего возраста).

Статус индивидуального предпринимателя приобретается в результате государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Индивидуальный предприниматель - это гражданин, занимающийся предпринимательской (коммерческой) деятельностью без образования юридического лица.

Гражданин может действовать на рынке в качестве индивидуального предпринимателя только с момента его государственной регистрации.

Самостоятельной разновидностью индивидуального предпринимателя является глава фермерского хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, который также признается индивидуальным предпринимателем с момента государственной регистрации его фермерского хозяйства[18].

Также отметим, что в РФ критерием отнесения предприятия к малым является численность всего персонала как состоящего в штате, так и работающего по гражданско-правовым договорам.

Субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% и в котором средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

§ в промышленности, строительстве и на транспорте: 100 чел.

§ в сельском хозяйстве и научно-технической сфере: 60 чел.

§ в оптовой торговле: 50 чел.

§ в розничной торговле и бытовом обслуживании населения: 30 чел.

§ в остальных отраслях: 50 чел.

Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным законами критериям (показателям), конституирующих сущность понятия. Основным критерием отнесения субъектов рыночной экономики к субъектам малого предпринимательства в первую очередь является средняя численность работников, занятых в отчетный период на предприятии. Наиболее часто применяются следующие критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства: средняя численность занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов[19].

Макропредпринимательство, в свою очередь - интрапренерство, сферой деятельности которого являются процессы, охватывающие предприятие в целом и его аффилированные структуры[20].

Развитое малое предпринимательство - уникальный и эффективный инструмент для достижения основной цели экономического развития стран - создания эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения, достойное участие России в мировом экономическом сообществе.

Малый бизнес способен быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям.

В развитых странах малое предпринимательство является основой национальной экономики, доля малого бизнеса в производстве валового внутреннего продукта составляет более половины. В России этот показатель остается на достаточно низком уровне, что говорит о неэффективности функционирования сложившейся системы поддержки малого предпринимательства[21].

Вследствие этого не используются большие потенциальные возможности для роста производства товаров и услуг, занятости и доходов населения, не вовлекаются в экономический оборот имеющиеся значительные ресурсы. Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора и малая инновационная деятельность в настоящее время развиваются слабо.

Становится актуальным исследование экономических условий, источников и инструментов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России и ее регионах; разработка и практическая реализация качественно новой системы региональных программ и экономических механизмов поддержки малого бизнеса.

На современном этапе развития российской экономики решение проблемы выхода региональной экономики из кризисной ситуации связано с осуществлением федеральных и региональных реформ, обеспечивающих решение ряда проблем социально-экономического характера в сфере малого предпринимательства.

Для малых и средних предприятий выбор целей и способов деятельности определяется окружающей средой. Если крупное предприятие занимает или стремится занять на рынке доминирующее положение и строит свою стратегию на основе этой цели, то малый бизнес исходит из имеющихся возможностей, приспосабливаясь и импровизируя в соответствии с меняющейся конъюнктурой.

Развитие малого производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Функционирование малого бизнеса характеризуется и негативными проявлениями. Основными из них являются: малая величина индивидуального капитала; нехватка оборотного капитала; более высокие процент по ссудам. Таким образом, отличительной чертой малого предпринимательства является его неустойчивость, проявляющаяся в массовом разорении, вытеснении их из производства в процессе жесткого «естественного отбора» в условиях рыночной конкуренции[22].

Современный экономический кризис предполагает переход малого предпринимательства на новый уровень развития. Исходя из вышеизложенного, интересно будет рассмотреть роль предпринимательства в социально-экономическом развитии России.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.