Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть I. Основы налогообложения






В. СКВОРЦОВ, Н.О.СКВОРЦОВА

 

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

 

Допущено

Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений

среднего профессионального образования, обучающихся по группе специальностей 0600 «Экономика и управление»

 

2-е издание, исправленное и дополненное

 

Москва

ACADEMA

 

 

УДК 351.713

ББК 65.261.4

С 427

 

Рецензенты:

доктор экономических наук В.А.Кашин;

профессор кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при Правительстве РФ Г.В.Удовенко

 

Скворцов О. В.

С427 Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений / О. В. Скворцов, Н. О. Скворцова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 240 с.

ISBN 5-7695-1632-1

Раскрыты основные понятия теории налогообложения, налоговых си­стем, классификации налогов. Показана организация Государственной на­логовой службы России. Подробно рассмотрены основные виды налогов и методы их расчета. Содержит примеры, в том числе из истории налогооб­ложения, и практические задания.

1-е издание вышло в 2002 г.

Во 2-м издании учтены изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации в 2003 г.

Для студентов учреждений среднего профессионального образования.

 

УДК 351.713

ББК 65.261.4

 

© Скворцов О. В., Скворцова Н.О.,

© Издательский центр «Академия», 2

2002 ISBN 5-7695-1632-1

Содержание

Предисловие. 4

Часть I. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.. 4

Глава 1. Исторические аспекты развития налогообложения в Росси. 4

Глава 2. Организация Государственной налоговой службы Российской Федерации. 13

2.1. Задачи и функции налоговых органов. 13

2.2. Ответственность за нарушения налогового законодательства. 17

2.3. Налоговый контроль. 21

2.4. Порядок направления налоговой декларации и внесения в нее изменений. 23

2.5. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц 25

Глава 3. Понятия и положения первой части Налогового кодекса Российской Федерации. 25

3.1. Общие положения Налогового кодекса. 25

3.2. Понятийный аппарат Налогового кодекса. 27

3.3. Определение перечня налогов. 29

3.4. Права и обязанности участников налоговых отношений. 30

3.5. Определение цены товаров для целей налогообложения. 30

3.6. Уплата налога. 31

3.7. Взыскание налога. 32

3.8. Отсрочка платежа. 33

3.9. Налоговая отчетность. 34

Глава 4. Элементы, функции и классификация. 34

налогов. 34

4.1. Элементы налогов. 34

4.2. Функции налогов. 40

4.3. Классификация налогов. 41

Часть П. НАЛОГИ И СБОРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 44

Глава 5. Основные виды федеральных налогов. 44

5.1. Налог на прибыль организаций. 44

5.2. Налог на добавленную стоимость (НДС) 70

5.3. Налог на доходы физических лиц. 78

5.4. Единый социальный налог. 94

5.5. Платежи за пользование природными ресурсами. 106

5.6. Плата за пользование водными объектами (водный налог) 108

5.7. Акцизы.. 113

5.8. Таможенные пошлины и сборы.. 124

5.9. Налог на операции с ценными бумагами. 131

5.10. Налог на покупку иностранных денежных знаков. 133

5.11. Государственная пошлина. 136

5.12. Сбор за использование наименований «Россия», 145

«Российская Федерация» и образованных на их основе. 145

слов и словосочетаний. 145

Глава 6. Налоги субъектов Российской Федерации. 148

6.1. Налог на имущество предприятий. 148

6.2. Транспортный налог. 155

6.3. Упрощенная система налогообложения. 160

6.4. Единый налог на вмененный доход. 166

6.5. Налог на игорный бизнес. 175

Глава 7. Местные налоги. 178

7.1. Плата за землю.. 178

7 .2. Налог на имущество физических лиц. 186

7.3. Налог на рекламу. 189

7.4. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. 191

Часть III. КОМПЛЕКСНЫЙ ПРИМЕР РАСЧЕТА НАЛОГОВ ОРГАНИЗАЦИИ.. 198

Список литературы.. 213

 

Предисловие

Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги — это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политические и экономические ценности в государстве.

В данном учебном пособии затронут и исторический аспект использования налогов при формировании казны государства. Для экономики важны содержание и конечные цели действия налогового механизма. Поэтому, как бы ни называлась форма принудительного, неэквивалентного, безвозвратного изъятия доли дохода гражданина или предприятия, она всегда будет выражать одностороннее движение денежной формы стоимости от ее создателей к государству. Исторический аспект развития налогообложения поможет читателям понять экономическую сущность нынешних налогов. Платить налоги обязан каждый гражданин, тем самым он вносит посильный вклад в обеспечение цивилизованного образа жизни всей нации. Однако в реальной действительности мы имеем дело с конкретными формами, в которых общественно необходимая категория «налог» используется государственной властью. Согласие на тот или иной налоговый регламент дает нация в целом. Следовательно, степень развития демократического режима — вот тот постулат, на котором основаны тяжесть налогового бремени и полнота реализации фундаментальных принципов налогообложе­ния: справедливость, равномерность, ясность и экономичность налогов. От выбора форм реализации этих принципов зависит, во что будет обращен далее налог — во благо или во зло. Этот выбор мы определяем сами — через нашу волю к экономической свободе и наше желание жить в цивилизованном обществе.

 

 

Часть I. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Глава 1. Исторические аспекты развития налогообложения в России

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги — основная форма доходов государства, ведь появление са­мих налогов связано с самыми первыми общественными потребностями.

С чего все началось? Среди первых форм жертвоприношений, в том числе и религиозного толкования, упоминалась десятина — одна из зародышевых форм налогообложения.

После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь Святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи тех лет интересно следующее сообщение: «Создав церковь Святой Богородицы и дав ей десятину по всей земле Русской: из княжения в Соборную церковь, от всего княжа суда десятую долю, а с торгу каждую десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита десятину».

Итак, первоначальной ставкой налога от всех полученных доходов было 10 %.

По мере объединения Древнерусского государства, т. е. с конца IX в., стала складываться финансовая система Руси. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это, по сути дела, сначала нерегулярный, а затем все более систематический, прямой налог. Князь Олег (912), как только утвердился в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Гривной назывался слиток серебра различной формы (обычно продолговатой), служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. В Древней Руси было известно и поземельное обложение.

Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через реку, «гостиная» — за право иметь склады, «торговая» — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было достаточно слож­ным делом. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «про­дажа» — штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого в возме­щение убытков, а князю — пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви (общины), где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или пла­тить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор и драк. Общественную виру не плати­ли в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув и просуществовав несколько веков как обычай, эти порядки были уза­конены в Русской Правде князя Ярослава Мудрого (ок. 978 — 1054).

Во время татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся баскаками — уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, сами­ми русскими князьями. Налог взимался с каждой души мужского пола и со скота.

Далее история налогообложения сложилась так, что главным источником внутренних доходов стали пошлины. Особенно крупными источниками дохода являлись торговые сборы. Они суще­ственно возросли при князе Иване Калите (1296—1340) за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель.

Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался осьмеником. Он взимал осмничее — сбор за право торговли. С XIII в. на Руси входит в обиход название «таможник» для главного сборщика торговых пошлин. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г., после чего началось создание новой финансовой систе­мы Руси. Главным прямым налогом являлись данные деньги (дань) с черносошных крестьян и посадских людей. Был введен ряд нало­гов: ямские, пищальные — для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство «засек» — укрепле­ний на южных границах Московского государства.

Именно ко времени правления Ивана III относится древнейшая переписная окладная с подробным описанием всех погостов. В каждом погосте описывается прежде всего церковь с ее землей и дворами церковнослужителей, потом оброчные волости, села и деревни великого князя, далее — земли каждого помещика, купца, владыки новгородского; количество высеваемого хлеба, скашиваемых копен сена; доход в пользу землевладельца; «корм», шед­ший наместнику, и т.д.

Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси еще в период татаро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая и поземельный налог. Последний определялся не только количеством земли, но и ее качеством. Земля делилась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, 1 четь — около 0, 5 десятины, сред­ней — 14, худой — 16. Размер налога определяло «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях, ее размер в различных местах был неодинаков, он зависел от области, качества почвы и при­надлежности земель.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.

Иван Грозный (1530—1584) существенно умножил государственные доходы, введя несколько иные способы собирания налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным коли­чеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записы­валось в особые книги.

Итак, при взимании прямых податей главным объектом обло­жения служила земля, а раскладка велась на основании писцовых книг. Книги описывали количество и качество земель, их урожай­ность и населенность. Время от времени писцовые книги повторялись и проверялись.

Во времена правления Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться не по «сохам», а «по жи­вотам и промыслам». Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный муж­чина был обложен меховой или пушной данью, известной под названием ясака. Многие натуральные повинности в это время были заменены денежным оброком. Кроме прямых податей широко прак­тиковались целевые налоги. Такими были ямские деньги, стрелец­кая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги — для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон.

Главными из косвенных налогов оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины, которые были в правле­ние Ивана Грозного упорядочены; судебные пошлины. Раскладка и взимание податей производились земскими общинами, посред­ством выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно «по достатку», для чего со­ставлялись так называемые окладные книги.

При царствовании Романовых налоговая система все более совершенствовалась.

Полоняничная подать, которая собиралась время от времени по особому распоряжению, в царствование Алексея Михайловича (1629—1676) стала постоянной и собиралась ежегодно «со всяких людей». Стрелецкая подать при Иване Грозном была незначитель­ным налогом, а при Алексее Михайловиче стала одним из основ­ных прямых налогов и уплачивалась как натурой, так и деньгами. Развивались пошлины с различных частных сделок, с просьб в административные учреждения, с выдаваемых оттуда грамот — неокладные сборы.

Зачастую при Алексее Михайловиче прибегали к экстренным сборам. С населения взимали сначала двадцатую, потом деся­тую, затем пятую деньгу. То есть прямые налоги «с животов и промыслов» поднялись до 20 %. Увеличивать прямые налоги стало сложно, поэтому была предпринята попытка поправить финансовое положение государства с помощью косвенных нало­гов. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. на пуд. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно. Однако на деле оказа­лось, что наиболее тяжело пострадавшей стороной оказалось беднейшее население. Оно кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Выловленная рыба тут же солилась дешевой солью. После введения указанного акциза солить рыбу оказалось невыгодно. Возник недостаток основного пищевого продукта. К тому же у людей, занятых тяжелым физическим тру­дом, солевой обмен наиболее интенсивен, и соли им требуется больше, чем в среднем для человека. Соляной налог пришлось отменить после московского (соляного) бунта в 1648 г., нача­лась работа по упорядочению финансов на более разумных ос­нованиях.

Была введена таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот. В 1653 г. был издан Торговый устав. В целом для иностранцев таможенная пошлина составляла 12— 13 %, для рус­ских 4—5 %. Таким образом, Торговый устав имел протекциони­стский характер.

В 1667 г. ставки были уточнены Новоторговым уставом. Сохра­нилась пошлина в 8 и 10 денег с рубля для русских и 12 денег с рубля для иностранных купцов. Но добавилось положение, что при проезде в глубь страны иностранцы должны платить еще по гривне с рубля или дополнительно 10 %.

Активное распространение получил введенный налог на иму­щество. Он взимался в размере 3 коп. с четверти переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии.

В царствование Петра I (1672—1725) преобразовательные ре­формы в сочетании с непрерывными войнами требовали крупных финансовых ресурсов. В этот период, помимо стрелецкой подати, вводятся военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, кора­бельные, подать на покупку драгунских лошадей. Царь учредил особую должность — прибыльщиков, обязанность которых — «си­деть и чинить государю прибыли». Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков — десятая часть доходов от их най­ма, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже иноверцы за другие церковные верования. Например, раскольники были обязаны платить двой­ную подать. Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была нало­жена пошлина на усы и бороды.

В дальнейшем прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения, а именно: переход к подушной подати. До 1678 г. единицей налогообложения была соха, устанавливаемая сошным письмом. С 1678 г. такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей стали огораживаться единым плетнем. При­быльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной, единицей обложения вместо двора стала «мужская душа».

В конце XVII — начале XVIII в. начинает создаваться наука о налогообложении как важнейшая часть экономической науки и вообще наук о природе и обществе. В России идеи Адама Смита и других западных экономистов развивал Николай Иванович Турге­нев (1789— 1871) в книге «Опыт теории налогов», где особо выде­лены пять основных правил взимания налогов.

В практическом налогообложении в России крупные преобра­зования происходили в период царствования Екатерины II (1729 — 1796). Прежде всего она внесла кардинальные изменения в налого­обложение купечества. Были отменены промысловые налоги и по­душная подать с купцов и установлен гильдейский сбор. Купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Для того чтобы попасть в третью гильдию, нуж­но было иметь капитал более 500 руб. Имевшие меньший капитал считались не купцами, а мещанами и уплачивали подушную по­дать. При капитале от 1 тыс. до 10 тыс. руб. купец входил во вторую гильдию, а с большим капиталом — в первую. Объявлял о своем капитале каждый купец сам, «по совести». Проверки имущества не производились, доносы на его утайку не принимались. Первона­чально налог взимался в размере 1 % от объявленного капитала. Через 10 лет было утверждено «Городовое положение», которое повысило размеры объявляемых капиталов для зачисления в ту или иную гильдию. Ставка осталась прежней. Однако в дальнейшем она росла и в конце царствования Александра I составляла 2, 5 % для купцов третьей гильдии и 4 % для купцов первой и второй гильдий.

Подушный налог на основное население России при Екатерине II сохранился, но это был не совсем тот налог, который ввел Петр I. По Указу от 3 мая 1783 г. «подати с мещан и крестьян по числу душ полагаются единственно для удобности в общем госу­дарственном счете». Такой счет не должен стеснять плательщиков «в способах, ими полагаемых удобнейшему и соразмерному плате­жу податей». Община могла разверстать положенный ей подушный налог между своими членами так, как считала необходимым. Дело в том, что Петр I в своих указах не разъяснил порядок разверстки нового налога. Подушная подать была понята в буквальном смысле: ее просто рассчитывали в податных росписях, но и при самом сборе раскладывали прямо по ревизским душам, не учитывая, сколько в семье фактически работников. С 1797 г. российские гу­бернии были разделены на четыре класса в зависимости от плодо­родия почвы и их хозяйственного значения и для каждого класса были назначены отдельные подушные оклады.

В это время в России прямые налоги в бюджете уже играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными. Так, подушной подати собиралось в 1763 г. 5667 тыс. руб., или 34, 4 % всех доходов, а в 1796 г. — 24721 тыс. руб., или 36% доходов. В свою очередь косвенные налоги давали 42 % в 1764 г. и 43 % — в 1796 г. Почти половину этой суммы приносили питейные на­логи.

На протяжении XIX в. главным источником доходов оставались государственные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Количество плательщиков определялось по ревизским переписям.

Наряду с основными ставками по прямым налогам вводились надбавки целевого назначения, например: надбавки на строитель­ство государственных больших дорог, на устройство водных сооб­щений, временные надбавки для ускорения уплаты государствен­ных долгов (действовали с 1812 по 1820 г.).

Существовали специальные государственные сборы. Таков, на­пример, введенный в 1834 г. сбор с проезда по дороге, соединяю­щей Санкт-Петербург и Москву. К 1863 г. сбор распространился на 23 шоссейные дороги. Взимались сборы с пассажиров желез­ных дорог, пароходств, железнодорожных грузов, перевозимых большой скоростью, а также сборы в морских портах. Действова­ли пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения. В то время ими облагались только лица, не имею­щие прямого права наследования. Имелись паспортные сборы, в том числе с заграничных паспортов. Облагались налогом полисы по страхованию от пожара.

Кроме государственных налогов, взимались и местные.

В 1863 г. в налоговой системе России произошли изменения, связанные с экономическими реформами Александра II. С мещанвместо подушной подати стал взиматься налог с городской недви­жимости. Им облагались жилые дома, заводы, фабрики, бани, складские помещения, сады, огороды, оранжереи, другие строе­ния, пустующие земли. Окончательная отмена подушной подати произошла лишь в 1882 г. и связана с именем министра финансов Н.Х. Бунге (1823—1895). Чтобы осуществить это, пришлось увеличить налог на городскую недвижимость, поземельный налог, гер­бовый сбор, установить налог с наследств и налог на доходы от денежных капиталов. Через четыре года оброчная подать с кресть­ян была преобразована в выкупные платежи. Предполагалось, что крестьяне будут выкупать землю в течение 44 лет. До 1882 г. налог с наследств составлял 6 %, но взимался он по узаконению 1801 г. только с лиц, не имеющих права на законное наследование. Он был введен со всех наследств, а его ставка устанавливалась в зави­симости от степени родства пропорционально оценочной стоимо­сти наследуемого имущества.

По «Городовому положению» 1870 г. органы городского управ­ления получили право взимать государственный квартирный на­лог. Однако разработка его надолго затянулась. Он вступил в дей­ствие только в 1894 г. Ставка налога была дифференцирована в зависимости от наемной цены квартиры. Облагался содержатель квартиры независимо от того, являлся он собственником или арен­датором.

От квартирного налога освобождались: духовенство христианского вероисповедания, дипломатические представители, члены императорского дома. Не облагались налогом также жильцы при промышленных предприятиях.

Налог вносился в местное казначейство и контролировался ме­стными Казенными палатами, но целиком шел в государствен­ный бюджет. Поступления от него росли достаточно высокими темпами. В 1885 г. получено квартирного налога 2, 8 млн руб., в 1900 г. — 3, 9 млн руб., в 1908 г. — более 6 млн руб. Идея о передаче этого налога в бюджеты городов не нашла воплощения. Лишь в бюджет Санкт-Петербурга уже в XX в. передавалась некоторая часть от него.

Наиболее крупными из местных налогов, взимаемых в городах, был налог с недвижимых имуществ. Ставка налога определялась городской Думой в процентах с чистого дохода, получаемого от данных имуществ. При невозможности оценки чистого дохода за основу обложения бралась стоимость имущества. Ставка налога по «Городовому положению» (ст. 129) не могла превышать 10% от чистого дохода или 1 % от стоимости имущества.

Перед началом Первой мировой войны финансовое положение России было довольно устойчивым. По бюджетной росписи на 1914 г. доходы государства были определены в сумме 3522 млн руб., рас­ходы — 3303 млн руб. В общегосударственных доходах одной из наиболее крупных статей был доход от казенной винной монопо­лии — 935, 8 млн руб. Казенные имущества и капиталы приносили 805 млн руб., среди них наибольшие доходы обеспечивали желез­ная дорога и леса.

Налоги планировались по трем подразделениям: прямые налоги — 264, 5 млн руб., косвенные налоги — около 710 млн руб. и пошлина — более 230 млн руб. Среди прямых общегосударствен­ных налогов выделялся промысловый налог — 145, 8 млн руб., ко­торый возрос к1913г. на 12, 2 млн руб., или на 9, 1 %, что говорит о развитии промышленности в России. Поземельный налог, иму­щественный налог и подати вместе должны были принести казне 83 млн руб.

Из косвенных налогов почти половину — 351, 9 млн руб. — составляли таможенные сборы, 150 млн руб. — акциз на сахар, 98, 4 млн руб. — акциз на табачные изделия и спички.

В результате войны с Германией финансовые источники почти иссякли, нарастали темпы инфляции. Хозяйство страны развали­валось, и выдержать бремя новых налогов вряд ли кто был в состо­янии. Эмиссия бумажных денег полностью разладила финансовую систему страны.

После Февральской революции 1917 г. положение дел еще более ухудшилось. Временное правительство не сумело справиться с экономическими и финансовыми трудностями.

Несколько наладилась эта система после провозглашения но­вой экономической политики, когда были сняты запреты на тор­говлю, местный кустарный промысел. Появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы.

В период нэпа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из глав­ных условий функционирования налоговой системы. Опыт 1920-х гг. показал, что нормальное налогообложение возможно лишь при определенном построении отношений собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность предприятий от госу­дарственного аппарата управления. Это обособление необходимо для создания не только правильного налогообложения, но и нор­мального механизма перелива капитала между отраслями и пред­приятиями, для формирования рынка капиталов.

В это время делались попытки организовать национализиро­ванные предприятия, например акционерные общества, работа­ющие на основе государственного капитала, но успехом они не увенчались.

Финансовая система во время нэпа хотя и имела много специфи­ческих особенностей, но тем не менее отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России как от исходного пункта и вос­производила ряд ее черт. Складывающаяся система налогообложения имела слабо налаженный податной аппарат и характеризовалась почти полным отсутствием данных для определения финансового положения различных категорий налогоплательщиков, что пре­допределяло весьма примитивные способы обложения.

Существовали следующие виды налогов:

прямые налоги — сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-поимущественный, рентные налоги с земель, изъятых из сельскохозяйственного оборота, гербовый сбор, наследственные пошлины;

косвенные налоги — акцизы и таможенное обложение. Акцизы были установлены на продажу чая, кофе, сахара, соли, алкоголь­ных напитков, табачных изделий и некоторых других потребитель­ских товаров.

Прямые налоги являлись орудием финансовой политики — ры­чагом перераспределения накапливаемых в процессе хозяйствова­ния капиталов. В то же время они становились существенным фак­тором роста доходов бюджета. В 1922—1923 гг. прямые налоги со­ставляли около 43 % от всех налоговых поступлений в бюджет, в 1923-1924 гг. - 45 %, в 1925- 1926 гг. - 82 %.

Промысловым налогом облагались торговые и промышленные предприятия, а также единоличные ремесла и промысловые за­нятия. Он состоял из двух частей: патентного и уравнительного сборов.

Плата за патент зависела от разряда предприятия и его местонахождения.

Уравнительный сбор устанавливался с суммы торгового (или вообще хозяйственного) оборота. Первоначально он был опреде­лен в 7 %, из которых 3 % шли в государственный бюджет, 3 % — в местный и 1 % — в пользу голодающих. Однако очень скоро это налогообложение было признано чрезмерным. Налог снизился в среднем в два раза с дифференциацией его по отраслям. Так, в пищевой промышленности он составлял 1, 5 —2 %, а на предметы роскоши доходил до 6 %. Государственные предприятия платили уравнительный сбор в два раза ниже, чем частные.

Уравнительный сбор представлял собой налог с оборота, по­зволяющий относительно равномерно облагать все товары, улав­ливать и аккумулировать в бюджете излишки доходов. В общеми­ровой практике налог с оборота в конечном счете эволюциониро­вал в налог на добавленную стоимость. В экономике России эволю­ция была обратной — в сторону сближения налога с оборота с акцизами — определенной фиксированной надбавкой к цене товара в пользу государственной казны.

Другим важнейшим налогом был подоходно-поимущественный. Им облагались как физические, так и юридические лица (акцио­нерные общества и т.п.). Поимущественное обложение представ­ляло собой прежде всего налог на капитал. Государственные предприятия были освобождены от поимущественного обложения, но платили подоходный налог в размере 8 %. Физические лица при­влекались к уплате налога, если имели годовой доход от 300 руб. и выше или имущество стоимостью более 300 руб. Поимущественное обложение прогрессивно возрастало по мере увеличения размера имущества. В результате всякое слияние капиталов — создание товариществ, акционерных обществ — вело к удвоению и утроению обложения. Дважды облагались и доходы участников акционерных обществ: сначала как совокупный доход акционерного общества, затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет тол­кал частных предпринимателей на путь быстрой наживы, спеку­ляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне.

Существовавший сельскохозяйственный налог рассчитывался в зависимости от количества земли и голов скота на одного едока. Скот приравнивался к пашне в соотношении: одна голова рабоче­го скота равнялась 0, 8 десятины пашни. Налог соответствовал клас­совой политике, осуществляемой в деревне, приводил к сокраще­нию зажиточных хозяйств, не стимулировал повышения эффек­тивности труда.

В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении перехода к административным методам изъятия при­были предприятий и перераспределения финансовых ресурсов че­рез бюджет страны. Полная централизация денежных средств при отсутствии какой-либо самостоятельности предприятий лишала хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводила страну к финансовому кризису.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.