Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доходы бюджетов






Налоговые Неналоговые  
Налоги Публично-правовые Частно-правовые
Сборы Штрафы, конфискации, компенсации и др. От использования государственного, муниципального имущества
Пени и штрафы за нарушения налогового законодательства Доходы от платных услуг государственных органов и органов местного самоуправления От продажи государственного, муниципального имущества
  Финансовая помощь, бюджетные ссуды  

Налоги – основной источник доходов государственного бюджета. За счет налогов формируется 94, 4% федерального бюджета. Эти данные сопоставимы с показателями зарубежных стран. Так, во Франции налоги приносят 95% доходов государственного бюджета, в США – свыше 90%, В ФРГ – около 80%, в Японии – 75%. Налог предполагает достаточно высокий уровень развития правосознания, экономики, систем контроля.

Признаки категории налога вытекают из отличительных особенностей отношений налогоплательщика с государством. Такими признаками являются:

-переход права собственности на денежные средства, ранее принадлежавшие плательщику налога, к государству;

- императивность (строго обязательный характер) – субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно внести часть своего дохода, а в случае невыполнения применяются санкции по принудительному взысканию;

- индивидуальная безвозмездность (безвозвратность) передаваемой части дохода – данная часть дохода не возвратится субъекту налога, и он не получит никаких прав, в том числе и права на участие в распределении отданной части своего дохода.

- легитимность – установление налогов на основе законодательного права;

- внесение в бюджет или внебюджетные фонды в точно определенных размерах и в определенный срок;

- обеспечение платежеспособности публичной власти.

Таким образом, согласно ст.8 первой части НК РФ налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определеныналогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налог следует рассматривать как средство упорядочения финансовых отношений налогоплательщиков и государства. Налогоплательщику он указывает меру его обязанности, а государственному налоговому органу – меру дозволенных действий. Принудительный характер налога не мешает рассматривать налог как способ защиты частной собственности от незаконных притязаний казны и ее агентов, как средство поддержания баланса прав и законных интересов граждан и их объединений – с одной стороны; общества и государства как выразителя интересов общества – с другой. Налог как юридический механизм не имеет непосредственной цели собрать конкретную сумму, необходимую для покрытия расходов. Эти расходы могут заранее планироваться, но их предполагаемая сумма не оказывает императивного воздействия на налогообложение. Размер собираемых налогов зависит от правил, установленных в Законе о налоге, а не в законе о бюджете, и, в принципе, не ограничен. Налогообложение есть форма отчуждения собственности; право собственности первично по отношению к праву государства требовать отторжения части собственности в виде налога.

Предлагаемое определение налога позволяет отделить налоги от сборов и пошлин. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги), однако они никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными. Пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего налогам. Пошлина не обеспечивает существования государственного органа – взимание пошлины обусловлено реализацией каким-либо государственным органом своих функций. Размер пошлины или сбора определяют исходя из характера и размера услуги и устанавливают, как правило, в конкретной сумме. В российском законодательстве существует три вида пошлин: государственная, регистрационная и таможенная.

В российском законодательстве 91-98 гг. сбором, в основном называют платежи за обладание специальным правом (право торговли, символики и т.д.); к пошлинам относятся средства, уплачиваемые за совершение в пользу налогоплательщиков юридически значимых действий (оказание административных услуг), а также, за пользование государственным имуществом либо за предоставление лицу каких-либо услуг, не относящихся к административным.

В НК РФ понятие «сбор» имеет собирательное значение. Оно охватывает как собственно сборы, так и пошлины. Это объясняется тем, что в таком же значении понятие «сборы» употреблено в ст.57 Конституции РФ, согласно которой «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы».

В соответствии с НК РФ «под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)» (п.2 ст.8).

К категории «сборы» можно отнести предусмотренные НК РФ (ст.13-15) государственную пошлину, таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, а также федеральные, региональные и местные лицензионные сборы.

Элементы налогообложения – определяемые законодательными актами государства принципы построения и организации взимания налогов. Согласно НК РФ, налог считается установленным в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: - объект налогообложения; - налоговая база: - налоговая ставка, - налоговый период, - порядок исчисления налога, - порядок и сроки уплаты налога. Данные элементы раскрыты в НК РФ и соответствуют статьям 19, 38, 57 и 58.

Субъект налогообложения (налогоплательщик) лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

Объект налога а) доход или имущество налогоплательщика, с которого начисляется налог и которое служит основой для обложения: например, заработная плата, прибыль, капитал, ценные бумаги, процент, недвижимое имущество, товар и др.; б) юридический факт или совокупность юридических фактов (юридический состав), с которым связано возникновение обязанности платить налог (совершение оборота по реализации товара, работы, услуги, ввоз товара на территорию страны, владение имуществом, совершение сделок купли-продажи имущества, ценных бумаг, получение дохода и др.)

Налоговая база – экономический показатель, отражающий резерв, за счет которого налогоплательщик уплачивает налог (доходы, имущество)стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговая ставка (норма налогообложения) размер налога, приходящегося на единицу налогообложения - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговый период срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства; время за которое производится обложение налогом или сбором, например: календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Порядок исчисления налога состоит в том, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.