Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарастание кризисных явлений в советском обществе во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг.






Рассматривая четвертый вопрос, студентам следует обратить внимание на борьбу двух тенденций (либеральной и консервативной) в общественном развитии страны.

Либеральная тенденция была напрямую связана с периодом правления Н. С Хрущева, развенчанием культа личности И. В. Сталина, «оттепелью». К середине 60-х годов она стала затухать, но ее влияние сказалось на проведении экономических реформ этого периода.

Консервативная тенденция, которая стремилась утвердить в обществе «стабильность», одерживает победу и к началу 80-х гг. страна погружается в глубокий кризис.

В течении 60 – 80-х гг. во главе страны находился Л. И. Брежнев, который возглавлял КПСС, а затем и Президиум Верховного Совета СССР. Опираясь на бюрократию, он стремился к консервативной политической жизни.

Студентам следует обратить внимание, что разработка реформ в экономике СССР началась в последние годы правления Н. С. Хрущева и проведение реформ продолжалось в первые годы прихода Л. И. Брежнева к власти. Инициатором реформ стал Председатель Совета Министров А. Н. Косыгин, который выступал за внедрение экономических стимулов в промышленности и сельском хозяйстве, проведение реформ.

Можно выделить три основных положения хозяйственной реформы, изложенные А. Н. Косыгиным в докладе «Об улучшении управления промышленности» на сентябрьском 1965 г. пленуме ЦК КПСС.

Обратите внимание на то, что реформа проводилась медленно, при сопротивлении партийно-хозяйственного аппарата. Но даже частичное реформирование привело к улучшению экономических показателей:

- повысились темпы роста производства,

- привлечены дополнительные ресурсы для выполнения задания и увеличения прибыли,

- восьмая пятилетка оказалась лучшей в послевоенный период.

События 1968 г. в Чехословакии показали советскому руководству, что экономические реформы неотделимы от политических. Началось свертывание реформы.

Студентам енобходимо выяснить, почему реформа потерпела неудачу, остановившись на уровне предприятий, не затронув верхние эшелоны управления и конкретного работника.

Вместе с реформированием промышленности, руководство страны предприняло попытку реформирования сельского хозяйства.

В основе реформы - решения мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, которые предусматривали перераспределение бюджета в пользу сельского хозяйства, увеличение капиталовложений в сельскохозяйственное производство.

Так же как и в промышленности, реформа сельского хозяйства была половинчатой, так как сохраняла административные очаги управления, лишь дополняя их экономическими (снижался план обязательных закупок, вводились повышенные цены на сверхплановые закупки, снимались ограничения с личных подсобных хозяйств).

Но эти полумеры в сочетании с низкой трудовой дисциплиной и минимальной заинтересованностью в труде крестьян не привели к кардинальным изменениям в сельском хозяйстве. Оно становится все более убыточным. Суммы, которые государство вкладывало в село были меньше, изымаемых из него. Проблема обеспечения населения страны продуктами из экономической превращалась в политическую.

Заканчивая рассмотрение данного вопроса, необходимо подчеркнуть, что реформы середины 60-х годов в промышленности и сельском хозяйстве, были проявлением либерального курса, попыткой ослабить административно-командную систему, которые закончились победой умеренно-консервативного курса руководства страны во главе с Л. И. Брежневым.

 

Изучая вопрос о нарастании кризисных явлений в советском обществе в 70-е первой половине 80-х гг. студент должен заострить внимание на том, что это наиболее сложный период в послевоенной истории страны, когда накапливались нерешенные проблемы, страна погружалась в кризис.

Необходимо рассмотреть предпосылки этого явления. В 1987 г. впервые был озвучен термин «механизм торможения». Он был характерен и для стран Восточной Европы. Экстенсивные факторы развития себя исчерпали. Страны Запада, благодаря научно-технической революции, вступили в стадию перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Основным ресурсом становится информация.

В отличие от стран Запада, СССР пропустил новый научно-технический этап развития, преобладала стратегия количественного роста. В основе экономики СССР по прежнему оставался военно-промышленный и топливно-энергетический комплексы, потребительский рынок не обеспечивался, что приводило к диспропорции в развитии экономики.

Студенту следует уяснить, что попытки выхода из сложившейся ситуации ничего не меняя в самой системе, привели к увеличению численности бюрократии и усилению пассивности народа.

Необходимо указать, что существовали и субъективные причины «механизма торможения»: прежде всего негативные явления в деятельности КПСС, «культ» первого лица в партии, что сформировало в обществе двойную мораль.

Застойные явления проявлялись как в экономической, социальной, так и политической сферах. Как проявлялись они на практике?

Изучая проблему сопротивления тоталитарной системе, необходимо рассмотреть состояние идеологической сферы в данный период. Руководство КПСС, понимая нереальность построения коммунизма, сосредотачивает идеологическую работу на пропаганде достижений социализма. В 1967 г. Брежнев выдвинул концепцию «развитого социализма». Существующий порядок был объявлен достижением прогресса, в агитации и пропаганде упор делался на новые достижения социализма, в обществе создавалась иллюзия стабильности и успеха.

Разрыв слов и действительности в обществе вызвал внутреннее сопротивление части интеллигенции, появилась духовная оппозиция. Поясните, в чем проявлялся критический потенциал?

Обучающимся следует познакомиться с феноменом диссидентства – оппозиционного движения 70-х гг. и ответную реакцию партийно-государственных структур виде ужесточения внутренней политики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.